Как кабардинцы «отжали» предприятие у русского директора: история рассказанная очевидцем
Понятие «передел собственности» обычно ассоциируется с эпохой 90-х. Однако смена русского директора РБС в городе Прохдадном на директора кабардинца произошла уже в «нулевых» годах.
Историю со сменой собственника Республиканской Базы Снабжения в городе Прохладном Кабардино-Балкарии помнят по сей день. Об этом знал весь город, но все боялись выносить сор из избы. И боятся до сих пор, потому что, по словам одного из жителей Прохладного, угрозы и давление продолжаются. «В ОАО РБС "Прохладненская" постоянных клиентов встречают как друзей и всегда рады новым, - сообщает официальный сайт предприятия. - Генеральный директор предприятия Дешев Владимир Ауледович главной причиной успеха называет добросовестность и трудолюбие членов коллектива». Но что на самом деле стоит за успехом?
Одна из бывших сотрудниц Базы согласилась рассказать корреспонденту СКФОnews о некоторых событиях, не попавших на передовицы газет и в выпуски новостей. Однако личная встреча не состоялась, и эта история была рассказана посредством Интернет-переписки…
Начну с того, что извиняюсь, за то, что изначально обещала увидится, а потом передумала. Некоторое время подумала и решила, что всё таки это не безопасно. Я человек простой, и за моей спиной нет определённой защиты. Да и к тому же в Кабардино-Балкарии продолжают жить мои родственники, близкие мне люди. Но всё же мне не безразлично то, что там происходит. Прожив всю жизнь там, я в некоторой степени смирилась с безразличием и наплевательским отношением к русскому народу.
Подавляющее большинство русских так же мирится с этим, только потому что надо, продолжать как-то жить. В моей жизни часто приходилось сталкиваться с угрозами и натиском кабардинцев. Но ставя перед собой цель, что нужно не обращать внимание на подонков и в жизни может быть ещё хуже, заставляешь себя идти в перёд. В 1997 году, поступив в Терский сельскохозяйственный техникум, я просто сполна окунулась в этот «мир» аула, сёл и родственных слияний. Каждый кому-то брат, сестра и т.д. и привилегии отдавались не тем учащимся которые закончили обучение с красным дипломом, а тем у кого папа или дядя занимается каким либо бизнесом и имеет много денег.
Так, в следующем 1998 году нам приходилось прятаться в кабинетах во время уроков. В поселке Учебном было запланирована встреча кабардинцев, русских и осетинов. Мальчишки лет 19-22 на пятаке школы просто устроили мясорубку. Осетины и русские дрались против кабардинцев. У кого что было пистолеты, ножи, биты, и т.д. В нашем классе остались практически все девочки, а мальчишки пошли драться. Вернулись не все, некоторые прямиком отправились в больницу. А те кто вернулся - на них страшно было смотреть. Во время этой «стрелки», так назывались все встречи «братских народов», попытался вмешаться директор техникума. Подъехал на своём автомобиле, не рискуя выходить из него и попросил остановить это безобразие, но его ласково послали на три буквы, он развернулся и уехал. Позже, когда, головы были разбиты и на поле битвы не осталось никого, подъехала наша бравая милиция. О чём-то поболтала с кабардинцами и уехала. Но самое главное, все участники и зачинщики этих встреч продолжали учиться там, и никто не мог их от туда выгнать.
И многие закончили образование на отлично. Смешно, я из своей группы за весь период обучения их раза два видела. Приезжают папы, мамы и суют денег побольше, а то и вовсе не суют, угрожают. Да и русской девочке учиться там совсем не легко. Особенно если девочка симпатичная, просто кошмар. Пытаются постоянно схватить её, подстерегают за углом. Девочки боятся вечером на улицу выходить, а про дискотеки и вовсе забыли, ну это про тех девочек которые имеют конечно к себе уважение. Не секрет, что открыть свое дело русскому человеку в Кабарде не так просто - «задавит» тот же мусульманский народ. Все высокие посты занимаю именно они, считая себя первым классом. Не раз это слышала. Русские там - это низшие слои населения. Стоит только заехать в село, как по окраинам виднеются «замки» из дорогого кирпича с красивейшими фасадами. Практически не у одного русского такого нет. Хотя это не означает, что русские люди не хотят работать и зарабатывать на такую роскошь.
Совсем наоборот, это мусульмане ленивые. Размещают свои «животы» в кабинетах и мы на них пашем как лошади. Только вот возникает другой вопрос, как им эти места достаются? Да очень просто. Всё идет с верхов, от тех кто допустил это. И сделал так, что Кабардино-Балкария должна принадлежать только кабардинцу. И только он, горец, в праве распоряжаться своей родной республикой. Короче, всё лучшее, как не крути, все равно достанется им. Они нажимают на русских толпой. Не один кабардинец не станет приставать к русскому человеку, встретив на дороге. Он побоится, потому что, русский в этой схватке окажется сильнее. Но кабардинец с удовольствием затянет свою игру с толпой таких же придурков как он против русского мужчины. Сколько моих знакомых просто остались калеками после таких бессмысленных встреч. Просто идя домой с работы, с ночной смены или наоборот, в ночь, приходилось сталкиваться с идиотами гуляющими по ночам и ищущими приключений. И опять же толпой.
Двух моих друзей уже не вернуть. У них остались жены и дети. Причём когда это произошло, с ними была женщина на девятом месяце беременности, чудом оставшаяся жива. Это случилось в 1999-2000 году, точно не помню. Не щадят никого из русских. Потому что, как они считают, нас надо давить и убивать. Русские свиньи! - говорят они. Хотя, несмотря на это, у меня есть друзья-мусульмане, и у нас с ними хорошие отношения. Но это только видимость. Я думаю, стоит только затеять разговор на тему обострения конфликта между народами, они превратятся в недругов. Сейчас обстановка не изменилась, продолжаются постоянные стычки, просто об этом не говорят. Все хотят мирно жить с любыми народами. Конечно, президент Каноков прилагает немало усилий по этому поводу. Но всё же дает зеленый свет именно своим людям, т.е его же религии. А только потом русским. И то как остатки с барского стола. Кто об этот будет говорить? Конечно, все молчат и боятся - жить где-то надо.
Но все же хочу вернуться к теме власти в нашей республике. Я работала на многих предприятиях нашего города Прохладного. В том числе, и у индивидуальных предпринимателей. Запомнились два из них, это Республиканская база снабжения и винно-водочное предприятие РИАЛ. Начинала я свой опыт работы с базы снабжения, сокращенно РБС («республиканская база снабжения»). Проработала я там два года, а потом ушла из-за смены поста руководителя, стало просто не выносимо. Зная то, что Третьяков зарабатывал этот бизнес своим трудом и горбом, и когда тот самый Дешев захотел отхватить кусок, как-то стало противно работать. Третьяков - обаятельный и тактичный человек. У нас все, кто там работал уважали его как правильного и честного человека. Ни одного работника он не оставлял без внимания. Каждое утро он приходил к нам в торговый павильон и разговаривал с каждым, интересовался, как нам работается. И если были какие-то проблемы, сразу принимал решение и искоренял причину недовольства. Но этого практически не было.
Я в то время, в 2003 году, работала кассиром. После некоторого времени стала замечать, что в павильон он стал приходить не один, а ещё с тремя людьми кавказской внешности. Конечно поползли слухи. И выяснилось, что некий Дешев, просто-напросто хочет часть лакомого куска. Третьяков, будучи всегда веселым человеком, стал мрачным. В офисе тем временем шла активная подготовка ещё одного кабинета руководителя, напротив кабинета Третьякова. Так появился ещё один директор, непонятно откуда взявшийся. Естественно, все работники по-прежнему обращались за решением тех или иных проблем к Третьякову, создавая толпы в приёмной, в которой в тот момент находилась и я. И тут вышел Дешев и громким голосом сказал, что он здесь тоже решает рабочие моменты и нечего толпиться у Третьякова. Так он и людей притянул к себе. Более точных подробностей этой схватки я не знаю.
Еще был момент, может вам покажется он незначительным. За день той трагедии, когда было нападение на семью Третьякова, у нас работала женщина, продавец. К ней как-то пришла женщина, по её словам она видит судьбы людей. Это произошло при мне, как всегда утром я пришла на работу и поздоровалась Катериной, тем самым продавцом. Прошла, и приступила к своим обязанностям. Тут пришел Третьяков с утренним обходом и поднятием боевого духа своим работникам. Та женщина, ясновидящая, подошла и посмотрела ему в глаза и сказала, что ей нужно ему что-то сказать. Он не захотел обращать на неё внимание и проигнорировал. Он ушел, но она потом сказала Катерине, что у него будет несчастье. Говорит, что бы он срочно приехал к ней. И постоянно говорила, что ему надо брать семью и уезжать от сюда. На следующий день всё и произошло. На дом в котором проживал Третьяков со своей семьёй, напали вооруженные люди в масках.
Его сильно били, по тем же слухам, заставляя его оставить всё предприятие и уйти. Так уже Дешев захотел не кусок, а полное царство. Дома в то время находились жена и дети. Юля, дочь Третьякова получила перелом руки, Роман сотрясение мозга и долгое лечение в больнице. Но естественно больше всех досталось Виктору Григорьевичу. У него были отбиты почки, долгое лечение в больнице. Позже, примерно через четыре месяца, он появился у нас, это был сплошной синяк. Глаза отекшие, красные, страшно было смотреть. И это - по истечении четырех месяцев, что же было до этого - представить не реально. Но все же вышел, и тут уже он собрал нас всех и сказал, что уезжает со своей семьёй, и нашим директором будет Дешев. Уж простите, не помню его имени-отчества. Но фамилия запомнилась раз и на всегда. Да и незачем мне его звать по имени. Но держался Виктор Григорьевич очень мужественно. Да и понять его тоже можно, если уже подняли руки на его семью, тут уже и выбора нет.
Он оставил пост руководителя и теперь каждое утро мы встречали Дешева. Но это совсем иной человек. Проходил мимо работников с высоко поднятой головой, подошел как-то ко мне и сказал, «Ну, что наверное хорошо работать кассиром, кормушка хорошая?». Я чуть со стула не упала, я готова была его просто растерзать за эти слова. И всё, у меня пропало всякое желание работать на этого человека, да и просто работать. Я ушла. Это всё, что я знаю об этом происшествии. Прошу вас не упоминать мое имя.
Республиканская База Снабжения «Прохладненская» функционирует по сей день. Развивается, предлагает ассортимент… Из корпоративного альбома на нас глядят улыбающиеся лица новых сотрудников и руководства. Девушки с желтыми шариками, возможно, только с чужих слов знают о том, что здесь происходило несколько лет назад. Но тот, кто лучше всех знает правду об этих событиях – хорошо ли ему спится? И помнит ли он поговорку: «на чужом несчастье своего счастья не построишь?».