Этносы, конфликты, турбулентность

Станет ли этнос единицей права и что будет на Северном Кавказе?

Меняющийся на наших глазах мир создаёт новые вызовы, требующие новые решений и ответов. В значительной мере это касается такой тонкой сферы, как отношения между представителями различных этносов, конфессий и тд.

На вопросы корреспондента Северо-Кавказского новостного агентства – СКФОNews любезно ответил заместитель руководителя Рабочей группы Общественной палаты РФ «Медиация межэтнических и межконфессиональных конфликтов» Николай Григорьев.

На Северном Кавказе, да и не только там, время от времени происходят конфликты между группами населения, участники каждой из которых принадлежат к одному народу или этносу. Вместе с тем, правоохранительные органы, а за ними – СМИ стандартно озвучивают бытовую подоплёку, что бы ни произошло. У Вас, как известно, своя позиция по данному вопросу.

Здесь каждый раз надо разбираться конкретно. Во-первых, нельзя сказать, что все конфликты, которые там происходят между двумя молодыми людьми или большим количеством молодых людей, обязательно носят бытовой характер межэтнический характер или межрелигиозный характер.

Если мы, в соответствии с определёнными признаками, видим, что этот конфликт носит межэтнический характер, то, безусловно, сводить его к бытовому – серьёзная ошибка, потому что таким образом мы лишаем себя возможности его правильно разрешить. Попытаемся разрешать его, как межличностный конфликт на бытовой почве, в то время как он носит межэтнический характер. Это разные конфликты, у них совершенно разный генезис, и они имеют совершенно разные способы разрешения. Важно определить правильно это на месте и вовремя. И, самое главное, делать это должны квалифицированные, подготовленные люди. Собственно, эта задача ставится и Президентом, и программой стратегии развития межнациональных отношений перед и органами государственной и муниципальной власти.

Более того, сейчас разрабатывается стандарт специалистов по межэтническим отношениям. На данный момент он уже подан в Минтруд, пройдя перед этим достаточно широкое общественное обсуждение, в том числе в Общественной Палате Российской Федерации. Стандарт готовили специалисты Московского городского психолого-педагогического университета. На мой взгляд, стандарт хороший. У него были определённые недочёты, но в ходе общественной дискуссии они были устранены. Такие специалисты должны быть на местах, а профессионалы более высокого уровня - быть готовыми в любой момент придти к ним на помощь и находиться, например, в столицах субъектов Федерации. Подготовить сверхкомпетентных специалистов в каждом районном центре невозможно. Но их должно быть достаточно, чтобы конфликт правильно и вовремя диагностировать и локализовать, чтобы конфликт был разрешён на ранних стадиях.

Мы должны, на мой взгляд, 90 процентов межэтнических и межрелигиозных конфликтов разрешать именно на ранних стадиях, иначе пойдёт эскалация, которая приведёт к кровопролитию, а это недопустимо. К сожалению, государство подключается, когда уже что-то произошло – кого-то убили или избили, или сожгли машины, или люди вышли на улицу. А это уже средняя и высокая степень эскалации конфликта. Нужно ловить их, успевать перехватывать и обрабатывать грамотно на низших, начальных стадиях. Вот тогда мы сможем избежать и жертв, и очень серьёзных социальных издержек.

Вы говорите, что всё-таки иногда бывает, что в случае между этническими группами причина - бытовая. На круглом столе в Общественной Палате Вы рассказывали, что не просто «клубнику не поделили», а что фактор коллективной идентичности в таких ситуациях всегда присутствует.

Конечно присутствует. Вообще основная мысль, которую я пытаюсь донести, что всегда вообще-то присутствует всё. Я считаю, что всегда присутствуют и элементы архаики, и элементы некоего сущностного этноса, и более поздние социально-конструктивные, конструктивистские элементы. А ещё - инструменталистские манипуляции, потому что почти всегда произошедшим кто-то хочет воспользоваться. Например, есть какой-то конфликт. А люди говорят – «центр федеральный, нам нужны трансферты, потому что если эти трансферты нам даны не будут, у нас усложнится и накалится социально-экономическая ситуация, что приведёт к межэтническому конфликту». Вот это классический пример инструментального подхода, когда элиты пользуются этим в чисто экономических интересах.

Специалист должен на начальных этапах выделить ведущий элемент - то, что, собственно, определяет ситуацию, а остальные элементы являются при этом ведомыми и вторичными. Вполне может быть, что конфликт имеет этническую составляющую, вначале небольшую, а основополагающую и ведущую составляющую - экономическую. А там «бомба» заложена в глубине в том числе межэтнического конфликта. И это должен понять специалист! Если вы в начале быстро, грамотно этот конфликт не идентифицируете и он не будет введён в определённый управляемый режим, в результате которого произойдёт деэскалация, то потом будут подключаться всё более глубокие слои. В результате может быть взорван этнический мир во всём регионе. Ни в коем случае нельзя быть одномерным, линейным. Нельзя приватизировать историю.

Поэтому здесь, повторюсь, должна быть достаточно высокая квалификация, глубокое понимание многомерности и правильное управление сложной, многомерной, нелинейной ситуацией.

Вы сейчас только что упомянули о том, что хрупкий мир в определённом регионе может взорваться в результате некой ситуации. А как вам кажется, элемент какого-то внешнего участия насколько сейчас велик? Именно внешнего.

На самом деле, как бы нам это нравилось или не нравилось, в глобальном мире происходят очень серьёзные геополитические, геоэкономические изменения. Они происходят на наших глазах - мы открываем СМИ, читаем, например, о подписании соглашения о строительстве газопровода с Турцией. Это же не просто продажа, это очень серьёзно, это – права НАТО. Турция объявляет о том, что она будет принимать российских туристов без загранпаспортов. Совершенно невероятная вещь, да? Османская империя, войны, все дела. Жуткая история у нас с ними! А с болгарами, с братушками, у нас отношения как-то не очень. Правда, братушки эти и в Первую и во Вторую мировые войны против нас воевали, но ведь есть некие клише, укоренённые штампы…

А с Турцией вроде как любовь. Происходят очень серьёзные изменения. В рамках таких серьёзных изменений все участники этих процессов, безусловно, используют все возможности для того, чтобы обеспечить себе более выгодные условия в конкурентной борьбе. А вот наличие определённых линий этнических напряжённостей, потенциальных конфронтаций –очень удобная и хорошая мишень. Почему бы ей не пользоваться? Я абсолютно уверен, что и пользовались, пользуются и будут пользоваться. А наша задача этого не допускать.

Я не хочу драматизировать. Понимаете, здесь любые крайности – убеждать, что это всё фигня и такого нет или, наоборот, впадать в полную паранойю и говорить, что все постоянно стремятся и только и думают, как нас разрушить - это, на мой взгляд, не очень взрослая позиция.

О наших противников раньше говорили «партнёры» - так это одно и то же, это игра в слова. Партнёры всегда, в том числе и противники, а противники - в том числе и партнёры в этой серьёзной конкурентной борьбе. И они, естественно, стремятся воспользоваться любыми конкурентными преимуществами, обыграть любые наши слабости и поджечь всё, что можно поджечь и взорвать всё, что можно взорвать. Они это делают, я уверен. Я не считаю их идиотами по одной очень простой причине - только идиоты не пользуются возможностью ослабить конкуренцию.

Вы упомянули о том, что разработан стандарт специалиста по межэтническим отношениям. Как вам кажется, вслед за этим не должно ли начаться изменение всей полноты законодательной базы? Возможно - введение этноса в качестве субъекта права?

Здесь можно поднять два пласта. Вначале - конкретно сейчас, на среднесрочную перспективу. Я не думаю, что в ближайшее время что-то изменится. Более того, я уверен, что мы вполне справимся в рамках того законодательства, которое существует. Если философствовать более глобально, то, безусловно, я предвижу серьёзные изменения вообще в системе мирового законодательства. Дело в том, что в рамках разрушения универсалистских структур модерна, классическое универсалистское, обезличенное законодательство просто не будет работать.

Современное законодательство делалось для неких универсальных абстрактных граждан, универсальных абстрактных юридических лиц, которые вступали в универсальные абстрактные правоотношения, которые должны были действовать всегда: и утром, и вечером, и зимой и летом, и на юге, и на севере, и со старыми, и с молодыми, и с мужчинами, и с женщинами. При этом в случае с мужчинами и женщинами дифференциация определённая есть, что для модерна не характерно.

Для модерна гражданин есть гражданин. И с точки зрения совсем модерна говорить о том, что женщина почему-то должна с точки зрения трудового законодательства обладать некими правами по сравнению с мужчиной – это неверно. Личность и всё – до свидания. В западных странах выход на пенсию. как правило, одинаковый для мужчин и женщин. Есть определённые всё же уступки тому, что женщина рожает детей в плане декретного отпуска. То, что женщина рожает детей, а мужчина – нет это уж модерн отменить не смог.

Дальше, по моим оценкам - после 2050 года, это всё будет меняться, поскольку универсальные правоотношения универсальных безличных единиц юридических и физических лиц прекращают своё существование. Это - моя гипотеза, моё предвидение, догадка. Право будет, на мой взгляд, жёстко структурировано в духе кристаллической решётки модерна, но с гораздо большими лакунами, которые будут заполняться и регулироваться внутри каждого квадрата. Решётка может иметь разную частоту, не как решётка в тюрьме, площадь частоты - разная. Площадь пустоты будет увеличиваться и заполняться тем, что предшествовало классическому, обычному праву - обычаю, если уже говорить совсем точно.

Это будет возврат к определённой неоархаике. Обычай гораздо более гибок, локален, прозаичен и он не претендует на универсальность. То есть поддерживать общую структуру кристаллической решётки модерна всё равно придётся, потому что людям хотелось бы иметь какие-то вещи гарантировано - что на юге, что на севере, или что на востоке, что на западе. Но промежутки, повторюсь, будут всё больше, и всё шире будут заполняться обычаем.

Возвращаясь к ситуации на Кавказе. Учитывая происходящее сейчас вокруг России, всё-таки - неслучайные процессы в Новороссии, неслучайную гибель Немцова и т.д. – как Вам кажется, как всё будет развиваться в краткосрочной перспективе Северном Кавказе?

Я верю во Владимира Владимировича Путина, потому что ситуация на Кавказе зависит от отношений, от выстроенных определённых контекстов между конкретными людьми. Это, кстати, очень не нравится либералам-модернистам. Им не нравится когда «между людьми», они верят в «институты». Я в «институты» не верю, но это другой вопрос. Представляется, что Путин и Кадыров ситуацию удержат. Вот это мой прогноз, потому что с точки зрения институциональной, или я бы даже сказал – псевдоинституциональной, никак иначе она не может быть удержана. Повторюсь - я не верю в так называемые «институты», это, на мой взгляд очень странный концепт.

Итак, иначе ситуацию не удержать. Совершенно разные серьёзные культуры, большие экономические диспропорции, разные религии, разный образ жизни – её по идее удержать нельзя. Однако у нас есть тысячелетний опыт удерживания подобных ситуаций, который лежит значительно глубже, чем поверхностное, линейное рациональное рассуждение.

На самом деле я вообще считаю, что определённое предчувствие и вера на порядок важнее, чем рациональный анализ, который сейчас, в эпоху турбулентности, когда, как говорят в Америке – junk in, junk out. Если вы мусор ввозите в аналитический аппарат, то на выходе у вас тоже обязательно будет мусор.

Сейчас, в эпоху слов, трендов, когда мы не имеем определённой инерции, когда всё очень сильно меняется и всё турбулентно, аналитика не работает. Здесь надо работать с несколько уже другими вещами, определёнными косвенными. С колоссальным набором косвенных тонких предчувствий, если угодно.

Я считаю, что всё у нас будет хорошо. Стоимость этого моего предчувствия, возможно, крайне невысока, но по-другому я вам сказать не могу.

Беседовала Наталья Макеева
Комментарии:
Евгений (11 апреля 2015, 10:23)
Цепляющее интервью, перечитывая, углубляя осмысление сказанного, погружаешься в реальность сложных отношений кавказских народов. Русские здесь же, со своей более открытой и более уязвимой культурой, страдают больше всех, не выдерживают экономической конкуренции и, постепенно отъезжают. Русских становится на Кавказе меньше. Парламент Дагестана, утверждавший несколько лет завышенные бюджетные расходы на дополнительное образование школы с одаренными детьми, дескридитировал не только себя, но и как региональный институт. У нас в городе и районе так же растут расходы на дополнительное образование и на содержание чиновников, а реальные результаты отсутствуют, только в отчетах показывают то чего нет на самом деле. "В ДЮСШ занимается 586 человек,598 - в Центре детского творчества. На сегодня 44 человека - штатные работники физической культуры и спорта, 18 трудятся в общеобразовательных учреждениях." (из отчета МН 19.11. 2014.) А первенства района по легкой атлетике и футболу не проводятся. Формальные тесты в виде массовых забегов и подсчетов по головам для отчетов. А вот праздника спорт
Никта Иванов (6 апреля 2015, 15:59)
Отличное интервью, очень содержательно и выверенно. И комментарий Евгения правильный.
Евгений. (5 апреля 2015, 12:35)
Бытовые причины межэтнических ссор - редкость. Чаще бывают этнические. И те, и другие - шумны и открыты. На Кавказе тлеет цивилизационный, а вернее синдром культурных: деградации и дефицита. Он как пожар на торфяном болоте. Знать несовпадение традиционных культур и жить в этой среде - разные вещи. Здесь, действительно, важны вера и предчувствие. Не каждому дано правильно понять тонкостей происходящего. Я бы обозначил главную причину конфликтов и трудность их преодоления - отсутствие аристократической прослойки с аскетическим вкусом бытия во всех культурах. Если В.В. Путин - царь-философ, то ему не на кого опереться, вместо аристократов это место заняли коммерсанты и торговцы. Нельзя откатываться до полного устранения либеральной кристаллической решетки (удачное применение термина из физики). Возникают ассоциативные аналогии агрегатного состояния веществ и обществ. Газ, жидкость, твердые кристаллы, твердые аморфные вещества и четвертое состояние - плазма: где в жидких кристаллах проявляются признаки гибкой жидкости и кристаллической решетки. (четвертое агре
Оставить комментарий (3)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Ваш возраст, место проживания
(не будут публиковаться, только для социологического исследования)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )