В КБР стало престижно иметь «клановую улицу»

В Нальчике стала очень популярной новая забава - «Назови улицу именем своего рода».

В Кабардино-Балкарии, особенно в столице республики Нальчике, в 2000-е годы, которые ещё теперь иногда именуют «нулевыми», стала очень популярной новая забава. Называется - «Назови улицу именем своего рода».

Как-то тихо, незаметно стали исчезать привычные названия старых улиц города. А люди, живущие на них, с трудом привыкают к новым наименованиям, порой даже не зная, в честь кого их любимая улица получила свою новую «фамилию». Так, например улица Октябрьская, одна из старейших в городе (до революции Елизаветинской называлась) теперь именуется улицей Нахушева. Поскольку людям не особо-то разъясняли в официальной прессе, в честь кого произведено переименование, объясним – названа в честь ветерана войны, бывшего председателя республиканского Совета ветеранов ВОВ генерал-майора Бориса Нахушева. Улицу Первомайскую переименовали в улицу Ахохова, в честь бывшего, в послевоенные годы, председателя Совмина КБ АССР Асланби Ахохова. Улица Парижской Коммуны стала носить название имени братьев Кушховых, также ветеранов войны, впоследствии в правительстве республики работавших. Партизанская – в честь братьев Хуламхановых. Красноармейская недавно переименована в улицу Вологирова. Во время празднования 450-летия вхождения Кабарды в состав России переименовали улицу Гагарина, одну из самых протяженных в городе, в улицу Темрюка Идарова. Это в честь верховного адыгского князя, решившего заключить военно-политический союз с Россией. Его дочь Гошаней, в крещении Мария, стала второй женой Ивана Грозного. Наверное, Темрюк Идаров был мудрым князем, раз принял такое историческое решение о союзе с Россией, и его имя заслуживает того, чтобы быть увековеченным в названии улицы. Только вот нальчане, особенно на этой улице живущие, до сих пор удивляются, почему в опалу вдруг попал первый космонавт планеты Земля, которого «на руках весь мир носил».

Ещё в 90-е годы, когда пошёл первый всплеск переименовываний (довольно скромный по сравнению с нынешним), делал я статью для одной республиканской газеты. О том, какие требования должны выполняться при переименовании улиц. Вопрос далеко не праздный. Дело в том, что все эти забавы в «копеечку», между прочим, обходятся и массу неудобств жителям доставляют. Необходимо менять домовые знаки, аншлагами они ещё называются. Каждый такой знак более двух тысяч рублей стоит. Таблички на самих домах, в том числе на частных, тоже менять надо. От этого, кстати, порой и жизнь человеческая зависит. А ну, как водитель «Скорой помощи» заплутает, «новую» улицу разыскивая, когда счёт на минуты идёт? Потому и горожане, делая вызов такси, например, обязательно также старое название улицы называют и ориентиры знаковые. Почтальоны на первых порах путаются. Не будем забывать и о том, что если на улице находятся какие-то государственные учреждения, офисы, то им приходится все свои реквизиты, бланки, печати менять. Кстати, и в паспортах новые отметки о регистрации по месту проживания тоже нужно делать. Так во имя чего вся эта канитель?

В соответствующем отделе городской администрации мне в свое время объяснили, что для переименования улицы требуется обращение от общественной организации или инициативной группы граждан в городской Совет местного самоуправления. С просьбой о переименовании; с аргументацией, естественно, этого предложения. Должны быть собраны подписи, не менее 500. Затем работниками администрации города проводится опрос граждан, проживающих на подлежащей переименованию улице, не будут ли они возражать против нового названия. Если большинство не против, чему должно быть их письменное собственноручное подтверждение, можно переименовать. Решается это на сессии городского Совета местного самоуправления.

В общем, есть определённый механизм этой процедуры, а не так, что пришла кому-то в голову блажь и всё тут, а неудобства, причиняемые жильцам, никого не волнуют. Да только вот вопрос - соблюдаются ли хотя бы эти нехитрые, и вроде бы никем не отменённые правила? Я сам живу на одной из переименованных улиц. И ответственно заявляю, что ни ко мне, ни к кому из моих соседей с вопросом, а не будем ли мы возражать против переименования улицы, никто не обращался. То есть «патриции» этот вопрос уже решили, а «плебеев» никто и не спрашивает. Я даже допускаю мысль, что где-то в администрации города находится какой-то документ с якобы данными жильцами согласием. Вот только подлинным он быть никак не может. Думаю, что в случаях и с другими переименованными улицами картина такая же. Хлопотно ведь опрос провести, например, на такой большой улице, как бывшая Гагарина. Да к тому же понятно ведь, что большинство жителей против будет - им это надо?

Но мнения простых горожан депутатов нальчикского Горсовета местного самоуправления, наверное, мало волнуют. Их больше убеждают предложения «инициативных групп», как правило, принимаемые на популярных ныне в КБР родовых сходах. Легкость, с которой горсовет принимает эти решения, наводит на мысль, что инициаторы, наверное, бывают очень убедительны, а аргументы их весомы. А депутаты порой и сами инициативу проявляют. Так более года назад некоторые депутаты горсовета внесли на обсуждение предложение переименовать одну улицу в пригородном поселке Кенже в улицу братьев Каноковых, участников Великой Отечественной войны. Ясное дело, поспешили известить о своем предложении президента республики Арсена Канокова. Арсен Баширович поблагодарил, но назвал это предложение преждевременным. А в прошлом году к юбилею ушедшего из жизни кабардинского писателя Алима Кешокова переименовали улицу Советскую в улицу Кешокова, памятник хороший установили, ничего не скажешь. Алим Пшемахович, кстати, писатель достойный. Читал я его роман «Сломанная подкова» об оккупации Нальчика во время войны. Так за этот роман в адрес Кешокова, жившего в Москве, порой проклятия раздавались от некоторых местных «общественных деятелей» . Представителей некоторых родов ведь Алим Кешоков в не очень приглядном свете показал. Заслуживает и он увековечивания своего имени. Но парадокс в данном случае заключается в том, что депутаты Совета местного самоуправления переименовали улицу Советскую, на которой здание администрации города и расположено, и где сам Совет свои сессии и проводит. Кстати, тоже одна из старейших улиц, до революции Церковной называлась.

Вообще, если обратить внимание на прежние названия переименованных улиц, то можно сделать вывод, что всё, связанное с советской эпохой и социализмом, вызывает у градоначальников просто какую-то ненависть. Советская, Октябрьская, Первомайская, Красноармейская, Партизанская, заодно и Парижской Коммуне за компанию досталось. Так нет вроде, в Нальчике центральный проспект до сих пор имя Ленина носит и памятник основателю советского государства восстановили. И улицу имени его подруги Инессы Арманд тоже пока не трогают. Кстати, здесь обоснование есть – Инесса Арманд в Нальчике в конце жизни жила. Хотя вот библиотеку имени Крупской переименовали же.

Всё объясняется просто. На самом деле в Нальчике до сих пор полно улиц с совершенно мало что говорящими названиями. У нас есть сразу три Промпроезда, улица Сентябрьская, Экскаваторная, переулок Красивый (хотя не такой уж Красивый) и т. п. Казалось бы, вот оно поле для творчества депутатов, возможность для увековечивания достойных граждан республики. И даже улица Павлика Морозова есть, честное слово. Но её не переименовывают не потому, что свято чтят память Павлика Морозова. Просто улочка маленькая, завалящая, в районе автовокзала притулившаяся. А всем хочется, чтобы в честь представителя их рода улицу в центре города назвали - красивую, солидную. Чтоб «не хуже, как у людей». Один клан перед другим спасовать не хочет. Кстати, насчёт кланов говорю совсем без иронии. Это шотландское слово, похоже, скоро у нас официально приживется. Недавно видел одного парня в футболке, на которой было написано Clan of Shogenov`s.

