Набеги горцев и Кавказская война
Историки до сих пор не пришли к единому мнению относительно сущности набеговой системы
Личность Алексея Петровича Ермолова, безусловно, заслуживает самого внимательного изучения, в процессе которого исследователь рассматривает различные явления, так или иначе касающиеся того исторического промежутка.
На Северном Кавказе перед Ермоловым стояла непростая задача усмирить и привести в подданство народы Чечни, Дагестана, Кабарды, а также прекратить набеги черкесов/закубанцев (адыгских народов) на Грузию и прикубанских казаков. Но для начала рассмотрим саму сущность набеговой системы. Одним из наиболее спорных моментов в отечественной историографии является вопрос той форме, которую приняло это явление на Северном Кавказе.
Набеговая система до сих пор до конца не изучена, так как специально этим вопросом историки начали заниматься лишь с 80-х годов XX века. Однако эта тема важна для понимания процессов, которые происходили на Кавказе в первой трети XIX века. Таким образом, можно попытаться выйти на сущность «Кавказской войны», увидеть её глазами горцев и российских властей, а в частности глазами Алексея Ермолова.
Так, если двигаться в хронологическом порядке, то в первую очередь необходимо осветить мнение дореволюционных историков, мыслителей и прямых участников военных действий на Кавказе. Интересно отметить, что российская общественность никогда не была едина во мнении о методах покорения кавказских народов: «Пестель верит в реальность фактического геноцида горских племен, Лунин – в военную победу и разумную организацию управления замиренными территориями на основе либеральных идей, Розен не сомневается в действенности экономико-психологических факторов…»[1].
При этом все сходятся во мнении, что набеги горцев были вызваны психологическими особенностями кавказских народов. Полнее всех этот подход выражает Николай Данилевский: «Кавказские горцы и по своей фанатической религии, и по образу жизни, по привычкам, и по самому свойству обитаемой ими страны, - природные хищники и грабители…»[2]. В таком контексте и не иначе мыслила официальная наука того времени. Но интересно то, что видные историки, хотя и разделяли общепринятое мнение и даже сами формировали его, пытались объяснить воинственность горцев еще и драматически сложившейся историей самого Кавказского края, его географическими особенностями. Среди таковых историков можно выделить Дмитрия Романовского и Ростислава Фадеева. Дмитрий Ильич указывает на то, что все могущественные государства, находившиеся в соседстве с Кавказом, старались распространить и утвердить свое влияние в этом крае. Так действовали с запада греки, римляне, Византия и турки; с юга – персы, арабы; с севера – монголы, турки и русские[3]. Вследствие частых столкновений с завоевателями кавказские горцы и образовывали свои воинственные племена[4]. В свою очередь Ростислав Андреевич отмечал, что «хищная порода» кавказских горцев формировалась постепенно в условиях изолированности горских племен друг от друга. Без общения со своими соседями племена утрачивали чувство кровного родства, распадались на мелкие общества: «Тут было единственное отечество горца… на весь остальной мир он смотрел враждебно и считал законной добычей»[5].
Более прозаично мыслили военные, которые считали набеги горцев одновременно блажью и средством обогащения. Таково мнение самого Ермолова: «Трудно горским народам приобрести успехи над оружием нашим и потому в хищничестве и разбоях заключают они молодечество и самую даже славу; добыча поощряет их, пленные в руках их лучший товар и легчайшее средство к обогащению. Вот истинная причина их набегов, а сила – единственный метод к обузданию»[6]. Символично, что и сегодня некоторые исследователи стараются отчасти объяснить набеги ментальностью и обычаями горцев. Отметим Якова Гордина, который пишет, что набеги составляли чрезвычайно важную сторону экономической и психологической части горского быта[7]. Строго говоря, основное мнение дореволюционных историков сводилось к тому, что виновниками войны были племена Кавказа, которые из-за своей «хищной натуры», совершали набеги на российские территории, а действия России являлись превентивными и оборонительными.
В советский период происходит разрыв с дореволюционными воззрениями. Акцент постепенно смещается на внутренний характер обществ на Кавказе. Например, Михаил Покровский старается подчеркнуть мирный характер чеченских обществ, говоря, что: «Чеченцы вовсе не были профессиональными разбойниками… На плоскости чеченцы усиленно стали заниматься земледелием – и сбывали хлеб не только в соседнюю Кабарду, но и в Турцию[8]. Что касается набегов, то Покровский считал их явлением обоюдным как с русской, так и с чеченской стороны и не зависящим от каких-либо психологических свойств того или иного народа. Историк рассматривал набеги лишь как источник дохода[9]. А вот А.В.Фадеев отмечал вполне конкретные причины: примитивность земледельческих культур, экстенсивный характер скотоводства и малоземелье[10]. Однако дальше этих утверждений развитие темы набегов не пошло. Лишь в 80-х годах М.М.Блиев впервые развивает свою концепцию о «жизнеобеспечивающей» сущности набегов. Законченный вид эта концепция приобретает в монографии «Кавказская война [1817-1864], написанной в соавторстве с Владимиром Дегоевым в 90-х годах.
Сущность современного подхода заключается в том, что набеги горцев Кавказа рассматриваются как явление, связанное с особенностями экономики горцев и стадиальности горских общественных структур[11]. Иными словами об экономической составляющей: компенсацией скудности жизненных ресурсов часто делался разбой, то есть похищение у соседей скота и других богатств, а также захват пленных, которых затем охотно освобождали за порядочный выкуп или продавали на невольничьих рынках в рабство[12]. С этим все вполне ясно, еще Покровский отмечал тяжелые условия занятия земледелием на Кавказе и все трудности, связанные с обработкой земли в горах[13]. Новым в концепции становится изучение общественного развития кавказских народов, то есть внутренних предпосылок, которые обуславливали появление набеговой системы. Здесь российские историки разработали детальную схему для нескольких типов обществ Северного Кавказа. Для дагестанских «вольных» обществ распространенной формой управления была военная демократия. На этой стадии организации общества социальные противоречия ведут к деклассированию общинников. Отсюда с одной стороны усиление власти, рост богатства и влияния феодализировавшейся знати, а с другой – удовлетворение минимальных материальных запросов общинников и благодаря этому сглаживание внутри общества социальных противоречий. Благодаря войнам и набегам внутренние противоречия выносились как бы вне общины и разрешались за счет соседей[14].
Подробнее авторы останавливаются на чеченских тайпах (родах), в которых в первой половине XIX века происходили процессы смены родоплеменных отношений классовыми. Важно отметить, что Россия способствовала ускорению феодализации чеченского общества переселением их с гор на равнину. Эта акция, стимулировавшая подъем экономики и развития частной собственности сопровождалась усилением набеговой системы[15]. Авторы также подмечают, что чеченское общественное сознание искало идеологические основания, которые не осуждали бы набеговую систему. Таким основанием становится во второй половине XVIII века ислам: «Более высокие темпы феодализации на равнине обуславливали не только исламизацию чеченских тайпов, но и появление мюридизма с его агрессивными идеологическими установками в отношении сопредельных территорий и народов[16]. Особым регионом в новой концепции выделяется Северо-Западный Кавказ, где наряду с «военно-демократической» моделью набегов существовала княжеская. Княжеский отряд, ополчение, участвовавшее в набегах, не только расширяли собственность князя, но и способствовали созданию княжеского войска, без которого немыслимо формирование централизованных феодальных государств (на пороге создания которых были племена Центрального и Северо-Западного Кавказа)[17].
Таким образом, набеговая система вырастала из природных условий, формирования классовых обществ, а также идеологической формулы (мюридизма). Россия застает горские общества в переходном периоде их развития, что обусловило усиление набеговой системы и длительность Кавказской войны.
[1] Гордин Я.А. Указ. Соч. С. 31.
[2] Данилевский Н.Я. Указ. Соч. С. 55.
[3] Романовский Д.И. Указ. Соч. С. 16.
[4] Там же.
[5] Фадеев Р.А. Указ. Соч. С. 42.
[6] АКАК, Т. 6. Ч. 2. С. 490.
[7] Гордин Я.А. Указ. Соч. С. 26.
[8] Покровский М.Н. Указ. Соч. С.201.
[9] Покровский М.Н. Указ. Соч. С.205.
[10] Фадеев А.В. Указ. Соч. С. 289 и 294.
[11] Блиев М.М., Дегоев В.В. Указ. Соч. С. 115.
[12] Там же.
[13] Покровский М.Н. Указ. Соч. С. 197.
[14] Блиев М.М., Дегоев В.В. Указ. Соч. С. 117.
[15] Блиев М.М., Дегоев В.В. Указ. Соч. С. 125 и 128.
[16] Блиев М.М., Дегоев В.В. Указ. Соч. С. 130.
[17] Блиев М.М., Дегоев В.В. Указ. Соч. С. 144.
Надеюсь, что выдержки и указанной статьи в интернете помогут и С. Василенко и читателям, что речь идет о непростой проблеме:
Д. Абдурахманов, И. Баудинов. «Сахиб» Ю.Ю. Клычников, «редактор» Б.В. Виноградов, народы Северного Кавказа и кто у нас хищники-рабовладельцы?
...О содержательных сторонах этих терминов - «набеги» и «грабежи», а также о типологии политики Российской империи на Кавказе, можно говорить бесконечно. Но в рамках научной дискуссии, а не в духе грязной националистической риторики.
…Нельзя не указать, что чисто криминальных «героев»-грабителей было немало на русской стороне северокавказского фронтира. Это был был вынужден в свое время признать Александр Первый: «нельзя оправдать…поступков с ними разных чиновников или жителей наших, позволяющих себе нередко отгонять их скот и делать им и другие притеснения…». Так некий есаул Чернов, пристав Надтеречной Чечни - занимался масштабной контрабандой, бесстыдным вымогательством, чудовищными пытками и, тайно водил отряды «немирных чеченцев» в набеги на русские селения, а с русскими отрядами явно гра
Только что еще раз прочел рассказ Толстого "Набег". Рекомендую! прочтите и поймите кто совершал набеги и у кого переняли горцы "набеговую систему".
Для habyrshybyr (7 декабря 2010 16:21:55)
"Время все раставит на свои места":сказал Хабырушка глядя в тазик с водой""Не надо топиться habyrshybyr.
Россиянин как всегда в своем амплуа,бьет из установки "ГРАД"..Пока такие как ""habyrshybyr"" копался в грязной истории КАВКАЗА,хотел вернуться к степной жизни кочевника,совершать набеги на СТАВРОПОЛЬЕ и все проиграл..Россия сдалась ЕВРОПЕ и с европой будет осваивать СИБИРСКИЕ ПРОСТОРЫ..Заметь Турцию отеснили от ЕВРОПЫ,вот Турция на вас (народов КАВКАЗА) и разыграла карты, и вы посвоей глупости Вдарились в "ВЕЛиКУЮ Черкесию" и вляпались,по самые ушы..Турция своим туркам на маленькой крохи острова КИПР не могут нормальную жизнь создать,а вас как баранов втянули в эту авантюру с ВЕЛИКОЙ черкесией..Так что выкидывай БЕЛЫЙ ФЛАГ, бери своих коллег,ставь его на свой авто и езжай по всему СЕВ.Каказу с миссией мира. Обьясняй, что ВЕЛИКАЯ РОССИЯ ПОБЕДИЛА,,пусть оружие умолкает. Постреляют вас,как котят.. только жаль зазря..
для ""Время все расставит на свои места.(7 декабря 2010 16:21:55)""
Зачем ждать это время,когда есть пример ЭТО остров КИПР, там проживали совместно муслимы--турки и христиане--греки,произошла война ..турция вторглась на остров,зашищать своих турок.Так суть в том что та часть острова, что отошла грекам,процветает и мечети муслимов восстановлены и государство платит деньги имамам, чтобы они проводили как положено свои службы, но турков на греческой части почти нет, а вот часть острова турков не может расцвести, по какой причине ----???(без коментариев) и храмы греков турки даже и не думали восстанавливать, все стоит в развалинах..И о чем в коментах , пишите историю из РУСИ..Вы сегодня живете ,так находите примеры в современной жизни..Европа уже от Муслимов и цыган стонет, депортирует на исторические земли,,, а вы здесь не можете определиться кто на чьей земле живет..вы прессу читайте ,где четко сказано что сама РОССИЯ уже не способна освоить земли за УРАЛОМ, и предлагает объединение с ЕВРОПОЙ, чтобы КИТАЙ не доминировал в СИБИРИ..Что и происходит, Россия вошла в ВТО, прозрачные границы ме
"Время все раставит на свои места":сказал Хабырушка глядя в тазик с водой.
Время все расставит на свои места.
Нестор,не уподобляйся юродивому Хабырушке.До Царя Ивана Василиевича Грозного и мои предки гребенские казаки жили точно так.Суть в другом,в том,что некоторые не могут понять чем государство отличается от вольного общества.Иногда,а может и зачастую историческая,геополитическая целесообразность,даже вопреки морали и нравственности,религиозным устоям,чаяниям групп населения,должна рассматриваться как доминирующая.Несколько веков Россия колебалась в необходимости утверждения на Кавказе и свершилось это отнюдь не из-за экономической целесообразности новых приобретений,а именно из-за геополитической целесообразности и необходимости.А молчание"хабырушек" лишний раз доказывает,что пи...ть не мешки ворочать.
Очень хорошая статья, разбойник синоним горца.
Впервые встречаю на этом сайте такую качественную статью. Спасибо автору за непредвзятость в работе.
Интересная статья. Довольно точно отмечены психологические особенности кавказских народов. Психотип Кавказцев очень связан с экономикой этого края.