Поддержка казаков – не для всех
В Северной Осетии принята целевая программа «Государственная поддержка казачьих обществ РСО-Алания на 2011-2012 годы», однако речь в ней идёт только о реестровом казачестве
Проект программы «Государственная поддержка казачьих обществ РСО-Алания на 2011-2012 годы» представил коллегам Валерий Сыроватко, первый заместитель министра общественных и внешних связей Северной Осетии Таймураза Касаева, который отсутствовал из-за плохого самочувствия. Замминистра подчеркнул, что главными целями принятия программы являются развитие государственной и иной службы казаков, возрождение и развитие духовно-культурных основ, семейных традиций казачества, военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи республики.
Сыроватко напомнил собравшимся о том, что в состав Аланского республиканского казачьего округа Терского казачьего войска (АРКО ТКВ) входят хуторские, станичные, городские и отдельские казачьи общества с общей численностью около 11 тысяч человек.
«Результатом принятия программы должно стать улучшение обстановки в республике в целом – социально-экономической, политической и криминогенной. При условии, конечно, реализации данной программы, - заявил корреспонденту портала СКФОnews эксперт пресс-службы главы республики Северная Осетия-Алания Владимир Иванов, - Мы подкрепляем материально, оргтехникой формой в том числе, снаряжение казачьего общества и, соответственно, повышаются к ним требования по несению государственной и иной службы».
Приоритетными направлениями деятельности казачьих обществ являются несение государственной службы по охране Государственной границы Российской Федерации и административных границ республики, охране общественного порядка, объектов жизнеобеспечения и объектов особой важности, содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории республики, подготовка казачьей молодежи к военной службе.
Вместе с тем известно, что современное казачество делится на общественное, являющееся, по сути, этносом с родовой преемственностью и реестровое, напоминающее народную милицию, в которую может теоретически вступить любой желающий. «Речь идёт только о реестровом казачестве, - уточнил Иванов, отвечая на вопрос корреспондента Северо-Кавказского новостного агентства, поддержку какого именно казачества предполагает программа, - Общественное казачество является у нас национально-культурной автономией. Оно фигурирует в структуре Министерства общественных и внешних связей республики Северная Осетия-Алания. В Доме дружбы есть их кабинет. То есть они реализуют свои программы в рамках национально-культурной автономии – есть казачьи ансамбли. То есть – это отдельная песня в рамках национальной политики. Но государственной поддержки, как программы поддержки реестрового казачества, нет».
«С 2007 года в Северной Осетии действует Закон "О государственной поддержке казачьих обществ в РСО-Алания", - напомнил председатель правления Славянского союз Осетии Владимир Писаренко, - Он, по моему мнению, чётко определил стратегию государственной поддержки казачьих организаций республики. Статья 2 гласит, что "государственная поддержка казачьих обществ в РСО-Алания осуществляется в соответствии с принципами: законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к казакам, равенства прав казачьих обществ на государственную поддержку, признания самостоятельности казачьих обществ и их права на участие в определении мер государственной поддержки и содействия в сохранении единого культурного пространства, развитии культурных связей"».
«Правительством принята целевая Программа "Государственная поддержка казачьих обществ РСО-Алания на 2011-2012 годы". Совершенно ясно, что данная программа утверждена для обеспечения деятельности Аланского республиканского казачьего округа Терского казачьего войска (АРКО ТКВ), не единственной казачьей организации, действующей в Северной Осетии. Например, Владикавказский округ Терского казачьего войска, казаки которого стояли у истоков возрождения Терского казачества в Северной Осетии на протяжении 20 лет, добивались признания их права на реабилитацию как репрессированного народа, права заниматься возрождением традиций и обычаев своих предков - терских казаков. В итоге они не привлечены к реализации данной программы. Атаман Владикавказского округа Терского казачьего войска Александр Кабаков, член республиканского Совета по делам казачества, не знал не только о принятии Программы, но и об её подготовке» - утверждает Писаренко.
Также без энтузиазма воспринял программу и сам Кабаков. «В программе сказано о реестровых, и ничего серьёзно нового там, каких-то подвижек – нет, - поделился он своим впечатлением с корреспондентом СКФОnews, - Это – не то, чего мы ожидали. Вопрос о земле – самый серьёзный, что бы удержать людей здесь, на Кавказе. Он не решается – просто создают видимость и всё. Казаки мучаются, судятся, а тут уже объявляют, что всё решается положительно. А там – тяжба».
По словам Кабакова, программа усугубляет раскол между общественными и реестровыми казаками, который «…внесли давно». «Думаю нам надо одуматься и всем войти в реестр. Мы к этому идём, собственно говоря – занимаемся регистрацией в некоммерческих организациях и будем входить в реестр. А иначе у нас ничего не получится», - полагает он. При этом, отметил атаман, речь идёт об общественных казаках Северной Осетии.
Между тем, согласно программе, с целью воспитания казачьей молодежи в духе культурных, духовно-нравственных, военно-патриотических казачьих традиций в республике создано 16 самодеятельных фольклорных ансамблей, действуют военно-патриотические клубы с охватом более 350 казачат, работает конно-спортивная группа «Терские казаки», в которой занимаются около 50 человек в возрасте от 8 до 16 лет.
Исходя из необходимости формирования организационно-правовых, финансовых и информационно-методических основ становления государственной службы российского казачества, развития его духовно-культурных основ и военно-патриотического воспитания казачьей молодежи, Программой предусмотрено обеспечение казачьих отделов автотранспортом, первичных казачьих обществ – оргтехникой и средствами связи, а также форменной одеждой и снаряжением.
В рамках реализации мероприятий Программы планируется организация телевизионных и радиопередач о деятельности казачьих обществ АРКО ТКВ, проведение научных исследований по истории создания казачьих станиц на Тереке, увеличение количества культурно-массовых мероприятий республиканского уровня, закупка сценической одежды и музыкальных инструментов для фольклорных коллективов, выпуск специализированных печатных изданий.
По словам Владимира Писаренко, который, проживая во Владикавказе и тесно общаясь с казаками по всей республике, ничего не знает об упомянутых выше инициативах, здесь «…налицо несоответствие Закона "О государственной поддержке казачьих обществ в РСО-Алания" с реальной политикой республиканского руководства. Не думаю, что такая поддержка со стороны органов власти окажет позитивное влияние на ситуацию в республике. Данные о создании фольклорных ансамблей, о конноспортивной группе и другая информация мне интересна, так как ранее я об этом ничего не слышал. Знаю о запрете создания казачьей школы, о незаконном банкротстве казачьего предприятия в станице Николаевской, о музее терского казачества, нуждающегося в поддержке, о фольклорных коллективах, к сожалению, состоящих в основном из пожилых казачек, о хуторе Поповом, где в фанерных домах живут казаки - вынужденные переселенцы из Чечни, и многое другое».
Финансирование мероприятий Программы за счёт средств республиканского бюджета планируется в сумме 5 миллионов рублей, при этом объём финансирования будет ежегодно уточняться при формировании соответствующих бюджетов.
На заседании правительства отмечалось, что поддержка казачества со стороны органов власти окажет позитивное влияние на социально-политическую, экономическую и межэтническую ситуацию в республике, будет способствовать совершенствованию форм местного самоуправления и хозяйствования, улучшению криминогенной обстановки в районах расположения казачьих обществ, придаст дополнительный импульс процессу возрождения казачьих традиций и обычаев в сфере культуры, образования и воспитания.
«Всё в радужном свете. А кто будет возрождать семейные традиции и обычаи терских казаков? Большинство казачьих станиц не состоят в АРКО. Члены АРКО в большинстве своём не имеют казачьих корней. Хотелось бы надеяться, что потомственные терские казаки в Осетии не будут оттеснены от того, что им принадлежит по заслугам», - заявил Владимир Писаренко.