СКФО и русские
Русскоязычное население региона - вернуться или исчезнуть?
Доклад Северо-Кавказского новостного агентства – СКФОNews «Северный Кавказ: русский фактор» был презентован 26 августа 2015 года в Общественной палате РФ. Данная работа стала итогом длительного изучения положения русского населения в республиках СКФО, а также Адыгее. Модератором дискуссии выступил главный научный консультант СКФОNews, член ОПРФ Валерий Коровин. Его же речь, вызвавшая оживлённое обсуждение, предварила обсуждение доклада.
В своем выступлении Коровин обратил внимание на три возможных сценария дальнейшего существования и развития северокавказских республик с учетом влияния русского фактора.
Первый сценарий, по мнению эксперта, предусматривает завершение оформления данных образований в полноценные буржуазные национальные государства, что приведет к полному изгнанию оттуда русского населения и выходу региона из состава Российской Федерации.
Другой вариант развития событий предусматривает желанное для либералов растворение идентичностей в одном «плавильном котле», что может повлечь за собой ожесточенную войну северокавказских этносов за сохранение своей идентичности, тогда как русское население будет полностью растворено и ассимилировано.
Третий альтернативный вариант, предложенный экспертами-евразийцами, включает в себя сохранение всех идентичностей, выстраивание культурного и бытового самоуправления народов и этносов Северного Кавказа с одновременным изъятием политической субъектности – искусственно созданных в советское время республик. Данный сценарий позволит сохранить регион в составе Российского государства-империи. Возвращение же русских на Кавказ будет способствовать новой индустриализации региона и его промышленному развитию, полагает Коровин.
При этом докладчик также коснулся темы национальных республик. «Имея дело с Кавказом, советское руководство столкнулось с наложением нескольких социальных моделей, - напомнил Коровин. - Дело в том, что буржуазный этап формирования политических наций там, как и везде в постимперской России, был пройден экстерном. Но и социалистическое общество было представлено лишь в виде верхнего элитного пласта. Это был экспорт кадров из Центральной России, которые были смотрящими за строительством социализма на Северном Кавказе».
При этом, по словам Коровина, в данном регионе по факту достраивалось буржуазное общество – развивались модели национальных республик, то есть – буржуазных государств. «И именно этот период и был зафиксирован при создании национально-территориальных образований. Они должны были быть преодолено интернациональным слияние советского общества. Эти два этапа реализовывались одновременно. Но по факту на Северном Кавказе всё ещё присутствовало традиционное общество, которое было представлено сохранившимися структурами местной знати, духовные авторитеты и представители других традиционных структур – вирдов, тейпов и тд, которые частично вписались в партийный управленческий аппарат. Эти традиционные структуры и были тем, что сохраняло народы Северного Кавказа в качестве коллективных субъектов, сохраняло обычаи, обряды, религию, традицию, кровнородственные отношения».
«Все эти уровни в советский период соприсутствовали вопреки марксисткой последовательности», - констатировал член ОП РФ.
Затронув тему русских на Северном Кавказе, Валерий Коровин отметил, что именно они «представляли собой сдерживающий элемент присутствия федерального центра, удерживающего Северный Кавказ в составе России как большого пространства, сохраняющего многообразие идентичностей».
Один из авторов доклада, редактор международного отдела телеканала «Царьград» Андрей Коваленко, в свою очередь, акцентировал внимание на понятийном аппарате, продемонстрировав собравшимся ролик «Либеральный суррогат: от этноса к гражданскому обществу» (см. после данной статьи).
По мнению докладчика, термины «нация» и «национальность» следует крайне осторожно использовать при характеристике процессов, происходящих в Российской Федерации, поскольку «программа формирования национального государства подразумевает и культурную унификацию не только многочисленных народов России, но и самого русского народа, который не вписывается в формат европейского государства-нации», - отметил эксперт.
Наиболее приемлемыми и адекватными терминами, характеризующими текущую ситуацию в России, являются «этнос» и «народ», полагает Коваленко.
Что касается концепта «гражданское общество», то, по мнению специалиста-евразийца, под данным понятием скрывается отсутствие каких-либо коллективных идентичностей и объединение индивидуумов ради сиюминутных интересов вне культурного, этнического или религиозного единства. «Все богатство евразийских народов мы никак не можем называть "гражданским обществом"», - делает вывод редактор телеканала «Царьград».
Директор Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) Роман Силантьев выразил уверенность в том, что «…тех, кто обижает русских, надо бить по рукам и сажать, потому что в России не должны жить люди, которые русских не любят и своими друзьями не считают».
Силантьев отметил, что представляет «структуру, которая имеет право выступать от имени русских. Что же касается русских на Кавказе, то в каких-то республиках была целенаправленная русофобия, как в Чечне при Дудаеве и Масхадове, когда русских сознательно убивали, в каких-то республиках были некоторые позывы, как в Дагестане и Карачаево-Черкессии. В каких-то республиках проблемы не отмечены, хотя какие-то столкновения были».
«Здесь надо понимать, что есть целенаправленная русофобия, когда сознательно издаются книги, как, например, мы сейчас наблюдаем на Украине, - отметил он. - Мы наблюдали это раньше на Западной Украине, в некоторых частях России, когда рассказывали про русских оккупантов. Про то, что штурм Казани – это геноцид татарского народа – это было в официальных учебниках истории, в официальных заявлениях, когда люди с такими взглядами присутствовали в официальных структурах. Это – системная русофобия. Если ситуации, когда происходят столкновения, какие-то этнические ОПГ убивают русских, потом выясняется, что эта ОПГ убивает не только русских, но и всех остальных. У нас есть не только ОПГ, представленные мусульманскими народами Кавказа, у нас есть Цапки, которые убивали русских, крымских татар и всех кого ни попадя».
По мнению докладчика «…нельзя сказать, что здесь есть какая-то русофобия».
«В связи с событиями на Украине фобии людей переключились на другую тему. Сейчас людей больше беспокоит ожидание войны с Западом. Плюс русские показали свою силу, вернув Крым и довольно успешно сопротивляясь на Донбассе. И при этом им помогли кавказцы, особенно в лице Кадырова, но не только - и осетины приезжали воевать, и дагестанцы. Это сильно улучшило межэтнические отношения. К Кадырову, к чеченцам – многие это оценили, что он послал туда людей. Несколько десятков человек там погибло, воюя за интересы русских, за интересы Русского мира», - рассказал директор ВРНС.
В ходе обсуждения доклада «Северный Кавказ: русский фактор» участники мероприятия высказали ряд критических замечаний, которые будут учтены при переиздании работы.