Набеги горцев и Кавказская война

Историки до сих пор не пришли к единому мнению относительно сущности набеговой системы

Личность Алексея Петровича Ермолова, безусловно, заслуживает самого внимательного изучения, в процессе которого исследователь рассматривает различные явления, так или иначе касающиеся того исторического промежутка.

На Северном Кавказе перед Ермоловым стояла непростая задача усмирить и привести в подданство народы Чечни, Дагестана, Кабарды, а также прекратить набеги черкесов/закубанцев (адыгских народов) на Грузию и прикубанских казаков. Но для начала рассмотрим саму сущность набеговой системы. Одним из наиболее спорных моментов в отечественной историографии является вопрос той форме, которую приняло это явление на Северном Кавказе.

Набеговая система до сих пор до конца не изучена, так как специально этим вопросом историки начали заниматься лишь с 80-х годов XX века. Однако эта тема важна для понимания процессов, которые происходили на Кавказе в первой трети XIX века. Таким образом, можно попытаться выйти на сущность «Кавказской войны», увидеть её глазами горцев и российских властей, а в частности глазами Алексея Ермолова.

Так, если двигаться в хронологическом порядке, то в первую очередь необходимо осветить мнение дореволюционных историков, мыслителей и прямых участников военных действий на Кавказе. Интересно отметить, что российская общественность никогда не была едина во мнении о методах покорения кавказских народов: «Пестель верит в реальность фактического геноцида горских племен, Лунин – в военную победу и разумную организацию управления замиренными территориями на основе либеральных идей, Розен не сомневается в действенности экономико-психологических факторов…»[1].

При этом все сходятся во мнении, что набеги горцев были вызваны психологическими особенностями кавказских народов. Полнее всех этот подход выражает Николай Данилевский: «Кавказские горцы и по своей фанатической религии, и по образу жизни, по привычкам, и по самому свойству обитаемой ими страны, - природные хищники и грабители…»[2]. В таком контексте и не иначе мыслила официальная наука того времени. Но интересно то, что видные историки, хотя и разделяли общепринятое мнение и даже сами формировали его, пытались объяснить воинственность горцев еще и драматически сложившейся историей самого Кавказского края, его географическими особенностями. Среди таковых историков можно выделить Дмитрия Романовского и Ростислава Фадеева. Дмитрий Ильич указывает на то, что все могущественные государства, находившиеся в соседстве с Кавказом, старались распространить и утвердить свое влияние в этом крае. Так действовали с запада греки, римляне, Византия и турки; с юга – персы, арабы; с севера – монголы, турки и русские[3]. Вследствие частых столкновений с завоевателями кавказские горцы и образовывали свои воинственные племена[4]. В свою очередь Ростислав Андреевич отмечал, что «хищная порода» кавказских горцев формировалась постепенно в условиях изолированности горских племен друг от друга. Без общения со своими соседями племена утрачивали чувство кровного родства, распадались на мелкие общества: «Тут было единственное отечество горца… на весь остальной мир он смотрел враждебно и считал законной добычей»[5].

Более прозаично мыслили военные, которые считали набеги горцев одновременно блажью и средством обогащения. Таково мнение самого Ермолова: «Трудно горским народам приобрести успехи над оружием нашим и потому в хищничестве и разбоях заключают они молодечество и самую даже славу; добыча поощряет их, пленные в руках их лучший товар и легчайшее средство к обогащению. Вот истинная причина их набегов, а сила – единственный метод к обузданию»[6]. Символично, что и сегодня некоторые исследователи стараются отчасти объяснить набеги ментальностью и обычаями горцев. Отметим Якова Гордина, который пишет, что набеги составляли чрезвычайно важную сторону экономической и психологической части горского быта[7]. Строго говоря, основное мнение дореволюционных историков сводилось к тому, что виновниками войны были племена Кавказа, которые из-за своей «хищной натуры», совершали набеги на российские территории, а действия России являлись превентивными и оборонительными.

В советский период происходит разрыв с дореволюционными воззрениями. Акцент постепенно смещается на внутренний характер обществ на Кавказе. Например, Михаил Покровский старается подчеркнуть мирный характер чеченских обществ, говоря, что: «Чеченцы вовсе не были профессиональными разбойниками… На плоскости чеченцы усиленно стали заниматься земледелием – и сбывали хлеб не только в соседнюю Кабарду, но и в Турцию[8]. Что касается набегов, то Покровский считал их явлением обоюдным как с русской, так и с чеченской стороны и не зависящим от каких-либо психологических свойств того или иного народа. Историк рассматривал набеги лишь как источник дохода[9]. А вот А.В.Фадеев отмечал вполне конкретные причины: примитивность земледельческих культур, экстенсивный характер скотоводства и малоземелье[10]. Однако дальше этих утверждений развитие темы набегов не пошло. Лишь в 80-х годах М.М.Блиев впервые развивает свою концепцию о «жизнеобеспечивающей» сущности набегов. Законченный вид эта концепция приобретает в монографии «Кавказская война [1817-1864], написанной в соавторстве с Владимиром Дегоевым в 90-х годах.

Сущность современного подхода заключается в том, что набеги горцев Кавказа рассматриваются как явление, связанное с особенностями экономики горцев и стадиальности горских общественных структур[11]. Иными словами об экономической составляющей: компенсацией скудности жизненных ресурсов часто делался разбой, то есть похищение у соседей скота и других богатств, а также захват пленных, которых затем охотно освобождали за порядочный выкуп или продавали на невольничьих рынках в рабство[12]. С этим все вполне ясно, еще Покровский отмечал тяжелые условия занятия земледелием на Кавказе и все трудности, связанные с обработкой земли в горах[13]. Новым в концепции становится изучение общественного развития кавказских народов, то есть внутренних предпосылок, которые обуславливали появление набеговой системы. Здесь российские историки разработали детальную схему для нескольких типов обществ Северного Кавказа. Для дагестанских «вольных» обществ распространенной формой управления была военная демократия. На этой стадии организации общества социальные противоречия ведут к деклассированию общинников. Отсюда с одной стороны усиление власти, рост богатства и влияния феодализировавшейся знати, а с другой – удовлетворение минимальных материальных запросов общинников и благодаря этому сглаживание внутри общества социальных противоречий. Благодаря войнам и набегам внутренние противоречия выносились как бы вне общины и разрешались за счет соседей[14].

Подробнее авторы останавливаются на чеченских тайпах (родах), в которых в первой половине XIX века происходили процессы смены родоплеменных отношений классовыми. Важно отметить, что Россия способствовала ускорению феодализации чеченского общества переселением их с гор на равнину. Эта акция, стимулировавшая подъем экономики и развития частной собственности сопровождалась усилением набеговой системы[15]. Авторы также подмечают, что чеченское общественное сознание искало идеологические основания, которые не осуждали бы набеговую систему. Таким основанием становится во второй половине XVIII века ислам: «Более высокие темпы феодализации на равнине обуславливали не только исламизацию чеченских тайпов, но и появление мюридизма с его агрессивными идеологическими установками в отношении сопредельных территорий и народов[16]. Особым регионом в новой концепции выделяется Северо-Западный Кавказ, где наряду с «военно-демократической» моделью набегов существовала княжеская. Княжеский отряд, ополчение, участвовавшее в набегах, не только расширяли собственность князя, но и способствовали созданию княжеского войска, без которого немыслимо формирование централизованных феодальных государств (на пороге создания которых были племена Центрального и Северо-Западного Кавказа)[17].

Таким образом, набеговая система вырастала из природных условий, формирования классовых обществ, а также идеологической формулы (мюридизма). Россия застает горские общества в переходном периоде их развития, что обусловило усиление набеговой системы и длительность Кавказской войны.


[1] Гордин Я.А. Указ. Соч. С. 31.

[2] Данилевский Н.Я. Указ. Соч. С. 55.

[3] Романовский Д.И. Указ. Соч. С. 16.

[4] Там же.

[5] Фадеев Р.А. Указ. Соч. С. 42.

[6] АКАК, Т. 6. Ч. 2. С. 490.

[7] Гордин Я.А. Указ. Соч. С. 26.

[8] Покровский М.Н. Указ. Соч. С.201.

[9] Покровский М.Н. Указ. Соч. С.205.

[10] Фадеев А.В. Указ. Соч. С. 289 и 294.

[11] Блиев М.М., Дегоев В.В. Указ. Соч. С. 115.

[12] Там же.

[13] Покровский М.Н. Указ. Соч. С. 197.

[14] Блиев М.М., Дегоев В.В. Указ. Соч. С. 117.

[15] Блиев М.М., Дегоев В.В. Указ. Соч. С. 125 и 128.

[16] Блиев М.М., Дегоев В.В. Указ. Соч. С. 130.

[17] Блиев М.М., Дегоев В.В. Указ. Соч. С. 144.

Степан Василенко
Комментарии:
Страницы: 1  2  3
участнику (5 декабря 2010, 17:56)
"Факты" собирают.С Мыколкой Шэучэнко согласовывают,да еще Мишико взглянуть должен,так-что нескоро.
участник (5 декабря 2010, 15:52)
Что-то нет ответов на вопросы поставленные"отличная статья".Одни "мантры"которые не имеют ничего общего с объективностью.
habyrshybyr - to Nazaret (5 декабря 2010, 12:25)
Ата бе-эмет хошев, ше-гьем мааминим бэ-ма-ше-катув по?! Гьасата негед кавказим - кол гьа-атар гьа-зе! Ата од тире отам потхим бэ-мильхама негдейну. Бэ-эцем, мизман квар митрахэшет по мильхама...
habyrshybyr - to Nazaret (5 декабря 2010, 12:22)
אתה באמת חושבת שהם מאמינים במה שהם כותבים כאן? אין צל של דבר! כל האתר הזה כולו - הסתה נגד קווקזים. הם עוד יפתחו במלחמה נגדנו
habyrshybyr (5 декабря 2010, 12:17)
Кавказ и Кавказцы живы на земле вовсе не благодаря России, а ВОПРЕКИ. Понятное дело, что судьба РФ, если она не станет истинной Федерацией (или, что еще лучше, конфедерацией), уйдя от утопичных идей унитарного государства, - распад. Однако, хотелось бы адекватной оценки Россией событий 150 летней давности. И немного уважения. Прежде всего, к самой себе (только УВАЖЕНИЯ, а не САМОЛЮБОВАНИЯ). А тогда - и Кавказ, и других уважать начнет.
habyrshybyr (5 декабря 2010, 12:12)
Курдов 30000000 человек на земле, любезный. Подучите матчасть, товарищ майор! Вы где-то видели столько кавказцев?.. Вот сидите и верьте сами собственным умопомраче...э-э-э...умозаключениям. Удачного месячного отчета, безымянный Вы наш.
habyrshybyr (5 декабря 2010, 12:08)
За свою, не столь долгую, историю русские научились великолепно 3 вещам: 1) захватывать земли ("освобождая" и "просвещая" народы, где алкоголизм от Мурманска и до Кавказа, по-видимому, есть плоды "просветительства" такового); 2) обманывать себя, искренне веря в собственную ложь; 3) воспевать собственные злодеяния, помазывая их в цвета "благородной ярости" и "просвещенного гнева"
Отличная статья (5 декабря 2010, 11:15)
А отличная потому-что она как раз подоспела к очередным выводам всяких конференций за проведение которых взялся уже даже Саакашвили.У нас же все молчат на эту тему.Хорошо,пусть статья не правдивая,тогда расскажите правдивую историю.Покажите развалины заводов и фабрик "коренных" народов Кавказа,которые разрушили русские"оккупанты",покажите те места,где возделывались зерновые до объявленной Ермоловым тотальной вырубки предгорий.Докажите,что Анапа(а раннее Азов)и тогда была просто курортным городом.Ну даже,если вдруг,окажется,что ныне живущие народы Кавказа выжили лишь по какому-то великому недоразумению,спрятавшись,неизвестно где (подобно пигмеям)от коланизаторов-истребителей русских и что Конвой Его Величества был выдумкой и Дикая дивизия была мифом и дагестанская и чеченская милиции в 19-м веке были выдумкой,а жизнь Шамиля так вообще кончилась в момент его пленения,даже тогда я готов спросить:"Ну и что?".Что вы предлагаете?Что же вам тогда так хорошо живется под "оккупантами"?Кто еще может,как Россия столько терпеть эти выходки на Кавказе?Турция?Иран?Може
Шевченко Микола (4 декабря 2010, 20:51)
Русские всегда были такими. Не спроста мы их в Украине так недолюбливаем.
Нохчо (4 декабря 2010, 20:08)
Они ставят знак равенства между Россией и Русью. Отсюда вся трагедия русского народа и всех народов России.
Оставить комментарий (23)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Ваш возраст, место проживания
(не будут публиковаться, только для социологического исследования)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )