Нальчик – означает «подкова»
Коррумпированность и клановость в некоторых республиках СКФО - это что-то страшное
Справочники сообщают: «Подкова — исторически сложившийся символ города, расположенного на реке Нальчик (бассейн реки Терек) на высоте 512 метров над уровнем моря на Кабардинской равнине в полукольце белоснежных вершин северных склонов Главного Кавказского хребта, и при взгляде сверху оригинальное поселение напоминает подкову. «Нальчик» в переводе с языков коренных народов и означает «маленькая подкова». Подкова в форме чаши, образующая полумесяц, обозначает защиту, божественное покровительство, возрождение, знак чистоты, духовное просветление, знание». Так своеобразно соединились уходящие в незапамятную древность (и, что говорить, сильно осовремененные) верования народов Северного Кавказа и положения традиционного Ислама, пришедшие на эту землю в XVIII-XIX cтолетиях. Сегодня Северный Кавказ – один из самых трудных регионов не только России, но и всего евразийского пространства. Всё там тлеет и всё готово взорваться.
Короткое время летнего отдыха я решил провести именно там. Так получилось, что я давно в тех краях не был. Но то, чем я сегодня занимаюсь – а это и работа в Монархической партии «Самодержавная Россия», и участие в Международном Евразийском движении, и ветеранские дела, и, конечно, журналистская, а теперь и литературная, деятельность - настоятельно требуют: нужно всё, что там происходит, понять, пощупать руками самому.
Мои родственники, друзья и знакомые пытались отговорить меня от поездки в Нальчик. Аргументы стандартные – там стрельба, взрывы, похищения людей, обстановка тревожная, люди бегут оттуда, а ты собрался в это пекло! На это я отвечал, что вырос в Нальчике, на Северном Кавказе, там у меня много друзей, однокашников по университету, связей, контактов, и поэтому мне там всё знакомо и понятно. На мой взгляд, такого красивого города во всей России второго нет. Кроме того, я казак, а казаку эта земля чужда быть не может. Я люблю этот город и не верю, что там всё так плохо, как нам представляется из новостей. И я поехал.
За последние годы Нальчик стал ещё краше. Построены современные здания, как жилые, так и офисные, улицы просто блестят от чистоты, город стал ещё зеленее. Такого замечательного парка, как в Долинске, в стране точно нет. Заметна забота властей о детях. В городе стало больше детских площадок и развлекательных центров. Бросается в глаза красота женщин из числа коренных народов. Одни типичные горянки-красавицы, другие – больше европейского типа, но такой красоты, что женским звездам Голливуда рядом с ними делать нечего. Одеты все современно, дорого и одновременно скромно, но очень притягательно. Наблюдал, как к одному из детских развлекательных центров подъезжали автомобили самых дорогих и престижных иномарок под управлением горянок, которые выводили детишек и вели их на аттракционы. Одеты дети были соответственно своим мамам.
Если бы я был обычным, рядовым туристом, то уехал бы с самыми восторженными впечатлениями. Но я смотрел и делал совершенно другие выводы. Таких женщин практически невозможно вернуть к одежде по законам шариата. За неделю пребывания в Нальчике встретил на рынке только одну женщину в соответствующей шариату одежде. Хорошо это или плохо? С одной стороны в этой связи, у исламских радикалов мало шансов на успех. Но с другой, стандартизация по западным образцам тоже не радует. С ней приходит и идеология, чуждая как русским, так и народам Кавказа, да сегодня и самим европейцам, всё более осознающим тупики «левого глобализма» и агрессивной «толерантности» и «мультикультурализма». Как решать эти вопросы? При нынешних подходах они неразрешимы.
И ещё: хорошо обеспечены только жители из числа коренных народов. А это знак клановости, кумовства и притеснения русских. Русские уходят с Кавказа. Тому свидетельство - большое количество объявлений о продаже домов и квартир. Особенно в районе Александровки – бывшей казачьей станицы, вошедшей в состав выросшего города.
Ситуация с русскими крайне тяжёлая. Речь идет о специалистах, которые раньше во всех республиках как бы и приветствовались, и поддерживались. До 1917 года Император назначал генерал-губернатора из числа высшей военной аристократии Империи, а населению предоставлялись широкие права самоуправления и местных традиций, включая шариат и адаты, что никак не вредило ни русским, жившим по общеимперским и православным законам, ни целостности страны: самоуправление не носило политического характера, оно было культурным, экономическим и религиозным.
В советское время ситуация была такова, что если руководитель (первый секретарь ЦК или обкома) в республике был представителем титульного этноса, то второй, определяющий практически всю политику, обязательно был русский. Это было хуже, чем в имперские времена, но тоже всех устраивало. После 1991 года начался «парад суверенитетов», и в последние годы русских в правительстве в любой Северокавказской республики практически не осталось. Кабардино-Балкария не является каким-то исключением. Если не брать ФСБ, где продолжают назначать русских, силовые структуры - милиция, прокуратура, таможня, налоговая инспекция – всё за титульными этносами. Отсюда - массовый отъезд специалистов.
За последние 5-6 лет произошла буквально зачистка русских специалистов – врачей, инженеров, технологов, учителей, и самое главное - объяснение простое – кризис, экономическая ситуация непростая, работать титульным этносам негде. Вот потихонечку и выжимают, где в грубой форме (распространение листовок с требованием к русским уезжать по-хорошему и одновременно с призывом к местным не покупать у русских жилье – даром оставят), где не в такой грубой, но внятной и понятной говорят – уезжайте. Чтобы найти казнокрадов, допустим, в Кабардино-Балкарии, достаточно проехать по столице республики: в престижных районах Нальчика стоят особняки - 3-4-этажные, с бассейнами и со всеми атрибутами роскошного жилья, и если спросить у проходящих мимо жителей, чей это дом, то мы узнаем, что либо начальника полиции, либо начальника таможни, или какого-то крупного госслужащего, министра какого-то хозяйства, энергетика, либо руководителя местного ЖКХ. Не говоря уже о владельцах нелегального водочного бизнеса. Но мы же знаем, какие зарплаты на Кавказе у чиновников, дай бог, 15-20 тысяч рублей, тогда как стоимость особняка – 5-10-15 миллионов долларов. Поэтому искать коррупционеров совсем несложно. А если дом прокурора республики такой же и на той же улице, то кому тут искать?
Сегодня ситуация такова: кабардинцы-террористы убивают кабардинцев-силовиков. По данным следственного управления по КБР за период с июня по август 20101 года возбуждено
Оказалось, что Моллаев в 2010 году привлекался к уголовной ответственности следственным отделом следственного управления по части 2 статьи 210 - «участие в преступном сообществе», части 2 статьи 209 – «участие в устойчивой вооруженной группе или в совершаемых ею нападениях» и пункту 2 «а» части 4 статьи 162 УК РФ – «разбой, совершенный организованной группой». А в июне 2011 года
Таких случаев десятки, сотни. Вся эта вакханалия, безусловно, связана с «демократической магией». Мы так и не избавились от ельцинского «берите суверенитета столько, сколько…» и прочего. Мы так и не научились отделять «свободу жизни» от мертвой либеральной доктрины, от реципированной в девяностые евроатлантической правовой идеологии.
Назначение Александра Хлопонина, на мой взгляд, показывает озабоченность Кремля ситуацией на Северном Кавказе. Но нужно ли было выделять эти республики из Южного федерального округа – это большой вопрос – на пользу это пойдёт или нет? Нужно ли вообще так много республик? Соответствует ли такая форма государственного устройства обычаям и кавказцев, и русских? Задавать такие вопросы не принято. Конечно, Хлопонину предстоит огромный объём работы по зачистке коррупции. Кто там жил, кто там бывает, у кого там родственники есть, знают не понаслышке, что коррумпированность и клановость в некоторых республиках СКФО - это что-то страшное. Это битва за контроль финансовых потоков, а многие республики, в том числе Кабардино-Балкария – дотационные, и кто к этой кормушке близок - за этот контроль там просто идёт смертоубийство.
Там кровь льётся порой не по вине террористов, а по причине дележа пирога между кланами, из-за усобиц. Некоторые пытаются это списать на террористов. Понятно, что Хлопонин – чиновник высшего ранга, но на Кавказе нужен военный – такова историческая традиция, таков неписаный закон. Он не должен вмешиваться в местные обычаи, но должен стоять надо всем и всеми. В том числе и над республиками как таковыми. Выше его – только Глава Государства Российского. Это будет понятно всем и принято всеми.
На самом деле – будем откровенны – совершенно необходимо мирным, законным, предусмотренным в Конституции путём менять всю систему управления страной, «разбюрократизировав» её с одной стороны и жёстко увязав на Верховную власть – с другой.
Северный Кавказ как самый «больной» из регионов России вопиет об этом первый. Мне бы очень хотелось, чтобы символ Нальчика - подкова - принесла народам Кабардино-Балкарии духовное просветление, возрождение, мир и счастье.