За кулисами «Имарата Кавказ»

Интеллектуальный дискурс ваххабитского подполья играет на руку интересам США на Северном Кавказе

Переломным моментом в истории подполья на Северном Кавказе стал 2006 год, когда случился радикальный переворот в понимании идей движения: была упразднена Чеченская Республика Ичкерия, на месте которой появился более крепкий и идеологически основательный Имарат Кавказ. Инициатором разрыва стал Абдул-Халим Садулаев, а после своей смерти его дело продолжил Докку Умаров. Этот шаг не мог не привести к расколу в рядах властных структур ЧРИ, и больнее всего он ударил по «иммиграционному правительству» Ахмеда Закаева. Дело в том, что вместе с ликвидацией ЧРИ как образования произошел отказ от старых догм и представлений, выразителем которых и являлся Ахмед Закаев.

ЧРИ - это светская модель, идея независимого чеченского государства, которое обладает суверенитетом и международным признанием. Легитимным основанием для провозглашения независимости Чечни служит право на национальное самоопределение, которое чеченцы отстаивали с оружием в руках в ходе военных событий. В данном случае Ахмед Закаев повторяет либеральные истины, показывая в одном из своих обращений, каким он видит будущее Ичкерии: «Все люди, живущие на земле, должны руководствоваться общими правилами для человечества, выработанными и изложенными в международном праве, которое должно быть универсально для всех народов, вне зависимости от цвета кожи, национальной или конфессиональной принадлежности».

При этом надо заметить, что в дискурсе «закаевского» периода речь идет только об одной Чечне, судьба остальных частей Северного Кавказа даже не рассматривается. Таким образом, создавался ореол борцов за свободу и демократию, а бывшие боевики были выразителями воли чеченской нации.

Однако в 2006 году всем этим идеям был положен конец. Абдул-Халим Садулаев упраздняет ЧРИ. Как пишет об этом Мовлади Удугов: «Вопрос давно вышел за рамки Чечни. Надо понимать, что придется решать проблему не только Чечни, но и всего Северного Кавказа. Да мы и сами понимаем, что нет смысла скукоживаться в пределах ичкерийских 17 тысяч квадратных километров». Удугов развивает эту мысль далее, говоря о том, что подполье разочаровалось в либеральной модели национального государства со всеми атрибутами в виде парламента, президента, разделения властей. Они отказались мыслить в категориях международного права: отныне подполью не нужно «признание» России, ОБСЕ, ООН. Легитимность их действий теперь определяется исламской традицией, однако, по-своему интерпретированной. Таким образом, подполье расстается с идей этно-национального сепаратизма, ограниченного рамками Чечни. На смену приходит новый Исламский проект.

Докку Умаров объявляет о создании на Северном Кавказе единого Исламского государства. Главной целью постулируется установление Законов Аллаха на всей территории подконтрольной Имарату. В одном из своих интервью самопровозглашенный амир боевиков Северного Кавказа говорит так: «Я раньше был наивен, думал, что Европа и Америка - это действительно демократии, страны на которые надо равняться, но потом я уже понял, что здесь нет их интересов, что им наплевать на самобытность этого региона, и поэтому наша тактика поменялась. Мы должны прийти к конечной цели: установить шариат на Кавказе, добиться независимости Кавказа и Ислама».

Смена вектора многое дала подполью, которое теперь смело можно называть ваххабитским. Прежде всего, идеологически Исламский проект, лишенный этнического содержания, стало возможным распространить за пределы Кавказа. Северный Кавказ в интерпретации идеологов Имарата есть лишь поле битвы моджахедов против сил зла, против всего того, что не является Исламом. Магомед Вагапов (Амир Сейфуллах) поясняет: «Мы ведем Священную войну против мирового сатанизма, против системы, которую враги Аллаха называют цивилизацией и мировым порядком, частью этой системы является и Русское государство – оно пытается отвратить людей от ислама. Сегодня мусульмане Кавказа, Поволжья и Урала объединились в борьбе за веру».

Религиозный универсализм ваххабитов простирается далеко за пределы России. Это возможно благодаря особой трактовке сообщества верующих. Когда Вагапов говорит «Мы одна умма – один народ» он имеет в виду всех мусульман, даже шиитов (исключая их духовных деятелей). Необходим отметить, что важную роль в самосознании подполья играет идея мученичества и единства своего пути с мусульманами других стран, которые противостоят агрессии Запада и демократии, как олицетворения зла. Иностранный наемник Амир Ислам определяет это положение так: «США и англосаксонский мир нападает на Ирак, Афганистан. Россия крепко стоит за Сербию. Сербы и Россия – это одна нация, славяне. Братья Кавказа – это Хамас. Исламский Имарат Кавказ - это объединение мусульман для создания одного исламского государства».

Постулируя единство всех мусульман, ваххабиты утверждают, что мусульмане России ведут неправедный образ жизни. Так, они заявляют, что мусульманину жить на вражеской территории строго запрещено, то есть на той территории, где открыто не действуют законы Шариата. Исключение должно делаться только для моджахедов. Более того, считается, что мусульмане, которые словом или делом помогают неверным против мусульман, будь то чиновники, военные, милиционеры, религиозные деятели и т.д. — противостоят Аллаху, и поэтому с ними следует сражаться так же, как и с неверными. В такой ситуации «осажденной крепости», джихад является обязательным предписанием для каждого мусульманина, таким же как пост и намаз.

В этом плане ваххабиты проделывают следующую логическую операцию. Выступая с требованиями джихада, они говорят о «джихаде меча» - вооруженной борьбе с неверными, падшие в которой обретают вечное блаженство. Такой военный джихад объявляют в следующих случаях, если[1]:

А) требуется выступить в защиту веры Аллаха, но не на завоевание во имя Его;

Б) если есть необходимость освобождения от тирании;

В) если появляется духовный наставник, призванный к восстановлению попранной справедливости.

Успехи ваххабитской пропаганды связаны со слабостью исламской традиции на Кавказе (суфизма), которая была сама «в подполье» в советское время. Внедрению радикальных идей способствовали войны в Чечне и экономическая отсталость якобы «забытого» властями региона. Всё это дало почву для ваххабитов объявить Россию враждебным государством, а территории Кавказа, Урала и Татарстана оккупированными. Духовными наставниками в данном случае становятся лидеры и идеологи подполья, об одном из таких людей пойдет речь далее.

Все лекции, публичные выступления и обращения Саида Бурятского (Александра Тихомирова) объединены и подчинены исламской идее в самом строгом и радикальном варианте ее интерпретации. Это дает весьма эффективные результаты в плане подготовки активного и мотивированного моджахеда. При этом весь комплекс мотивационных структур Бурятского оказывается ни чем иным, как своеобразным экспресс-курсом молодого бойца, сугубо утилитарного характера, не смотря на то, что основанием для него являются священные тексты Ислама.

Огромные усилия Бурятский прилагает к тому, чтобы внедрить в сознание его аудитории систему самомотивации, черпающей свою легитимность из сферы священного предания Ислама. В своей риторике Тихомиров умело приводит деятельность современных моджахедов и ваххабитов и деятельность пророков, верных слуг Аллаха к одному знаменателю, приравнивая, таким образом, веру в Аллаха и веру в истинность слова и дела моджахедских формирований на территории современной России. «Нельзя верить на 99% а на 1% сомневаться», - говорит Бурятский, - «истинное знание и просвещенность возможна лишь, если это твердая убежденность, не просто вера». Пристальное рассмотрение этой конструкции, постулирующей приоритет убеждения над верой, выявляет авторский перекос Тихомирова, легитимизирующий таким образом непрерывный джихад, идеологическое убеждение боевика, перед глубокой и уравновешенной верой.

При подготовке террориста-смертника Бурятский ставит для себя основной задачей внушение ему идеологии шахида. Одним из опорных тезисов в диалоге с обрабатываемым человеком является тезис о том, что ни в коем случае нельзя верить в то, что существует такой грех, который не может быть перекрыт праведным поступком еще при жизни мусульманина. Очевидно, что многие моджахеды, если не большинство, до прихода в бандформирования совершили множество преступлений, которые, с точки зрения Корана, однозначно закрывают им дорогу в рай. В то же время, покаяние всегда является сомнительным для самого человека инструментом искупления грехов. Тихомиров, нащупав эту тонкую психологическую ситуацию, разрешает ее введением «тотальной исламской индульгенции», т.е. приходом на путь джихада и становлением в конце пути. Кроме того, постоянным рефреном выступлений Тихомирова являются упоминания о суетности и пустоте этой «дунья», то есть текущей материальной жизни, перед перспективной вечной жизни в раю, уготованном Аллахом для Шахидов. Более того, постоянная жертва благами «дунья» перед Джихадом и Аллахом постулируется Тихомировым не как подвиг, но как ежедневная обязанность моджахеда, о невыполнении которой стыдно подумать. «Если человек готов на смерть и подвиг ради девушки, ради любви в “дунья”, значит ради Аллаха нет такого поступка, который человек не мог бы совершить», - говорит Бурятский.

Основной аудиторией, усваивавшей наставления Саида абу Саада, была исламская, верующая молодежь, окончательно переходившая впоследствии на сторону боевиков-ваххабитов. Неоднократно Тихомиров указывал на то, что основная цель его интеллектуального напряжения и трансляции идеологем – это молодежь. И это совершенно понятно, учитывая высокий уровень внушаемости людей в этом возрасте из них, «резерва Ислама», было легче готовить людей «с правильным пониманием Ислама». А целеполагание «понимающих людей» по версии Бурятского всегда сводится к одному: «Главная задача – стать шахидами. Не жить, а умереть на пути Аллаха». 4 марта 2010 года появились сообщения о его смерти в ходе контртеррористической операции в Назрановском районе Ингушетии близ села Экажево…

Для жертв подготовленных им террористических актов никаких оправданий относительно его деятельности нет и быть не может. И, несмотря на весь идеализм и декларируемый антиамериканизм, «ваххабитское подпольё», желая того или нет, является инструментарием американской политики на российском Северном Кавказе. Это не понимают рядовые ваххабиты и, скорее всего, большинство «офицеров», однако, очевидно, что руководство не может не понимать, чей заказ оно на самом деле выполняет и что цели заокеанских стратегов не имеют ничего общего с Исламом, пусть даже и понятым по-ваххабитски.


[1] Веб-сайт "Мир религий"; Родионов М.А. "Ислам классический". Центр "Петербургское востоковедение". С-Петербург. 2001; Рукайя Максуд. "Ислам". М. 1998

Степан Василенко
Комментарии:
Страницы: 1  2 
v.usa (12 ноября 2010, 19:45)
как большинство статей на этом сайте - дешево и сердито, а эта статья так вообще имеет название одно (в пропагандистском стиле 80-х), а содержание другое - как и раньше власть идет по хорошо накатанной еще с советских времен колее - мировой империализм, запад, цру и т.д. (всегда была и будет борьба за влияние в мире и конкуренция интересов - нет в этом ничего нового, НУЖНО отстаивать свои интересы - другое дело когда власть использует это как дешевую пропаганду чтобы оправдать свою импотенцию по решению проблем - всегда легче указать на врага, внешнего либо внутреннего) ...
Аноним .. согласен с твоей оценкой ислама - имел несчастие жить с ними, за исключением отдельных личностей в этих народах, которые конечно же погоды не делают
Терский казак думаю отчасти прав, каждый в конце концов отвечает за свой выбор и православие или иная какая вера тут не причем
Светлана С .. Вам бы пора хоть немного избавиться от советских штампов - англия, америка и т.д. - Вам конретно они что-то сделали? - эта самая власть и кто при ней и так давно уже здесь на западе - деньги их тут, дети, недвижимость и т.д., а на ва
Светлана С для терский к (12 ноября 2010, 16:05)
Патронов на всех конечно хватит. Но Русский мир, т.е. православный, никогда не поступал с коренными народами по-американски, согнать всех "индейцев" в резервацию и уничтожить, оставив минимум для разнообразия.... (не будем здесь говорить про большевистскую власть уничтожившую цвет русской нации, в т.ч. казаков, и других попавших под раздачу). Православному заповедано любить всех людей, будь то мусульманин или язычник,но отвращать их от греха. Потому и не боялись малые народы идти по крыло Российской империи, так как знали, что жизнь им гарантирована, если ты соблюдаешь нравственные (Божьи) законы. Другое дело что ни все их принимают...А сегодняшняя власть, к сожалению, далека от Православия.
терский казак (11 ноября 2010, 22:22)
Да чего вы их все уму-разуму учите?Хотят сдохнуть - пусть сдыхают,хоть"смертниками" хоть "шагидами",патронов на всех хватит.
Май (11 ноября 2010, 17:53)
Уважаемый habyrshybyr Вы поймите, что если не Россия, то кто-то другой.А кто? Турция наиболее вероятна.Подумайте турки более решительны и жестоки, чем русские. Кавказ слаб,чтобы быть самостоятельным. Да, Вы правы порядка нет в России. Это так.Но давайте вместе (все народы) бороться за порядок в России. Предпосылки развала есть, Вы правы. Но кто выиграет от развала? Если прийдут турки, то все адыги будут турки и русские и все остальные. Насчет этого турки очень решительные люди. Нас специально стравливают.
Власть в России принадлежит не русским, а совсем другой нации.Подумай сами какой.Фамилии наших лидеров это псевдонимы. Так что все акции против русских- это против Вас самих. Думайте, думайте,думайте!
habyrshybyr-to Svetlana (11 ноября 2010, 12:56)
А, может, ну его - этот Кавказ, а? К тому же, ни аглицкие ни мэриканьци кавказцев как-то не убивали - все больше русские, да русские, да русские... А навязчивая любовь русская уже в глотке сидит у кавказцев - вот уже 250 лет. И напрасно думаете, что кавказцы забудут о трагедии утраты независимости; каждый из нас знает, как, когда и по чьей вине мы утратили свободу, и сегодня вынуждены жить в стране с преступным режимом; и по глупым законам оной. Россказни, пишущиеся всякими полЛитРологами от власти, печатаются исключительно для галочки и самоуспокоения: мол, вот она "правда" - ее и читайте. Остальное - ложь, экстремизм и национализм. Соглашусь только с последним: да, национализм. И никто, кроме власти, в этом не виноват. Однако, власть обманывает себя, думая, что все под контролем. Власть бессильна что-либо предпринять, кроме вульгарных репрессий и поощрения брутального отношения к кавказцам (стрельба по танцующим лезгинку и т.д.). Но власть заблуждается, что есть хорошо для Кавказа. Развал будет внезапным, как распад СССР... И не говорите потом, что предпосылки были не видны.
Светлана С (11 ноября 2010, 10:50)
Действительно, все в этой жизни повторяется. Как 200 лет назад англосаксонцы (Англия)жизнями кавказских народов боролась против России, так же точно и сейчас, только к Англии еще добавилась и Америка. Все также "таскают каштаны из огня" для англосаксонцев наши уважаемые кавказцы. Думают что за свою религию и нацию погибают, а оказывается за "дядюшку Сэма". Печально, что история ничему не учит людей, а только собственно набиваемые шишки... Жаль только искалеченные молодые жизни... и незавидна загробная судьба загубленных душ(убийство, к сожалению или к счастью, пред глазами Бога остается убийстом не зависимо от целей этого убийства).
Оставить комментарий (16)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Ваш возраст, место проживания
(не будут публиковаться, только для социологического исследования)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )