Русских в СКФО вернет пятый нацпроект

Исторические решения должны быть приняты, без этого русские на Кавказ не вернутся.

Проблема сокращения численности русского населения Северокавказского региона России периодически с той или иной степенью озабоченности озвучивается руководством страны. Однако, к сожалению, до сих пор системного подхода к решению данной проблемы не выработано. В частности, специальные программы, принятые в 2000-х годах в отдельных республиках - Чечне, Ингушетии, Дагестане - не дали вообще никакого практического результата. Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил об этом в интервью корреспонденту СКФОnews, что «Не надо себя обманывать – русское население в нынешних условиях в Ингушетию не вернётся». А деньги, выделенные федеральным центром на осуществление программы «Возвращение и обустройство русскоязычного населения, ранее проживавшего в Республике Ингушетия» были попросту разворованы. В то же время, масштаб негативных последствий «русского исхода» для самого Кавказа и всего государства в целом, огромен. А это означает, что принятие конкретных, действенных решений для возвращения русский на Северный Кавказ сейчас как никогда актуально.

В интервью 2007 года тогдашний замминистра юстиции РФ Алу Алханов признал, что сокращение численности русских в республиках Северного Кавказа является источником повышения уровня социальной напряжённости в этих субъектах. Говоря о проблеме вынужденного переселения русских с Кавказа, Алханов указал на недопустимость ущемления прав граждан в регионах России по этническому признаку, признав, что такие нарушения встречаются довольно часто. В связи с этим он высказал идею о том, что защита прав русских на Кавказе должна стать одним из приоритетных национальных проектов, а именно - пятым нацпроектом в дополнение к четырём, озвученным Президентом России. А одной из основных мер по обеспечению благоприятных условий для предотвращения оттока русских Алханов назвал обеспечение их достойного представительства в органах местного управления. Тем самым чиновник затронул самый нерв проблемы, указав одновременно и на одну из её причин.

Сокращение численности русских на Кавказе отмечалось ещё с конца 60-х годов. Исследователи связывают это, в частности, с исчерпанием возможностей экстенсивного развития региона, мощный старт которому был задан на первых этапах советского государствостроительства. С этого же времени дают о себе знать предпосылки, позже оформившиеся в явные этнократические тенденции в национальных образованиях - союзного, а потом - и российского подчинения.

Директор Института Кавказа Александр Искандарян отмечает: «Ещё с советского времени на Кавказе (и не только) началась кристаллизация будущих этнократий. Внутри советского общества вызревали некие зачатки будущих национальных государств, подспудно происходило формирование государственных языков, элитных групп и идеологий, шла этническая гомогенизация населения. Этот процесс, прошедший бурный и кровавый период и продолжающийся по сей день, абсолютно уникален в истории Кавказа».

Важным сигналом в этом отношении стали чеченские волнения, произошедшие сразу после хрущёвской редепортации выселенных в годы ВОВ этносов, и имевшие явную этническую природу: вернувшиеся на родину чеченцы не хотели мириться с тем, что лицо Чечни в значительной степени стало русским. Эти события наглядно продемонстрировали, что этнизм, как фактор, присутствует в советской действительности, и его игнорирование сулит самые тяжкие последствия.

И всё же то, что начало происходить с конца 80-х, достигло пика в 90-е и продолжается до сих пор, если и можно рассматривать в качестве развития тех же, заработавших ещё в советское время тенденций, то – развития совершенно специфического. Если в период с середины 60-х до конца 80-х речь шла о сокращении русского населения Кавказа на единицы процентов, то в последующий период сокращение числа русских, прежде всего за счёт миграции, приобретает повальный характер.

Прежде чем приступить к анализу ситуации и её причин, следует оговориться: мы здесь концентрируемся именно на ситуации на российском Кавказе. Однако описанные нами ниже тенденции, естественно, сходны с теми, которые проявляют себя в бывших советских республиках. Это даст нам повод ниже говорить об административном устройстве РФ как одном из факторов, способствующих отчуждению Кавказа от России и замыканию местных административных образований в подобия независимых государств, встающих на путь строительства государства-нации. По сути тот факт, что за обозреваемый нами период наша страна изменила свой административно-территориальный статус, является лишь формальным выражением «центробежных» политических тенденций, идущих рука об руку с описываемыми нами демографическими процессами. Естественно, что сами по себе эти процессы, являясь в значительной степени базисными по отношению к политико-административным трансформациям, протекают вне административных рамок.

Для оценки масштабов анализируемых явлений возьмём в качестве базового временной период с 1989 по 1999 год. Выбор этих дат обусловлен следующими соображениями: 1989 – год последней всесоюзной переписи населения, в ходе которой была составлена наиболее подробная и достоверная демографическая статистика и зафиксирован этнический баланс в различных сферах жизни регионов тогдашнего СССР. Одновременно этот год является пограничным с точки зрения развития процессов политической дестабилизации в стране. Именно в 1989 году прошли эпохальные выборы народных депутатов СССР, избрание Михаила Горбачёва Председателем Верховного Совета и выделение радикал-демократической антипартийной группы Бориса Ельцина, позже инициировавшей роспуск КПСС и распад СССР.

С другой стороны 1999-й является годом введения режима контртеррористической операции в Чечне – начала «второй чеченской кампании». К этому моменту практически полностью завершилась грандиозная по масштабам и последствиям дерусификация Чечни, а также Ингушетии и, в значительной степени, Дагестана.

Так, за этот промежуток времени, русское население Чечни сократилось с 23% - по Чечено-Ингушетии до 1% в Чечне и 4,2% в Ингушетии. Согласно переписи 1989 года доля русских в Ингушетии составляла 13 с лишним процентов, то есть немногим больше 24 из 186 тысяч. К 1999 году доли русских в Чечне и Ингушетии по разным подсчётам колеблются в районе… одного процента. В Чечне, таким образом, к концу рассматриваемого нами периода остался лишь каждый десятый из проживавших там в 1989 году примерно 230 тысяч русских.

Влияние общественно-политической ситуации на демографические процессы

Несмотря на то, что основной отток русских с Северного Кавказа произошёл до еще до начала XXI века, начавшись, как уже отмечалось ранее, в 60-х годах XX века, значительные изменения в этническом составе населения продолжаются в последние годы.

К моменту начала процесса «суверенизации» в пяти из семи северокавказских республик русские были вторым по численности народом. При этом в двух, Адыгее и Карачаево-Черкесии, численность русских было больше, чем представителей титульных этносов. В то же время в Дагестане удельный вес населения титульных этносов в численности населения республик региона составлял от 80,2%, в Адыгее - до 22,1%, а русских в Дагестане насчитывалось более 9% и до 68,0% - в Адыгее. Что же касается численности населения титульных этносов, то она составляла в 1989 году свыше 3377 тысяч человек, или более 63% всего населения указанных республик, а русских – свыше 1359 тысяч человек или почти 26%.

Русское население республик Северного Кавказа исторически расселено в основном в городах, прежде всего - в столицах. Удельный вес горожан в численности русского населения составлял в указанных республиках в 1989 году от 58 до 85%. Русские составляли на указанный момент от 18 до 75% городского населения и от 3 до 60% сельского населения северокавказских республик. Проживают русские в основном в так называемых русских районах, которые в большинстве своем были включены в состав республик в результате их неоднократных территориальных перекроек значительно позже времени образования этих республик с целью укрепления общего потенциала советских национально-территориальных образований.

Этоё Кизлярский и Тарумовский районы Дагестана, Сунженский, Шелковской и Наурский районы Чечено-Ингушетии, Моздокский район Северной Осетии, Прохладненский район Кабардино-Балкарии. В частности, на начало 1989 года в Махачкале и двух «русских» районах Дагестана – Кизлярском, в том числе – городе Кизляр и Тарумовском - проживало почти 75% русского населения республики; в Грозном, Шелковском, Сунженском и Наурском районах Чечено-Ингушетии - почти 90% русского населения республики; в Орджоникидзе (Владикавказе) и Моздокском районе Северной Осетии - 83% русского населения республики.

Однако уже к началу 1999 года численность населения титульных этносов республик Северного Кавказа увеличилась по сравнению с 1989 года почти на 403 тысяч человек, а численность русских значительно сократилась - на 342,5 тысяч человек. При этом сокращение численности русского населения произошло прежде всего в силу миграционного оттока. На долю миграционного оттока пришлось почти 86% сокращения численности русских, на долю минусового показателя естественного прироста - 14%. Удельный вес населения титульных национальностей и русских в общей численности населения республик составил на начало 1999 года – соответственно, 70,6 и 19%. А вот удельный вес населения титульных национальностей в численности населения отдельных республик региона за прошедшее десятилетие значительно вырос и составил на начало 1999 года от почти 93% в Ингушетии и до 23% - в Адыгее, удельный вес русских - от 1,1% в Ингушетии и до 66,4% - в Адыгее.

Между тем, еще 40 лет назад удельный вес населения титульных национальностей и русских в численности населения республик и автономных областей Северного Кавказа составлял соответственно 50,7 и 38,9%, 20 лет назад - 60,4 и 29,3%. А уже к началу 1999 года численность русских была преобладающей только в одной из республик Северного Кавказа - в Адыгее. Здесь этот показатель составил более 66% численности населения республики, адыгейцев же было намного меньше, 23%.

Анализ итого переписей населения и ежегодных показателей наглядно показывает, что, если до начала 1990-х годов сокращение численности русских в республиках Северного Кавказа происходило только за счет их миграционного оттока, то с начала 1990-х годов этот процесс усилился и минусовым показателем их естественного прироста. Например, если в 1979 году естественный прирост русских в Северной Осетии, составлял почти 5 человек на 1000 человек населения, то к 1989 году он сократился до менее чем 2 человек. А в 1998 году естественный прирост русских в Северной Осетии имел уже минусовой показатель… Аналогичная ситуация с динамикой естественного прироста русского населения и в других республиках региона, что объясняется рядом факторов социально-демографического характера, в том числе - низкой рождаемостью у русского населения, ведущим к значительному «постарению». Это, в свою очередь, ведет к дальнейшему падению уровня рождаемости. Другой причиной «старения» русских в республиках Северного Кавказа является миграционный отток из указанных республик русского населения прежде всего трудоспособного возраста. На конец 1998 году около 30% русского населения, живущего в республиках Северного Кавказа, составляли лица старше трудоспособного возраста, тогда как у титульных национальностей этот показатель варьировал от менее чем 10 до 17%; в среднем по России указанный показатель составлял на указанный момент примерно 21%.

Средний возраст русских в республиках на конец 1998 года составлял около 40 лет, тогда как в среднем по стране - 35 лет, а у вместе взятых титульных национальностей республик Северного Кавказа - порядка 26-28 лет. Другим важным фактором снижения доли русского населения стал фактически прекратившийся уже с середины 1980-х годах приток в республики молодых специалистов из других регионов СССР.

Нет никаких сомнений в том, что современное положение русского населения в республиках СКФО связано с рядом факторов исторического, политического, этнического, правового, социального и экономического характера. Изменение степени влияния того или иного фактора (или факторов) может или усилить, или же, наоборот, снизить существующий уровень межэтнической напряженности. Сегодняшнее положение русского населения намного тревожнее, чем это может показаться со стороны и, тем более, серьёзнее чем это описывается в местных средствах массовой информации.

Напряжённость эта наблюдалась в республиках Северного Кавказа еще в середине 1970-х годов, однако в силу очевидных причин политического характера ни союзные, ни российские, ни тем более северокавказские республиканские власти этого процесса старались не замечать. Материалы последних всесоюзных переписей населения 1979 и 1989 годов свидетельствовали о значительном сокращении численности русских в республиках Северного Кавказа.

В целом во вместе взятых на тот период четырех республиках региона - Дагестане, Чечено-Ингушетии, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии - численность русского населения уменьшилась за указанный межпереписной период на 70,7 тысяч человек - с 960,3 до 889,6 тысяч. Сокращение численности русского населения в республиках Северного Кавказа в 1979-1988 годах происходило только за счет его значительного миграционного оттока при относительно высоком (по сравнению с сегодняшним днем) уровне естественного прироста. По сравнению с предыдущим межпереписным периодом 1970-1978 годов темпы сокращения численности русских в республиках Северного Кавказа увеличились в 1979-1988 годах в два раза - с 3,7 до 7,4 %. Сальдо миграции русских из указанных республик составило в 1980-е годы, годы «расцвета подлинного интернационализма», минус 111 тысячу человек.

С самых высоких трибун неоднократно говорилось о том, что именно русское население является фактором стабильности в регионе. Кроме того, никто уже давно не сомневается и в том, что полноценная модернизация в СКФО без возвращения русских невозможна. А это значит, что приходит время принятия решений и создания условий, для того, что бы русские, как когда-то проживавшие в республиках нынешнего СКФО, так и никогда в них не жившие, приехали на Северный Кавказ и остались здесь навсегда.

Илья Дмитриев, Наталья Макеева
Комментарии:
Оставить комментарий (35)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Ваш возраст, место проживания
(не будут публиковаться, только для социологического исследования)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )