Не только футбол
Ещё с советских времён спорт значит в нашей стране больше, чем просто соревнования
Футбол когда-то был, и мы его должны восстановить, и не только футбол. Многое чего хорошего и полезного исчезло из нашей жизни, мы и это хотим восстановить.
В разговорах муниципальные чиновники города Майского Кабардино-Балкарии не утруждают себя мыслями о том, что тон и тема могут стать известными широкому кругу жителей района. Информационная система муниципалитета построена так, что публикуется только то, что высвечивает чиновников в выгодном свете. Характерный разговор с чиновниками в муниципальной администрации, где они хозяева, состоялся с членами непризнанной районной федерации футбола. Того еще не было, чтобы кто-то в муниципалитете настойчиво был бы не согласен с действиями чиновников, и публично добивался чтобы они действовали по-другому, по принятым стандартам, без упрощения процедур спортивных мероприятий, в соответствии с Положениями. Факт публикации этого разговора – это одна из вех того, что гражданское общество все же возможно.
С самым большим энтузиастом футбола, на котором и задержались последние 20 лет остатки всего того, что осталось от районного футбола, мы пришли в администрацию выяснить обстоятельства отстранения его официальными лицами от тренерской должности. Его отстранили от руководства команды, которую он создал сам на общественных началах, к существованию которой все официальные лица муниципалитета имели легкое косвенное отношение.
Когда что-то стало получаться с командой, когда стал оживать стадион, когда стали появляться болельщики на стадионе, истосковавшиеся по местным футбольным баталиям, стала вырисовываться логичная картина необходимости проведения районного первенства по футболу, чему и сопротивлялись чиновники из-за хлопотности этого мероприятия… Именно первенство района было целью энтузиастов, которые создали районную федерацию футбола, которую не признавали и игнорировали в муниципалитете. Только глава районной администрации В.А.Шипов, который недолго проработал на своем месте, успел помочь энтузиастам: сделать три пары ворот юношеского стандарта, и выбить ставку тренера на рентген-заводе.
Предметом нашего разговора с муниципальными чиновниками стала именно эта ставка, так как отстраненный тренер, потеряв команду, потерял и ставку, которая перешла к новому тренеру… Несмотря на потерю, он сразу же создал новую команду, обеспечил её формой и транспортом, но уже за свой счет без всякого участия муниципалитета. Команда сохранила свое название и продолжила соревнование в первенстве соседнего муниципалитета. Но тренер и по сей день работает на голом энтузиазме, без материальной помощи.
Это не законченная история, которая будет еще продолжаться, как продолжается футбол и сама жизнь. Но в этой жизни надо делать остановки, оглядываться и делать выводы… куда движемся: карабкаемся вверх, к новым вершинам, или… тормозим развитие и катимся вниз? Почему сейчас, оглядываясь назад, мы смотрим на прошлые достижения, высоко задрав голову? Почему мы так много растеряли? Почему мы официально не можем создать футбольные команды для полноценного проведения первенства своего района? Почему у муниципалитета так много приемов в борьбе с энтузиастами футбола? И почему они совсем безоружны в деле официальной целенаправленной работы по организации первенства района? На эту историю хорошо ложится высказывание советского философа Григория Щедровицкого: «Но, говорю я, официальная философия – это отнюдь не философия страны». (Щедровицкий «Человек – это функциональное место в социальной структуре».) Мысли высказанные в той лекции хорошо объясняют суть духа страны, который непонятен иностранцам, и многим функционерам, которые считают, что Россия отстала не на 15 лет – а навсегда, и вдруг делают открытие, вопреки своим заблуждениям, удивленные неожиданным достижениям России.
«Россия – это такая странная, чудовищная и чудесная страна, что-то, чего нет, появляется неизвестно откуда и оказывается на самом высоком уровне» - говорит Щедровицкий в той же лекции. Так и с футболом будет, но за него надо бороться. На одном из матчей болельщик сказал: «Пока в Майском не будет футбола, его не будет и в России». Эту фразу не следует понимать абсолютно, это метафора. Но эту метафору не хотят понимать те, кто официально отвечает за массовый спорт, потому, что им радикальным образом надо пересмотреть свою работу и отношение к ней… и к массовому спорту. Если в районе хорошо развит бокс, в чем заслуга энтузиастов, это не значит, что его можно рассматривать, как массовый вид спорта, потому что он специфичен оснащением, жестко привязан к рингу, и дорогим перчаткам, и трудно себе представить его в парках и на открытых площадках. Трудно себе представить людей, бьющих друг друга в лицо, так для спортивной разминки, а затем начинать это делать со всеми прохожими, призывая их заниматься массовым спортом. Специфика этого спорта требует особого отношения к нему. И совсем другое дело футбол и легкая атлетика. Наш спорткомитет достижениями в боксе хочет перекрыть пробелы во всех других видах.
От не решения простых, и кажущихся пустячными проблем, еще больше обостряется потребность в восприятии и понимании ситуации именно с массовым спортом: футболом и легкой атлетикой. Оглядываясь назад, несомненно, стоит отметить жизненаполненность тех людей, которые тогда отдавали предпочтение стадиону при выборе места проведения свободного времени. Почему этого не происходит сейчас? Почему пустеют и зарастают бурьяном стадионы? Ответ на этот вопрос, кажется, лежит на поверхности. Но так ли это? С точки зрения сегодняшнего дня пустой стадион объясняется просто: не хватает денег, нет ставки для тренера, соревнования можно проводить и не на стадионе. Так объясняют чиновники: «настоящее время не сравнивайте с прошлым; тогда были заводы и колхозы». А кто мешает нынешним хозяевам уютных кабинетов заниматься колхозами и заводами? Они были… и при вашем участии они исчезли. На самом же деле, за последние двадцать лет сдвинулись понятия и ценности. Перестала существовать сила, обязывающая чиновника работать в нужном направлении в соответствии с существующими стандартами, чиновнику стало проще отписками объяснять свою бездеятельность. Тогда спортом занимались энтузиасты, имевшие естественную тягу к стадиону и спорту. А хозяйственными делами занимались ответственные люди, которые были вытеснены из региона, или ушли на пенсию. Сейчас этим занимаются функционеры, не обладающие той естественной тягой к спорту и хозяйственной деятельности. Спорткомитет отчитывается огромными списками спортивных мероприятий, которые к спорту имеют отношение тем, что участники… в спортивной одежде. При этом спортивные результаты в соответствии с квалификационной сеткой удручающе низкие. Стоит ли везти спортсмена, тратить деньги на поездки, если на выезде он показывает результат ниже низшего разряда. При такой организации никаких денег не хватит. В районе невозможно попасть на соревнования по легкой атлетике, так как они проводятся в основном на выезде или внезапны и молниеносны, без афиш и объявлений. Да и как они будут проводиться, если в районе нет ни одной беговой дорожки. В плане работы спорткомитета отсутствует первенство района по футболу. Да и существует ли план? Так как, по праздникам устраивают футбол в урезанном не полноценном виде. А надо проводить предпраздничные турниры с финалом на праздничный день, но обязательно футбол, где в команде 11 игроков, а время матча 90 минут.
В 2012 году энтузиасты провели первенство района в один круг, но для чиновников это оказалось очень хлопотным делом, они организовали самороспуск команд и прекратили первенство, а официальной силы воспрепятствовать развалу начинающегося возрождения районного первенства не нашлось. Просто для развития массового спорта нужно, чтобы этого захотели люди «системы», облаченные административным ресурсом.
Самой распространенной отговоркой является – нет денег. В условиях, когда постоянно растет муниципальный бюджет, когда выделяются огромные средства для реализации федеральных программ развития спорта, это звучит как несостоятельная отговорка. Попытки разобраться с муниципальным бюджетом наталкиваются на неодолимые препятствия в виде газетных официальных отчетов, которые не читаются из-за мелкого шрифта и специфики отчета, в котором и у профессионального финансиста возникает много вопросов, почти к каждой строке отчета. Или в виде бюджетного калькулятора, который дает общую картинку растущего бюджета без уточненных статей расходов. Таким образом, бюрократы убивают двух зайцев: и отчитываются по программе «Открытое правительство» от М.Абызова, и муниципальным «умникам» рты закрывают.
Неэффективное использование бюджетных средств – вот основная причина нехватки денег. По федеральным программам построили в районе два физкультурно – оздоровительных комплекса - в Майском и в Котляревской. В них оба спортивных зала оказались без полов. Это тот случай, когда говорят - деньги на ветер. Почему-то огромное количество соревнований проводятся за пределами района. На соревнования зонального уровня должны ездить спортсмены не ниже второго, или даже первого разряда, на региональных соревнованиях - не ниже третьего разряда, и только на муниципальных – могу участвовать все. Но когда в отчете появляются сообщения о победном финише участника соревнований зонального уровня, показавшего результат ниже третьего разряда на 12 минут, то начинаешь понимать, что это уже полная безответственность спортивных функционеров, и что главная цель таких мероприятий – потратить деньги.
Нельзя не согласиться с Щедровицким: «Это очень важно – сегодня отдельный человек не может противостоять системе. В этой системе он может быть только жертвой. А дальше вопрос заключается в том, что должен делать человек в этих условиях».И здесь должен каждый решать за себя. Для этого необходимо решить вопрос о своем месте в изменяющейся социальной системе, особенно функционеру. В соотношении с личным и общественным интересами: где личное это – нечто имманентно растущее здесь, под собственной рубахой; или общественная линия должна брать верх, которая есть некий дух – культура или социокультура. И каждый человек есть отражение отдельных структур культуры в этой социальной организации. Когда мне ставят клеймо «оппозиция», желая вытолкнуть за пределы активной социальной зоны, и меня игнорируют муниципальные СМИ, я хочу объяснить то, что я с вами из одной социальной системы, я такая социальная единица, которая обладает мышлением, которое сопровождает меня всю мою сознательную жизнь. Я школьный, студенческий и стройотрядовский комсорг, я в стройотрядах провел не мене 10 сезонов. Одних только педагогических отпусков провел в ССО не менее семи, и мои мысли о будущем России. Теперь в перестраивающейся системе мне не находится места только для того чтобы не согласиться с развальными действиями муниципальных чиновников. Я нахожусь в одной с вами социальной системе и выполняю ее некоторые функции, которые приносят вам неудобства здесь в муниципалитете, но именно они направлены, на создание гражданского общества. В обширной среде свободного духа, в системе федеральной социальной системы, я выполняю такие функции, над решением которых ломают голову министры, выдумывая программы типа открытого правительства, или бальной системы оценки качества работы региона, из-за закрытости муниципалитетов и регионов.
Реформы, подсказанные нам из-за рубежа, легли на не подготовленную почву общественных отношений. Управленческий сегмент общества, откололся, и все больше удаляется от интересов общества, имея в своем арсенале достаточные средства, создавать видимость нужной и бурной деятельности. Но появление возможности высказать свое мнение инакомыслящим членам общества дает надежду на то, что мы выберемся из этого либерального болота. Голос же части общества, не согласного, с той политикой, которая проводится в отдельных муниципалитетах, будет услышана. Существующую систему ломать нельзя, фундамент у нее надежный и правильный, он предсказуем, а вот в тактических делах должен, обязательно, участвовать народ, и шлифовать систему, коль из жизни и Конституции удалили организующую и направляющую силу. Голос большинства, которого в муниципалитетах почти не слышно сейчас, должен быть слышен в своем родном муниципалитете. А районная газета должна стать доступной для разных точек зрения.