Вот была у нас улица Безымянная, теперь это улица Бетала Куашева – вот, совсем другое дело. Зачем нам улица Безымянная, пусть будет названа именем кабардинского поэта, переводчика, кто ж против? Промпроезды тогда уж тоже переименуйте. Так нет же, нужно непременно центральные, хорошо знакомые нальчанам улицы переименовывать. А улицу Павлика Морозова, по моему разумению, потому и не переименовывают, что никто не хочет, чтобы с его фамилией нехорошие ассоциации связывались. Так назовите нейтрально – улица Привокзальная, например. Но, наверное, и её пока берегут, на всякий случай. Если дело дальше так пойдёт, на всех улиц может не хватить. Тут и она пригодится. В центре, например, подходящих для переименовывания улиц уже почти не осталось. Хотя нет, Коммунистическая ещё есть. Да вот беда, тоже небольшая. Есть ещё так называемый писательский квартал. На открытии памятника Кешокову ещё говорили, что его имя на карте города теперь рядом с именами классиков русской и советской литературы. Там улицы Толстого, Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Горького. Пока, как ни странно, не трогают. Но кто знает, когда понадобится, может, и на них покусятся. Объявят, например, Толстого с Лермонтовым оккупантами, в Кавказской войне-то участвовали и награды за неё имели.

Вообще, в истории Нальчика много достойных людей было, имя которых тоже можно было бы увековечить. Вот, например, знаменитый агроном-селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко, благодаря стараниям которого нальчикский парк в своё время расцвёл, стал одним из лучших во всей стране. Это именно он привил в Нальчике канадскую серебристую голубую ель. Знаменитые ели из Нальчика в Москве теперь возле Мавзолея стоят, ветвями шелестят. В Нальчике тоже величественная красивая аллея голубых елей возле медфака гостей города восхищает. Недостоин разве почестей такой человек? Беда в том, что род Ковтуненко в Нальчике не соберётся и такое инициативное предложение в Горсовет не внесёт. А без этого нашим депутатам, даже если они историей города интересовались, решение принимать неинтересно.

В других городах и селах республики этот процесс тоже идёт, хотя и не так бурно, как в столице. Недавно вот история в селении Плановском Терского района благодаря прессе широко известна стала. В 2002-м году одну улицу сельсовет переименовал улицу Пролетарскую в улицу имени братьев Макоевых. Пятеро братьев Макоевых в годы войны на фронт ушли. Вернулся живым только один, Наиб Макоев, стал затем кадровым офицером, в правительстве республики работал. Сельчане решение о переименовании тогда приветствовали. Но вот в 2009-м году председатель Коллегии по уголовным делам Верховного суда КБР Валентина Хаткутова обратилась с заявлением в сельсовет, чтобы эту улицу переименовали в честь её отца. Узнав, что улица уже переименована, стала добиваться признания решения сельсовета местного самоуправления 2002 года недействительным. После чего добилась возбуждения уголовного дела против Хасанби Сабанова, бывшего тогда председателем сельсовета, за то, что он якобы произвел переименование улицы незаконно. Долго шло следствие, опрашивали разных людей, пожилого человека на допросы вызывали, из-за чего его здоровье пошатнулось. Казалось бы, чего огород городить? Ну, назовите, если уж так приспичило, другую улицу в честь папы судьи, не знаю, правда, чем он так знаменит. Так нет же, свет клином именно на этой улице сошёлся.

А вот переименование Баксанского шоссе в улицу Мальбахова я приветствую. Тимбора Кубатеевич, бывший первый секретарь рескома ЦК КПСС Кабардино-Балкарии свою улицу в Нальчике заслужил. При нём республика хороший рывок в экономике совершила (тут и кукурузная кампания хрущёвская на руку оказалась – у нас-то кукуруза хорошо растёт). Говорят, к каждому полевому стану при нём асфальтовую дорогу проложили. При этом сам был скромным человеком, для себя благ материальных не выбивавшим. Ни одного своего родственника за долгие годы своего правления во власть не подтянул. Первое время после переезда в Нальчик, уже будучи первым секретарем рескома, на съёмной квартире с семьей жил. Вы сейчас можете себе такое представить? Если бы все такие были, может и построили бы коммунизм… Так что заслужил Тимбора Кубатеевич улицу своего имени. И проезжая по ней на иномарках, многим нынешним господам есть о чем призадуматься, с кого пример брать. Скромнее надо быть, господа, скромнее.
Александр Строков
Комментарии:
Оставить комментарий (51)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Ваш возраст, место проживания
(не будут публиковаться, только для социологического исследования)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )