«Машук-2011»: зачем этносам «айфонизация»?

«Кавказский Селигер» собрал неравнодушную молодёжь со всего СКФО

Первая смена ставшего ежегодным северокавказского молодёжного форума «Машук-2011», проходившего с 3 июля 2011 года в Пятигорске у подножия горы Машук, завершилась 9 числа. В ходе работы форума аспирантами и преподавателями Социологического факультета МГУ им.Ломоносова был прочитан курс лекций, темами которых стали «Российская цивилизационная идентичность как путь сохранения этнического многообразия в условиях глобализации. Россия как демократическая империя», «Северный Кавказ на этносоциологической карте России», «Геополитика Северного Кавказа и национальные интересы России», «Цивилизационная идентичность России и этносы Северного Кавказа», «Национализм и гражданское общество на Северном Кавказе» и «Северный Кавказ как месторазвитие». В качестве неожиданного «бонуса» в последний день смены, по окончании курса лекций, на «Машуке» прошла презентация книг Александра Дугина «Этносоциология» и «Геополитика».

На форум, получивший название «Кавказский Селигер», были отобраны представители активной молодёжи из различных этнических групп, неравнодушные к современной ситуации на Северном Кавказе. В свою очередь, задачей аспирантов и сотрудников Соцфака МГУ стала проработка наиболее значимых вопросов, связанных с Северо-Кавказским Федеральным Округом (СКФО), среди которых особенно следует отметить проблему глобализации и проникновения западных либеральных ценностей на территорию этносов, не подготовленных для таких чужеродных влияний.

В рамках первых лекций была рассмотрена проблема негативного влияния либерализма на традиционный уклад жизни этнических меньшинств, населяющих Кавказ. В качестве примера навязывание либеральных ценностей приводились демократия и идеология прав человека. Многие лекторы в своих выступлениях неоднократно подчёркивали, что западная модель категорически не подходит российскому обществу, несмотря на активную политику правящих элит, проводимую в данном направлении. Целью прививания либеральных ценностей этническим меньшинствам, населяющим Кавказ, является атомизация российского общества, его ослабление, что в конечном итоге должно привести к его окончательному распаду. «Распад России легче спровоцировать с Северного Кавказа», - считает российский политолог, журналист, политический деятель, директор Центра Геополитических экспертиз, заместитель руководителя Центра консервативных исследований при Социологическом факультете МГУ Валерий Коровин.

На его лекциях участникам форума было показано, что идеал гражданского общества - общества атомизированного, где на переднем плане оказываются индивидуальные ценности, а не ценности народа (как было в традиционных обществах), или этноса (как было в архаических обществах), по отношению к российскому обществу может быть лишь виртуальным, а не реальным. В то же время, номинально провозглашая себя либерально-демократическим, на деле российское общество представляет собой результат репрезентационных стратегий политических элит, далёким от того, что принято понимать под реальным гражданским обществом.

«Гражданское общество предполагает набор атомизированных граждан», - уверен Коровин. Если на Западе гражданское общество не заключает в себе противоречий, так как является результатом планомерных переходов от этноса к народу, от народа к нации, от нации к гражданском обществу, то в России мы наблюдаем пытку построения гражданского общества на основании народа и многочисленных этносов, игнорируя фазу нации. В то же время, в нашей стране нет понятия «нация», а значит, она не может претендовать и на формирование гражданского общества. В связи с этим, на лекциях особенно интересным для слушателей показался вопрос идентичности. Вариант, который пока «по умолчанию» может принять представитель этнической группы, для того, чтобы отождествить себя с той страной, гражданином которой он является, – это понятие «россиянин». Слушателям – представителям различных этнических меньшинств, показалась наиболее дискуссионной и противоречивой возможность такого отождествления, что говорит о слабом национальном самосознании (сознании своей принадлежности к единому государству) и о необходимости реабилитации чувства национального единства, потерянного в ходе реформ 90-х.

В курсе лекций ««Северный Кавказ как месторазвитие»» были рассмотрены вопросы этнического разнообразия географической карты Северного Кавказа, границы Северного Кавказа в контексте истории и в рамках современного административного устройства России. В ходе одной из лекций был проведён этносоциологический анализ СКФО и выделены те этнические группы, которые населяют его в данный момент: адыги, к которым относятся такие народы, как черкесы, кабардинцы, убыхи, абазины, шапсуги и вайнахи - ингуши, бацбийцы, чеченцы и нахско-дагестанская ветвь со множеством народов.

По словам Коровина, этносам, исторически сложившимся коллективам, объединённым верой в общее происхождение, населяющим Кавказ, не угрожает переход к постообществу, так как для этого необходимо пройти предшествующие ему стадии развития. Однако со стороны США явно исходит угроза Кавказу, так как целью деятельности этой страны в данном регионе РФ, да и не только в нём, является атомизация российского общества, разрушение устоявшихся традиционных связей. Примером тому может быть внушаемая через СМИ идеи «твитеризации», «айфонизации» социума.

В рамках форума был проведён ряд дополнительных семинаров. Среди них – семинар на тему геополитической безопасности России, на котором были рассмотрены вопросы исторического противостояния между Сушей и Морем, геополитического места Кавказа, современных проблем сепаратизма в данном регионе, неэффективности государственной политики как в вопросах обеспечения национальных интересов России в целом, так и в вопросах обеспечения геополитической безопасности Северного Кавказа в частности. Также следует отметить семинар Валерия Коровина, посвящённую информационным войнам, в ходе которой лектор рассказал собравшимся об основных методах, без преувеличения названных оружием, с помощью которых мнения масс можно подвергать манипуляциям высокого уровня сложности. В качестве примеров были названы «мемы» - например, мем «Привет, Медвед!», ставший популярным перед последними президентскими выборами и концепция «soсket puppet revolution» - спровоцированный ограниченной группой людей массовый перепостинг сообщений в социальных сетях, который создаёт определённый контекст, являющийся орудием управления массовым сознанием.

Среди важнейших проблем Северного Кавказа, обсуждаемых на лекциях, особо следует отметить проблему вооружённых столкновений представителей традиционного ислама и исламской секты, отрицающей традиционный ислам, - ваххабизма. В ходе дискуссий было выяснено, что угроза для мирного населения, исходящая со стороны ваххабитов заключается не только в насильственном насаждении чуждых для традиционных исламистов идей - например, идеи о том, что шариат – единственный, несокрушимый для всех закон, но и в определённых террористических действиях, совершаемых ваххабитами. Между тем, как заявляет Хаджи-Мурад Раджабов из республики Дагестан, «сегодня джихад носит преимущественно информационный характер».

На семинаре Ильи Дмитриева были рассмотрены вопросы отрицательного воздействия глобализации на Северо-Кавказский регион. Андрей Коваленко в ходе своей лекции затронул тему религиозных конфессий, традиционных для Северного Кавказа.

В ходе работы форума «Машук-2011» между участниками форума и преподавателями происходил постоянный обмен информацией. Безусловно, такой опыт взаимодействия является бесценным, поскольку преподаватели имели возможность «проверить» достоверность тех сведений о Северном Кавказе, который они регулярно получали из российских и западных СМИ. Что интересно, облик реального Кавказа оказался прямо противоположен тому облику, который нам предоставляют информационные источники. Вопреки представлению об СКФО как наиболее агрессивной, болевой точке России, представители местной молодёжи создают иной образ округа. «У нас хорошо», - заявляет одна из участниц форума, жительница Ставропольского края.

Не были проигнорированы на «Машуке» и острые социальные темы. В частности, тыла затронута такая болезненная для большинства участников проблема, как коррупция в образовательной сфере СКФО. Жители региона с энтузиазмом демонстрировали примеры столкновения с бессовестным взятоничеством в Северокавказских ВУЗах и равнодушием правоохранительных органов. Точки зрения на то, кто виноват в коррупции, разделились: одни видели в этом ответственность властей, другие – тех, кто эти взятки предлагает.

В целом, работа аспирантов и преподавателей социологического факультета МГУ была оценена организаторами и участниками молодёжного форума положительно. Не оставляет сомнений то, что такая работа, как обсуждение острых вопросов внутренней и внешней политики на Северном Кавказе должна быть возобновлена и постоянно проводиться. Ну, а что касается участников «Машука-2011», то многие из них, судя по переписке в блогах, собираются посетить форум и в следующем году.

Маргарита Трошкина, Наталья Макеева
Комментарии:
Страницы: 1 2  3 
Марс (29 июля 2011, 20:14)
Необходимо существенно изменить систему подготовки и проведения подобных форумов, чтобы они приобрели статус реальной молодежной политики на местах, в каждом конкретном городе, районе, селе, вузе и т.д. На сегодняшний день форум Машук повторяет учебно-воспитательную систему в отдельных её пунктах и в виде клипов:
- Психологические тренинги с удовольствием (или без) студенты получают в стенах вузов
- Шоу-программы (худо ли бедно) проводятся также
- И т.д.
Если изучить внимательно, проведя анкетирование участников заранее по вопросам целей, задач и концепции в целом данного молодежного мероприятия, полагаю, большинство участников не имеют представления, для чего они едут "туда". А, возможно, и сами организаторы (учитывая, что опыт проведения подобных форумов мал) еще не выстроили подобной концепции. Трудно не согласиться с мнением участников, которые подчеркивают, что громкая (да разве она такая уж громкая по сравнению с теми проблемами, которые предстоит решать...)сумма 100 миллионов - ничтожно мала для осуществления "чаяний" молодежи. И здесь нужно признать, что уровен
КМВ (20 июля 2011, 14:31)
А что же не написали,как жители Чечни задавали один и тот же вопрос Хлопонину и Гаевскому --""Почему запретили танцевать лезгинку на Ставрополье".""В курсе лекций ««Северный Кавказ как месторазвитие»»""- Коровин молодежи расказывал о современном административном устройстве России. А у молодежи Сев.Кавказа в голове только лезгинка,да как бы переделить территории Ставрополья и Кубани между народами Сев.Кавказа,да выгнать всех славян за реку Дон.
Пенсионер (20 июля 2011, 07:02)
""У нас хорошо», - заявляет одна из участниц форума, жительница Ставропольского края.""
И что дальше,как это понимать.Когда едешь в поезде в Москву и Пятигорчане жалуются на Скв.Кавказкую молодежь,""понаехали на форум,что хотят то и вытворяют.""А нужен ли лагерь "Машук " Пятигорску??...Кто то проводил опрос жителей.Да и все эти лекциии Коровина и т.д напоминают годы перестройки 1985-1991г., когда Горбачев обещал до 2000г.всем нуждающимся в СССР, ""ДАТЬ ЖИЛЬЕ"..Так и здесь в МАШУКЕ только перевод государствеенных денег.
Оставить комментарий (23)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Ваш возраст, место проживания
(не будут публиковаться, только для социологического исследования)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )