Отставка Евкурова: между молотом «мягкости» и наковальней «прав человека»
«Мягкость» руководителя и тема «прав человека» - это те тиски, в которых зажаты главы регионов на Северном Кавказе
Однако «мягкость» Евкурова поставил под сомнение главный редактор издания «Кавказский узел» Григорий Шведов.
Вместе с тем очевидно, что «мягкость» руководителя и «права человека» - это те тиски, в которых зачастую зажаты главы регионов, особенно на Северном Кавказе. И здесь очень сложно сохранить баланс, пройдя по тонкой грани, отделяющей «права человека» от попыток элементарно навести порядок в столь неспокойных регионах. Ещё пару лет назад Юнус-Бек Евкуров буквально подвергся атаке со стороны ингушских «правозащитников», развернувших полномасштабную кампанию против руководителя республики, основываясь на многочисленных фактах чрезмерно жёстких действий по отношению к жителям республики со стороны силовиков.
Пытаясь формальным образом погасить нападки на себя, Юнус-Бек Евкуров очень много времени уделял именно теме соблюдения прав человека. Евкуров с делегацией от Ингушетии даже посети Европу, где выступал на парламентской ассамблее Совета Европы. Участниками российской делегации там был заслушан доклад по ситуации на Северном Кавказе и, в частности, в Ингушетии, после чего Евкуров его прокомментировал. После публикации доклада и выступления Евкурова в Совете Европы, ингушской стороне пришлось взять на себя обязательства по принятию мер, вытекающих из этого доклада, хотя как утверждает сам Юнус-Бек Баматгиреевич, «юридических обязательств у нас в связи с этой ситуацией никаких не возникло. Мы послушали их, они послушали нас, в том числе и в прениях. При этом вся делегация Российской Федерации отметила наличие существенного компромисса, на который пошли авторы доклада».
Комментируя последствия сотрудничества ингушских властей с Советом Европы в сфере соблюдения прав человека, в интервью порталу СКФОnews Евкуров заявил о том, что «доклад Дика Марти в корне отличается от предыдущих докладов, и на это повлияла, в том числе, и наша работа здесь, на местах. Когда Дик Марти прилетел в Ингушетию, побыл здесь какое-то время, то сам убедился в открытости, что ему позволили здесь увидеть всё, что он хотел. <…> он был восхищён – сам подчеркнул – "это просто небо и земля" – что было, и что есть сейчас. Он увидел нашу открытость, и она оставила у него только хорошее впечатление, что он и сформулировал в докладе. При этом у нас не было никаких обязательств. Были пожелания друг другу высказаны».
Вместе с тем, как сейчас становится понятно, именно эта открытость и повышенное внимание к теме «прав человека», на что всегда напирают представители европейских структур, и сослужила Евкурову плохую службу. Понимая это, поборники «прав человека» западного разлива развивают эту тему исключительно однобоко, и только в тех ситуациях, когда выявление подобных фактов нарушений бьёт по действующей власти. Здесь политика двойных стандартов обычно налицо, о чём заявляет и сам Евкуров.
Комментируя в интервью СКФОnews последствия общения с Диком Марти, Юнус-Бек Баматгиреевич отдельно остановился на теме двойных стандартов западных правозащитников: «Я сразу подчеркнул, что когда вы обсуждаете права человека, не забывайте о том, что вы должны обсуждать права всех людей. А то вы обсуждаете права в большинстве своём преступников, которые жесточайшим образом нарушают права других, совершают чудовищные преступления, взрывы, убийства. Сегодня европейские структуры отстаивают их права - отметил Евкуров. - А есть кто-то в Европе, кто защитит тысячи пострадавших здесь, их права? Они же тоже люди. И это они сегодня готовы подавать в суд на бандитов, в том числе в страсбургский суд. И опять же, вопрос – есть там такой человек, судья, который их оправдает, примет сторону вот этих пострадавших – семей убитых, где остались их вдовы, родители? Сторону сотрудников правоохранительных органов, простых людей. Кто их защитит? Кому их права нужны в Европе?»
При этом, отвечая на прямой вопрос научного консультанта СКФОnews Валерия Коровина о политике двойных стандартов, которая часто используется странами запада, европейских структур при оценке ситуации в России, Евкуров не стал заострять эту тематику в конфликтном ключе, действительно продемонстрировав некоторую мягкость, по крайней мере в формулировках: «Я бы не стал так сразу обвинять их в политике двойных стандартов, я просто пытался объяснить им, что если мы хотим работать, если мы говорим друг с другом искренне, а именно это я сегодня вижу, и им сказал об этом, что "вы искренне готовы помочь", – и Томасу Хаммербергу и Дику Марти я говорил, – это великолепные люди, я вам скажу серьёзно, искренне желающие помочь нам, – но я сказал им, что они должны учитывать в своей работе и эту сторону - людей, пострадавших и продолжающих страдать от деяний того, чьи права они защищают. И даже в первую очередь эту сторону. Чтобы не получилось так, что мы завтра закроем перед вами двери. Не в плане того, что мы их не впустим в республику, а в плане того, что "вы прилетите, а мы не пойдём вам навстречу, не будем открыты вам, потому что мы увидим, что вы занимаете однобокую позицию" – вот на что я обратил их внимание».
Вместе с тем, как отметил в беседе с главным редактором «Кавказского узла» ведущий канала «Дождь» Павел Лобков, «не всегда нарушения прав человека происходят со стороны власти, иногда нельзя сказать, кем был убит человек, это могут быть и боевики, они же паспорт не показывают». Однако сам Григорий Шведов, отвечая на этот вопрос, продемонстрировал, что он скорее придерживается подхода европейских правозащитников: «Паспорт они не показывают, они показывают военную форму, и даже Евкуров, и в этом он сильно отличается от других глав регионов, признаёт нарушения со стороны силовиков, в частности подведомственных ему – признаёт Шведов, при этом делая парадоксальный вывод из своего же утверждения - Поэтому, на мой взгляд, он довольно жёсткий руководитель».
Очевидно, что обвинение в «мягкости», брошенное в адрес Юнус-Бека Евкурова со стороны некоего кремлёвского источника, является лишь одним из поводов для смены руководителя Ингушетии. Проблем в республике действительно много, в том числе и в сфере соблюдения интересов русского населения, которого, как не прискорбно признавать, в республике практически не осталось. Однако с подобными проблемами сталкиваются не только власти Ингушетии. Видимо поэтому речь и зашла о смене всех руководителей субъектов СКФО. Что же касается Ингушетии, то, как утверждают СМИ, конкретная кандидатура на замену Евкурову пока не найдена, федеральные власти осуществляют спешный поиск человека, у которого есть потенциал для победы на осенних выборах.