Павел Задорожный: Казак – это всегда воин и государственник

Интервью с Верховным атаманом Союза казаков России.

История казачества на Северном Кавказе началась много столетий назад. Поэтому, кому, как не казакам знать ответы на многие животрепещущие, болезненные вопросы, связанные с судьбой региона, над которыми бьются высокие государственные чиновники. Предлагаем Вашему вниманию интервью с Верховным атаманом Союза казаков России Павлом Задорожным.

- Как Вам кажется, какова роль ваххабизма в процессах, происходящих на Северном Кавказе, в частности, в Кабардино-Балкарии? Есть мнение, что ваххабизм буквально «прошил» некоторые влиятельные структуры…

- Дело не в том, что местные власти специально закрывают на это глаза. Я разговаривал с членами правительства – это вполне адекватные люди, они всерьёз озабочены ситуацией. Но ситуация уходит из-под их контроля. Почему? Надо понимать, что накат, давление, идущее из-за рубежа, усиливается. Вы думаете, нам простят блицкриг в Грузию? Нет – нам этого не простят. В той же Кабардино-Балкарии - там ваххабизм работает, там сегодня действуют силы, которые сознательно всё это раскручивают. Их цель - поссорить, внести дестабилизацию. Ищут слабый элемент, напичкают его национализмом, толкают – «идите избейте, идите изнасилуйте». А то, что на местном уровне расследование этих преступлений тормозится, так это можно понять. Что участковый? Он ведь сам запуган, ему ведь там жить.

И при всём при этом единственным стабилизирующим фактором в этой ситуации являются именно русские.

- Многие говорят, что возвращению русских на Северный Кавказ мешает то, что им нечего там делать. Мол, приехать-то они приедут, а применения своим силам не найдут, не смогут себя обеспечить.

- Это совершенно не так. Возвращению русских мешает то, что нет уверенности в завтрашнем дне. Двадцать лет назад была уверенность – был закон, и никто не уезжал. Никто не покидал Кавказ – потому что чётко действовал закон. Сегодня закон однобоко действует.

- Но работают же целевые программы по возвращению русских в "национальные республики".

- Да кто же туда поедет, когда там никто не гарантирует вашей безопасности. Вы, я – когда приезжаем туда на несколько дней, понятно, что нас там кто-то встречает, за нами смотрят. И все прекрасно понимают, что нас трогать нельзя, иначе будет скандал. А вы попробуйте переехать туда с семьёй – поселиться там врачом, механиком и так далее. Тут дело даже не в правительствах и не в президентах. Никакой Евкуров вас персонально защитить не сможет, если кто-то решит на вас поднять руку. У людей нет уверенности в завтрашнем дне, люди понимают, что ситуация может в любой момент перевернуться очень быстро. И дело не только в том, что федеральный центр что-то неправильно делает, и в этом, якобы, вся проблема. Действует сочетание факторов – невозможно указать на кого-то одного пальцем и сказать «он виноват». Очень сложно однозначно сказать, кто влияет на усугубление ситуации. А ведь это влияние идёт и отсюда – из Москвы. В том числе и здесь сидят люди, заинтересованные в дестабилизации.

- Здесь?

- Ну, конечно. У нас есть единый государственный аппарат. Он – единый, но он – кабинетный. В одном кабинете может сидеть государственно мыслящий человек, а в соседних двух, может быть, совсем наоборот. От этого все тормоза. Программы не выполняются не из-за недостатка финансирования. Если мы сопоставим бюджеты республик с демографической ситуацией в них – бюджет Чечни, например, в четыре раза больше, чем бюджет Дагестана – мы не увидим никакой связи, мы не увидим этой картины. Ни для кого не секрет, что выделяемые деньги уходят в песок. Потому что нет чёткой проработки этих программ, выполнение их пунктов не отслеживается на должном уровне. А деньги – это в конечном итоге может превратиться и в шантаж центра со стороны местных властей. Мол, давайте нам деньги, и у нас будет всё спокойно. А дело-то не в деньгах, а в том, как эти деньги расходуются.

Ещё один важный момент – это то, что наше государство вообще редко прислушивается к тому, что говорят спецслужбы. ФСБ, я вам могу сказать, владеет всей картиной происходящего на Северном Кавказе. Но государство не всегда прислушивается к мнению ФСБ. Картину дают, а политическое решение не принимается. Плюс к этому олигархи периодически пытаются вмешиваться в дела ФСБ, чего они делать категорически не должны.

- А способно ли казачество как-то повлиять на эту ситуацию: оберегать русских от незаконных посягательств, как-то способствовать их интеграции в местные социальные структуры?

- Дело в том, что казачьи диаспоры в национальных республиках очень малочисленны. Во-вторых, казачеству никакого внимания не уделяется. Ничего не делается для укрепления казачества как ядра русской диаспоры. Но как можем – мы боремся. И наши депутаты отстаивают права русского населения, и каждый на своём месте делает, что может. Но вот ещё вопрос: как само население? Оно ведь зачастую само не хочет мобилизоваться. Есть понятие экстремальной ситуации. В такой ситуации по идее должно происходить сплочение, а они не хотят самоорганизовываться. Там, где население мобилизовано – в Кизляре, например – там вопросов нет, им и помощь никакая не требуется.

- Но всё-таки, то казаки, а то - обычное гражданское население.

- А что мешает простому человеку объединиться? Вот к нам недавно приезжали – жаловались на притеснения, хотели, чтобы мы приехали и разобрались. Я спрашиваю – сколько вас там человек? Отвечает – человек двести. Так что же мешает самим этим двум сотням русских людей за себя постоять? Руки-ноги есть, голова на плечах есть. Не больные, не калеки – что, спрашивается, мешает? Лидера нет! Некому возглавить инициативу. У казаков всё быстро – собрались, выбрали атамана. А что мешает им также собраться на сход? Мы-то готовы помочь. Если к нам обращаются, мы готовы помочь. Но зачастую они не могут даже собраться и делегацию к нам отправить.

- А каковы в целом социальные функции казачества на Северном Кавказе?

- Казак – это в первую очередь государственник. И не зависимо от того, служит он или не служит – всё российское общество было и остаётся пронизано казачеством. И в культуре, и в Церкви – огромное количество выдающихся людей вышли из казачества. Что касается конкретно нас, Союза казаков России – то это организация общественная. Наша функция – это поддержка и восстановление казачьего образа жизни: быта, традиций и так далее – без всего этого казака нет. А в глобальном плане миссия казачества - как она изначально сложилась, так и не меняется – это вооружённая защита отечества. Вот мне иногда говорят, что, мол, время меняется, и казачество должно под него подстраиваться. А я вижу так, что казачество – оно как бы вне времени и вне диалектики, оно – в метафизике. Казак – это прежде всего и всегда воин. На протяжении всей своей истории казачество успешно справлялось с этой функцией. И сегодня казачество направляет на службу в вооружённые силы России свою молодёжь. А когда надо было, то призыв распространялся и вплоть до стариков. На войну с Наполеоном и 75-летние старики пошли.

Сегодня о том, чтобы казаки взяли на себя силовые функции, речи не идёт1. Государство заинтересованности в этом не проявляет. Вообще специально к казачеству в военном или полицейском плане внимания нет. Мы всем этим занимаемся самостоятельно – в плане военно-патриотического воспитания молодёжи мы делаем всё, что в наших силах – столько, сколько и бюджетные организации не делают.

1 Интервью было взято до встречи в Прохладном (КБР) Александра Хлопонина с казаками, на которой полпред в СКФО предложил казакам принимать участие в охране общественного порядка в республике.

Беседовал Илья Дмитриев
Комментарии:
Страницы: 1  2 
Андрон (30 июля 2010, 22:00)
Вот, расскажи пиндосам, зоркий, как на СК "резервацию" кормят, поят, строят, даже вот "правила поведения" Хлопонин написал. Воспитывать, значит, пытаются. Но, надеюсь, это, все же, к чехам относится. Наши спокойней и поуживчивей будут. Относительно. Хапают не меньше. Наверху тоже хапают, конечно, но у своего народа. Чтобы, значит "резервации" накормить. Пиндосы ржали бы до аппендицита. Вот у них резервации, так оно и видно, что резервации. Они, кстати, на два фронта, пиндосы работают. У себя и в Тифлисе свои филиалы для обучения горских народов открыли. Чтобы те "прониклись" величием. А кремлевцам втирают - что, мол, вы с "ними" миндальничаете? Мы (пиндосы) бы в два счета решили "кавказскую" проблему. Так как они решили в отношении индейцев, Ирака, Японии (Хиросима), а сейчас в Афгане решают. Так что, отставить звездеж про "резервации". Хорош ныть.
Миха (30 июля 2010, 21:46)
Что-то я припоминаю, как Аслан сетовал. Мол, русские - не всегда доброта уместна. Но это вопрос морали даже, не этики. А когда Россия "предлагает", но не этносам, похоже, до нее дошло, с ними не сговоришься, силовой вариант защиты от беспредела, Аслана не устраивает. Вообще, у него на сайте роль попа Гапона. Подзуживает. А я еще в Москве распинался, какие у нас есть ребята. Типа, не все "волки". Теперь не знаю, как им отвечать. Главное, они не различают кавказцев. Считают, что все одним миром мазаны. Я с этим не согласен. Но то, что у всех кавказцев нет государственного мышления. С этим и я согласен. Не справляются они ни с чем. А хотят многого. И еще похвала кавказцам и решпект наших детей. Они сплачивают наш народ. Народ наш, в отличие от кланов, не сплочен в родовых ячейках, потому что, мы это прошли давно. Но пробил час. И мы начали сплачиваться. Но не по родовому признаку, а для пользы страны. По признаку осознания себя гражданином.
Аслан (30 июля 2010, 18:19)
Vladimir,что то ты заврался слишком.Ты хоть по одному российскому каналу в новостях слышал,что : "РУССКИЙ милиционер Денис Евсюков......" или "...был убит группой бритоголовых молодых людей РУССКОЙ национальности"?А тут сразу "трое ингушей....".И еще одна ваша любимая песня :"Если РУССКИЕ уйдут с Кавказа,то кто будет работать на заводах,предприятиях и т.д.,кто заменит квалифицированную рабочую силу?"Вы уже настолько гоните,что не успеваете посмотреть как далеко заехали.
Vladimir (30 июля 2010, 16:10)
Зоркий не горячись! При нынешнем уровне корупции достойную работу на Сев.Кавказе не найдешь и поедешь ты к этим русским за куском хлеба для себя и своей семьи. Конечно работа есть, но для своих, может ты из этих. А про русскую исключительность я что-то не слышал.Война страшное дело, не зови ее.
Зоркий (30 июля 2010, 09:39)
Если модераторы этого сайта столкнуться в своей жизни с трагедией, это результат своей же деятельности, направленного против черкесов. Вы стремитесь раздуть здесь огонь войны в котором бесспорно если не вы то ваши близкме постарадают. Нечего пропагандировать об русской исключительности. Никто русских не гонит, есть резервация имя которой "Северный Кавказ", а так как у русских есть куда от этого прятаться они и уезжают, можно сказать к себе. А вот по поводу еще большего количества отъезжающих северокавказцев, здесь уже трагедия - они едут туда где их не ждут.
Vladimir (29 июля 2010, 18:39)
Все это так.Но Ваши предложения? Всем убежать в Россию? Они и туда прийдут.Прочитайте про ингушских милиционеров, которые отдыхали в Сочи.Или про чеченских детей, которые приставали к русской девчонке,им сделали замечание и они искалечили взрослого мужчину и ударили ножом местного парня.И вся Чечня орала про искалеченных детей и национализм.
Так что что-то делать нужно. На первых порах пытаться обьединиться в какой-то форме: клубы, спорт и т.д. А там посмотрим.
Владимир (29 июля 2010, 18:03)
Ему проблемы Кавказа и не известны. Какое возвращение русских? Решите вопрос предотвращения оттока русского, в том числе и казачьего населения. Когда он был в Ингушетии или Осетии не говорю даже про Чечню и Дагестан? С Московского кабинета так все понятно и ясно «организоваться не могут».
Аноним (29 июля 2010, 17:28)
Русским, если они хотят чего-то добиться или просто спокойно жить, надо уезжать отсюда. Приезжаешь из Нальчика в Пятигорск - такое чувство, что выбрался из глубокого болота - столько вокруг возможностей. Можно спокойно ходить по улицам, сводить детей в лес или еще куда, не опасаясь сидящих там ваххабов. Да и самим можно найти возможность и для работы, и для отдыха. А в Нальчике есть только дом и зомбовизор, который лучше не смотреть.
Аноним (29 июля 2010, 17:20)
Да уж...Уровень мыслительных способностей - не выше сапога...
Оставить комментарий (19)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Ваш возраст, место проживания
(не будут публиковаться, только для социологического исследования)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )