Минеральные воды — postscriptum

Что же происходит на Ставрополье?

Репортажи со Ставрополья часто появляются на инфополе страны. То по телевидению пройдёт репортаж о постепенном вытеснении русского населения из региона, то устроят очередную бучу националисты (в результате которой на улицы выгонят в два раза больше полицейских, чем собиралось принять участие в акции людей), то еще что-нибудь обвалится на головы мирных жителей. Оно и понятно — регион, волей-неволей, становится местом столкновения интересов сразу нескольких групп — тут и этнические мафии, не сумевшие пробиться поближе к столице, и казачество и местное чиновничество (которое в подобном регионе просто не может не становиться одной из сторон борьбы). Иначе говоря, регион сложный. И, рано или поздно, должен был снова появиться на экранах мониторов и телевизоров. Он и появился. И, увы, не с известиями об увеличении надоев.

Минеральные Воды — районный центр с населением около 75 тысяч человек. Небольшой аккуратный городок в Ставропольском крае стал центром внимания россиян 26 сентября 2014 года. Триггером, как это часто бывает, стал Интернет. На один из видеохостингов было выложено видео, на котором было видно, как толпа лиц крепкого телосложения и не совсем русской наружности врывается в приёмную больницу, расталкивает ошеломлённых докторов и медсестёр, окружает сидящего в коридоре человека и начинает его методично избивать. Избиение продолжается около шести минут, после чего толпа так же организованно покидает помещение. На видео отчётливо видно, что охрана больницы никак не пытается помешать процессу. Полицию отчего-то тоже никто не вызывает. Более того, избитый лежит на полу больницы еще около 40 минут, и только после этого ему начали оказывать медицинскую помощь.

Примечателен тот факт, что сам факт избиения имел место быть ночью с 20 на 21 сентября, а реакция общественности и, что важнее, органов внутренних дел, последовала только после публикации видео. 28 сентября в городе прошёл массовый митинг с требованием задержания преступников, а уже на следующий день заместитель начальника местной полиции заявил горожанам, что личности всех участников драки установлены, а кое-кто уже и задержан. Такая оперативность могла бы вызвать удивление и даже предположение о том, что хватали первых встречных, но всё объясняется проще... Большинство участников драки (вернее, избиения) были задержаны почти сразу после её конца, после чего получили штраф в 500 рублей за «мелкое хулиганство» и отправились по домам. Впрочем, о главном глава полиции всё-таки упомянул — человека били «не за то, что он русский, национальной подоплёки в этом деле нет». Брошенная вскользь реплика, в принципе, говорит об обстановке в регионе гораздо больше, чем десяток аналитических статей. Также к людям вышел местный казачий атаман Евгений Смирнов, который попытался заверить людей, что «всё под контролем».

Избитый в больнице мужчина, Анатолий Ларионов, 31-го года, умер в больнице 29 сентября, не приходя в сознание. С этого момента события стали развиваться стремительно и даже, вроде бы, привели к тому, что «полетели головы».

Журналистка «Комсомольской Правды» Ульяна Скойбеда недавно посетила Минеральные Воды и попыталась выяснить, что именно привело к трагедии. Начало драке положил конфликт в местном кафе «Евгения». Кафе в городе имеет репутацию места, где собираются «серьёзные люди» для решения не менее серьёзных вопросов. В ту злосчастную ночь в кафе за одним столиком оказались погибший, выпивавший вместе с друзьями Романом Савченко и Русланом Абдулжалиловым, заместитель администрации города Железноводска Николай Бондаренко (впоследствии лишившийся места). За соседним столиком выпивали казачий атаман Евгений Смирнов и Андраник Цаканян, ранее совершивший побег из здания суда, где был судим за мошенничество, и на тот момент находившийся в федеральном розыске. По версии Скойбеды, триггером трагедии послужил обычный пьяный конфликт — одновременно с этим в сети ходят слухи о каких-то «земельных вопросов», якобы решавшихся в кафе. Выяснить правду здесь сложно — если уж в деле и были замешан такие интересы, за которые впоследствии бьют в сорок пар рук, то о них обычно молчат. Да и не так это важно. Драка закончилась черепно-мозговой травмой у Романа Савченко, которому попало по голове бутылкой. Полиция приехала, но никого (в том числе и находящегося в розыске Цаканяна) задерживать не стало. Сам погибший Ларионов в драке практически не участвовал — он как раз вышел по нужде. Вместе с Абдулжалиловым (Бондаренко уехал раньше) повёз раненого Савченко в больницу, где уснул на кушетке в ожидании, пока врачи «заштопают» друга. Фактически, этот сон его и убил — когда началось избиение, Руслан Абдулжалилов успел убежать на второй этаж и ему досталось меньше, а в кабинет, где находится Савченко, «гости» прорваться не сумели. «Мстить» в больницу приехала, в основном, молодёжь из секций спортивных единоборств — представители армянской диаспоры города. Вместе с ними шёл и обиженный Цаканян, вместе с известным в определённых кругах как «смотрящий» Арманом Акопяном и Камо Хангуляном, известном в городе как «Царь» — за несколько минут до прихода «карателей» охранник больницы (по странному совпадению, его имя Арам Меликян) открыл запертую на ключ входную дверь...

Первоначально в сети ходила версия, что армяне приехали мстить за избитого в кафе атамана Смирнова, но по сведениям Скойбеды, и тут сказалась фатальная оплошность. Отец Акопяна Андроник сказал журналистке, что сыну, которого при драке не было, позвонили и сообщили, что того избили. Сам Адроник Акопян работает в том же злосчастном кафе музыкантом. На момент драки он ушёл в комнату отдыха вместе с одной из певиц, которой стало плохо — окружающие интерпретировали это по своему и позвонили «смотрящему».

К слову, банда, в которую входили «смотрящий» и «царь» в городе давно известна и плотно связана с ЧОП-ом Смирнова «Ермак», после драки закрытым. На счету банды, в основном, махинации с деньгами за ЖКХ (естественно, не без ведома администрации города) и подобные произошедшей разборки с опциональным состриганием с «лохов» денег. Интересно, как казачий атаман оказался связан с армянской мафией? По сведениям Скойбеды, получившей их от одного из оперативных сотрудников полиции города, изначально он был приставлен местными блатными телохранителем к «откинувшемуся» с зоны раскоронованному вору Лимону. После чего и последовал его стремительный взлёт по карьерной лестнице. За «Ермаком», как и за «армянами», шлейф из «крышеваний», избиений и перестрелок на улицах. Оставшихся безнаказанными — дела или закрывались, или терялись, а если и доходили до суда, то выходило как с незабвенным Цаканяном (после драки он всё таки отправился отсиживать свои три года). Федеральный розыск, как оказалось, вовсе не повод уезжать из города и вообще прятаться. Теперь опера усиленно поднимают закрытые и «потерянные» уголовные дела. Не потому, что вдруг решили бороться с коррупцией — а просто потому, что большинству из пришедших убивать Ларионова, предъявить решительно нечего. Непосредственно било его не так много людей — остальным места не хватило и они «всего лишь» стояли рядом. А за это у нас не сажают. Так что сядут только те, за кем отыщут что-то ещё — правда в администрации города уже сообщили, что в результате поднявшейся среди общественности бучи, было обнаружено более 50 (а по слухам — более 200) правонарушений. Воистину, пока гром не грянет...

На данный момент из 32 участников избиения арестовано 21, еще шестеро находятся в федеральном розыске. Арестован и атаман Смирнов (который атаманом быть уже перестал). Свои места потеряли мэр и прокурор города. Главный врач больницы, глава администрации и руководство местного ОВД на волне народного возмущения «были отстранены» или «написали заявление об отставке», но на данный момент снова выполняют свои обязанности. Зато потерял работу наряд ППС, выезжавший в злосчастное кафе и не арестовавший находившегося там Цаканяна. С одной стороны, это справедливо, с другой — сомнительно, что полицейские действовали по собственной воле.

В общем, кто-то обязательно будет наказан. Не покидает только ощущение, что это всё — даже не рубка голов гидры, а лёгкие порезы на её шее. По сведениям Скойбеды, и в администрации, и в полиции отлично знали и о действиях армян (в группировке которых арестованные — далеко не главари) и о «художествах» местного атамана. Вот только сделать ничего не могли (или не хотели). Захотят ли теперь? По словам местных оперов, корни группировок идут не в городскую, и даже не областную администрации. То есть, фактически, за спиной тренированного дурачка 18-ти лет, заносящего ногу для удара по лежащему на полу Ларионову, маячат тени людей из Москвы, которые настолько серьёзны, что их имена не сообщаются даже на условиях полной анонимности.

Впрочем, сказать хотелось бы о другом. Хорошо, что хотя бы кто-то из преступников понесёт наказание. Непонятно только, почему для этого нужна не просто смерть человека, запечатлённая на камеру, а тысячный митинг и угроза волнений на национальной почве (национальной почвы, впрочем, в этом деле не так много, как бы хотелось националистам — на месте банды «смотрящего» мог быть и казачий ЧОП «Ермак». Удаление с поля одной из банд и ликвидация регистрации одного «ЧОП»-а ничего не меняет в глобальной расстановке сил. В Кущевской сели непосредственные бандиты, а допустившие это чиновники практически полным скопом остались на местах. И даже если бы на их место пришли новые — если не изменится сама система, которая производит подходящий для всего вышеописанного климат, то всё будет по прежнему. Если вдуматься, то данный случай — просто череда случайностей. Кто-то (якобы) позвонил Акопяну и сообщил ему об избиении отца, Ларионов уснул в больничном коридоре и не смог скрыться от толпы . Затем кто-то выложил запись скрытой камеры в интернет. Прервись хоть одно звено, у большинства бы Минеральные Воды так и не ассоциировалось ни с чем, кроме самой минеральной воды.

Глобальной разницы между событиями в Минеральных Водах и событиями в Кущевской нет — разница разве что в масштабе вышедшего на поверхность. И это сходство заставляет думать, что есть еще не один город на Юге России, где ситуация со сращиванием власти и криминала аналогична. Теоретически, хотя бы этнической преступности должно противостоять казачество (чем оно исторически и занималось). Тогда почему казачьим атаманом становится бывший телохранитель преступного авторитета армянской национальности? Опять же, почему молодёжь идёт в преступные группировки и в конце-концов оказываются на тюремной скамье? Не потому ли, что до этого эти самые преступные группировки, совместно с теми, кто, теоретически, должен с ними бороться, уничтожают для молодёжи любую возможность преуспеть легальным путём? Подобная ситуация всевластия банд уже была в России однажды — сразу после гражданской войны. Тогда вопрос решался введением в города военных и чекистских частей, наделённых правом «расстрела в административном порядке». Естественно, повторение подобной практики сейчас нереально. Но что-то делать — не на показательном уровне посадки засветившихся в видео — а на уровне системного уничтожения среды, в которой разводится подобная плесень, необходимо. Особенно на Юге России. Потому что в сети «Интернет» всё чаще появляются обращения бородатых людей, обещающих навести на Кавказе полную справедливость и благодать. И чем дольше будет существовать каста «неприкасаемых» из числа уголовников и чиновников, тем больше людей начнут рассматривать их как возможную альтернативу.

Эрнст Плиев
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Ваш возраст, место проживания
(не будут публиковаться, только для социологического исследования)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )