Голод как последняя мера в борьбе за соблюдение законов

Группа балкарских старейшин голодает в Москве в невыносимых условиях.

Жара, в Москве плюс 35 в тени, на Манежной площади, где лишь лениво плещет фонтан, а эта самая тень отсутствует в принципе – все сорок, если не больше. Их узнаешь сразу – группа пожилых, но крепких людей в традиционных балкарских войлочных шляпах на почти пустынной площади. Они здесь уже десятые сутки, день и ночь, рядом лишь несколько бутылей с водой. У них голодовка. Один, 52-летний Юсуп Кулиев, был госпитализирован 15 июля в больницу в предынфарктном состоянии. Остальные говорят, что все равно будут здесь пока их не услышат. Рядом символы Москвы и Российской государственности - Кремль и Красная Площадь, Исторический Музей. В последнем наверняка можно найти экспонаты, повествующие о том как в 1827 году балкарский народ вошел в состав России. До этого Москву не раз посещали делегации балкарцев, искавших помощи и защиты русского царя, прежде всего в том, что касалось непростых взаимоотношений между местными элитами и шире, различными этносами. Эти люди приехали за тем же.

История данного вопроса началась довольно давно, рассказывает глава группы протестующих Мурадин Рахаев. «Мы 5 лет боремся за то только, чтобы на территории Кабардино-Балкарии начал исполняться Федеральный Закон № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления на территории Российской Федерации"», - говорит он. Проблема оказалась в земле, той самой, которой на протяжении нескольких столетий владели балкарцы и теперь вдруг потеряли. Одно из требований - решение земельных вопросов, которые возникли после законодательных инициатив парламента Кабардино-Балкарии по выделению так называемых межселенных территорий. Участники акции протеста уверяют что это в основном «исконные земли карачаевцев-балкарцев» и при решении вопроса необходимо принимать во внимание этнический и исторический факторы. «Надо исходить из исторических условий, исторических не в смысле, что пять лет назад один сельсовет передал землю другому, а в смысле, что эта земля, всегда была землей нашего народа», - говорят они.

«Власть в республике говорит об отгонном животноводстве, о том что эти земли – пастбища и достояние всей республики, но какое в двадцать первом веке отгонное животноводство, им никто уже не занимается, тем более в русских селах, а если эти земли – достояние республики, то почему Центральный парк в Нальчике - не достояние республики, а собственность города, почему заводы – собственность города? У нас просто пытаются отнять наши земли!», - возмущается Мурадин Рахаев. «На первых порах сразу же начались нарушения закона, в итоге села остались без земель», - отмечает он, - тогда началась борьба, мы собрали глав балкарских сел». «Расскажи об убийстве», - говорит один из участников акции. «Да, начались репрессии одного убили, остальные потеряли работу, я один из них, но мы продолжили борьбу, - сообщает Рахаев, - собрали совет старейшин, однако все балкарские организации закрывались через суды, тогда мы поняли, что сила не на нашей стороне».

26 мая 2010 года Верховный суд Кабардино-Балкарии удовлетворил требования прокурора о ликвидации региональной общественной организации «Совет старейшин балкарского народа КБР» в связи с «осуществлением ею экстремистской деятельности». В то же время, как оказалось, региональная власть очень избирательно относится к решениям судов. Если приведенное выше решение исполнятся, то того же самого нельзя сказать об определениях Конституционного Суда РФ № 171-О-П от 3 апреля 2007 года и №715-о-п от 2 октября 2007 года, который встал на сторону балкарских селян в их земельном споре с властями республики. «Определение этого суда валяется третий год», - отмечают протестующие, а тем временем, «людей запугивают, на них совершаются нападения». Балкарией начали руководить с помощью радикального ислама, экстремизма, - отмечает Мурадин Рахаев, - это наш не устраивает, мы собирали митинги в Кабардино-Балкарии (10 тысячный митинг 100 тысячного балкарского народа), проводили акции протеста в Москве, от имени Президента нам обещали решить все к февралю, но ничего нет».

Исчезают балкарские села, в отсутствии прав на землю невозможно проведение какой-либо продуманной политики в отношении балкарского этноса, поскольку их населенные пункты не распоряжаются ни одним гектаром земли, у них связаны руки, и о каких социальных программах и развитии региона можно в таком случае говорить? Народ озлобляется и не верит власти, неудивительно, что в последнее время в Кабардино-Балкарии ведут активную вербовку члены вооруженных бандформирований джихадистского толка. Не способствует сохранению межэтнического мира в республике тот факт, что по какому-то стечению обстоятельств противоборствующими сторонами оказались именно балкарцы и республиканская власть, в которой большинство составляют кабардинцы. Понятно, что без вмешательства русского фактора, федеральной власти, ситуацию невозможно вывести из тупика. Она продолжит ухудшаться, угрожая подорвать межэтнический мир в республике. А пока определения Конституционного Суда просто игнорируются, федеральный закон не исполняют, поскольку, как заявляет глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков он «не учитывает специфику региона». Как говорят протестующие, эта специфика состоит в коррупции региональных властей, стремлении захватить чужие земли, причем не только балкарские, это лишь один эпизод, ставший достоянием гласности. «Виновато отсутствие государственного мышления, преследование своих частных интересов, виноваты те, кто не хотят, чтоб Кавказ развился, чтоб покончили с экстремизмом», - говорит глава участников голодовки.

Ни региональная, ни федеральная власть пока никак не реагируют на выдвинутые требования, касающиеся исполнения российского законодательства в КБР, хотя борьба балкарцев за землю идет уже не первый год, а сейчас голодовки уже 11 сутки проходят не только в Москве, у стен Кремля, но и по всей Кабардино-Балкарии, а также в Кисловодске напротив резиденции полномочного представителя Президента России в СКФО Александра Хлопонина, на имя самого Дмитрия Медведева была подана петиция. И органы госуправления и пресса натужно хранят молчание. По мнению изнывающих от жары «ходоков в Москву» на нее надавили, они хотят обращаться к иностранным СМИ, от властей, похоже, уже не привыкли ждать ничего хорошего.

«Мы постоянно видим как по телевизору говорят о новых программах для Кавказа, вбухивают громадные деньги», - говорит Мурадин Рахаев, - не нужны нам ваши деньги, дайте нам нашу землю, будем жить и работать, сами заработаем, еще и государству заплатим, еще с радикализмом покончим, сами со всем справимся, дайте только жить нормально по российским законам!»

Фотогалерея

Андрей Верхолазов
Комментарии:
Оставить комментарий (43)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Ваш возраст, место проживания
(не будут публиковаться, только для социологического исследования)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )