Валерий Коровин: Я не вылезаю с Кавказа
Полная версия интервью с научным консультантом Северо-Кавказского новостного агентства Валерием Коровиным, опубликованная в газете МК в КБР под названием «Мы не "сгущаем" и не "разжигаем" - мы готовы к диалогу»
Недавно появившись, сайт skfonews.info уже обратил на себя внимание интернет-пользователей. Можно сказать, даже успел приобрести несколько скандальную славу. Так, например, в некоторых газетах нашей республики уже появились материалы, в которых высказывалось возмущение по поводу довольно резкой позиции этого СМИ; недоумения, - «кто стоит за аббревиатурой в названии сайта?». Но, как говорится, лучше получить информацию из первых рук. В своей поездке по Северному Кавказу в Кабардино-Балкарии побывал научный консультант, координатор проекта Северо-Кавказского новостного агентства и сайта skfonews.info, заместитель руководителя Центра консервативных исследований Социологического факультета МГУ Валерий Коровин. Беседу с ним мы и предлагаем вниманию наших читателей.
- Валерий Михайлович, как возникла идея создания вашего агентства и сайта? Какими видятся цели, задачи?
- Не так давно, менее года назад был создан Северо-Кавказский федеральный округ, а незадолго до этого события президент России Дмитрий Медведев в Послании Федеральному собранию заявил о том, что решение проблем Северного Кавказа имеет сейчас приоритетное значение для страны. Это и подвигло создателей сайта на более пристальное рассмотрение, изучение ситуации на Северном Кавказе.
Вторая причина заключается в том, что на данный момент в республиках Северного Кавказа существуют официальные СМИ, зависимые от властных структур, а значит, так или иначе ангажированные, не дающие полную информацию. В то же время этот информационный вакуум пытаются восполнять такие известные интернет-ресурсы, как «Кавказ-центр» и
- Отсюда сразу возникает вопрос. Согласен, случаи притеснения русских мало поднимаются в СМИ, особенно в местных. Но так, как эту проблему освещаете вы, у пользователей сайта может тоже создаться ощущение некоей однобокости. В некоторых СМИ на Северном Кавказе уже появились публикации, в которых ваш сайт обвиняют в провокационности. В том, что вы «сталкиваете лбами» русских с другими народами региона…
- Насколько мне известно, редакция сайта не ставит себе задачи поднимать только проблемы русского населения Северного Кавказа. Просто мы изначально столкнулись с тем, что этой информации нигде нет, она не даётся информагентствами, её мало в Интернете, её мало в открытых источниках. И тем более подобные материалы не дают местные СМИ, потому что в таких случаях сразу испытывают давление со стороны местных властных структур. Приведу такой пример. Один из сотрудников филиала «Интерфакс-Юг», который находится в Ростове-на-Дону, поделился со мной своими наблюдениями о том, что информация, касающаяся притеснений русского населения к ним поступает. И они когда-то даже начинали её давать. Но сразу же официальные лица из руководства северо-кавказских республик обращались напрямую к руководству «Интерфакса» в Москве. Просили не «разжигать», не давать, не публиковать. Такая информация к ним поступает, но они её не дают, как говорится, «от греха подальше», чтобы не иметь лишних проблем.
Мы неоднократно связывались из Москвы с некоторыми корреспондентами на местах, специалистами в области межэтнических отношений, учёными, однако получали от них типовой ответ: «Всё это происходит постоянно, фактов много, информации море. Но вам её никто не даст. И я не дам, и, пожалуйста, не указывайте мою фамилию». Они просто боятся. По фактам притеснения русского населения существует натуральная информационная блокада, заговор молчания. Мы решили показать, что есть информационный ресурс, готовый поднимать эти вопросы.
- Но не получается ли, что где-то вы и сгущаете краски?
- Некоторый эмоциональный окрас присутствует в авторских статьях, но, наверное, авторы имеют на это право. Что же касается новостей, которые даются от имени информационного агентства, то они даются в строгом новостном формате, исключительно как сухое изложение фактов. Информагентство и сайт, созданный на его базе, работают с марта. 21 апреля в Москве прошла презентация агентства СКФОnews. Помимо раздела «Русские на Кавказе», который вызывает наиболее острую полемику, существуют, например, такие разделы, как «Северокавказские этносы», «Право», «Общество», где публикуются тексты по культуре, освещаются правовые аспекты, проблемы борьбы с терроризмом. Мы собираемся давать материалы о жизни людей здесь, об их культуре, традициях. Конечно, нужно показывать, что Северный Кавказ это не только место, где взрывают и стреляют. Здесь люди живут, работают, занимаются творчеством. Нужно менять отношение к Кавказу, как к криминальному региону.
Другое дело, что есть, мне кажется, некая болезненная реакция на работу skfonews.info у руководителей в республиках Северного Кавказа. В частности, у вас в Кабардино-Балкарии мы пытались начать работу с того, чтобы сделать интервью с президентом КБР Арсеном Каноковым. Чтобы он с самого начала обозначил акценты в своей политике, в частности в отношении фактов притеснения русского населения, тем самым задал тон нашей работы в КБР. Трижды мы делали такие попытки, но нам фактически отказывали. Предлагали изложить вопросы письменно, передать их через пресс-службу. Мы сделали это, но ответа так и не получили, столкнувшись. Причём мы шли сюда с уверенностью, что Кабардино-Балкария - самая спокойная республика Северного Кавказа.
Но затем, когда у нас на сайте стали появляться публикации о некоторых фактах, происходящих в Прохладненском и Майском районе – реакция со стороны пресс-службы была очень болезненная и эмоциональная. Нам стали навешивать ярлыки, что это всё «предвзято», «тенденциозно». Что мне кажется, не совсем профессионально со стороны чиновников, которые почему-то дают свою личную эмоциональную оценку. Но, в то же время, мы не слышим никаких официальных комментариев со стороны руководства республики к уже происшедшим событиям. Республиканская власть просто отмалчивается. Поэтому складывается картина «игры в одни ворота». Мы даже предлагали - напишите то, что считаете нужным, и мы разместим текст в совершенно нетронутом виде, слово в слово. И этого не последовало. Мы полностью открыты для подачи всесторонней информации. Но мне кажется, что хотя бы по поводу фактов, уже преданных публичной огласке, должны звучать комментарии официальных лиц.
- У вас на сайте были сообщения, что в некоторых республиках после публикации острых материалов оказывалось давление со стороны силовых структур, вплоть до попыток выявления информаторов.
- Да, факты имели место. Например, после публикации статьи о событиях в станице Александровская Майского района сотрудники милиции ходили по интернет-салонам, интересовались, кто приходил, что и куда отправлял? На мой взгляд, это демонстрация слабости и беспомощности. Вместо того, чтобы устранять причины проблемы, они пытаются «по-тихому» устранить проблему физически. Запугивая этих пацанов, их родителей, вызывая в прокуратуру. Были такие случаи и в других республиках.
Но вот пример другого рода. Когда мы стали создавать свои корпункты в Карачаево-Черкесии, то сразу же предложили провести встречу с президентом КЧР Борисом Эбзеевым, который буквально сходу согласился и ответил на все, в том числе и болезненные вопросы. Вот такая открытость власти, прозрачность, гораздо больше вызывает доверия у населения и снимает возможный негатив со стороны некоторых низовых чиновников.
- Что касается создателей сайта, всё-таки, приоткройте тайну, кто они, имеет ли отношение к сайту Хлопонин, федеральные структуры власти?
- Пока не сформирована пресс-служба Хлопонина, не завершен процесс создания структур информационного освещения деятельности полпредства СКФО, преждевременно, скажем так, говорить об инициаторах.
- Вам не кажется, что иногда проблемами Северного Кавказа пытаются заниматься люди, считающие себя экспертами, политологами, но это люди, не жившие на Кавказе ни недели, не знающие здешних реалий? И мы здесь ясно видим, как они «плавают» во многих вопросах. Хотя они, естественно, с этим не согласятся.
- Есть в экспертном сообществе люди, которые называют себя экспертами по Кавказу. И они пишут авторские материалы. Всё, что в этих статьях изложено, остаётся на совести этих людей. Их компетентность, их осведомленность, подача, оценка, их аналитика. Я уже говорил, мы открыты для различных мнений. Что же касается информагентства, оно публикует информацию, полученную от корреспондентов на местах, в сухом новостном формате. Задача агентства здесь лишь в том, чтобы проверить по своим каналам изложенные факты. Все же эмоциональные окраски и экспертные мнения остаются на совести самих экспертов и авторов статей, которые указаны в конце каждого текста. Если же вы под московскими экспертами, «не знающими здешних реалий» подразумеваете меня, то скажу вам, что я не вылезаю с Северного-Кавказа, нахожусь здесь почти постоянно, встречаюсь с сотнями людей и как социолог занимаюсь, как иногда говорят, «полевыми исследованиями», на месте, общаясь с конкретными, «живыми» людьми. Результатом же данных исследований становится научный доклад. Я не журналист, я социолог, консультирующий группу авторов – создателей сайта – в научном ключе.
- Сайт существует меньше года, но вы, наверное, уже можете проследить тенденцию, набирает ли он популярность?
- Тематика важная, интересная. Мне кажется, что его популярность будет расти. И он займет свою нишу в информационном пространстве. И в отличие от упомянутых мной деструктивных сайтов позволит освещать ситуацию с другой стороны, со стороны федеральной власти и большинства людей, здесь живущих. Ведь не одни же здесь террористы, боевики и пострадавшие от властей «правозащитники» живут. Есть обычные люди, разные этносы, которые очень интересны, разные конфессии. Есть другой сегмент Северного Кавказа. А если судить по экстремистскому сайту «Кавказ-центр», то можно сделать заключение, что здесь одни боевики и сепаратисты. А ведь это не так.
- Раз уж вы так плотно затронули тему русского населения, где на ваш взгляд, из республик Северного Кавказа положение русских более благополучно?
- Наименее тяжелое положение русских, как ни парадоксально, там, где их практически не осталось. В Чечне и Ингушетии картина сейчас довольно спокойная. По разным сведениям русских там осталось от одного до полутора процентов от общего населения. А мне кажется, что и того меньше. Их там сейчас берегут, это уже такая экзотика: «Смотрите, вон идёт живой, здоровый русский…». Где русских больше, там и ситуация тяжелее. Вообще у русских сейчас на Северном Кавказе положение сложное. И где их больше, там оно сложнее, больше негатива. А русских сейчас больше осталось в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгее, Северной Осетии. Проблемы есть и в Адыгее, несмотря на то, что русских там большинство, и в Северной Осетии, несмотря на то, что там, в основном, православное население.
- А нет ли у вас опасений, что к вам начнут пытаться, видя набирающую популярность сайта, «прислониться» некоторые «общественные организации», которых мы здесь на Северном Кавказе, как раз и считаем экстремистскими, деструктивными? У меня, например, такие опасения есть, судя по некоторым вашим публикациям. Из Москвы ведь не всегда видно…
- Если мы предоставляем слово представителям таких организаций, которых вы считаете деструктивными, изложите нам свое, ответное мнение, объясните, почему так считаете, а мы опубликуем. Пусть официальные власти предоставят такие материалы, приведут аргументы. Нельзя решать проблемы лишь их замалчиванием. И напротив, проблема снимается, когда становится прозрачной. В принципе, мы призываем всех жителей Северного Кавказа, присылать информацию о том, что как-то негативно влияет на формирование общественно-политической ситуации на Северном Кавказе, но, тем не менее, по каким-то причинам остаётся за рамками освещения официальными СМИ. В конце концов, каждый житель Северного Кавказа может стать своего рода "народным корреспондентом". Для этого на сайте есть форма обратной связи с редакцией, все интересные факты, насколько мне известно, в редакции изучают с большим интересом, проверяют и публикуют на сайте, а многие из них становятся достоянием представителей власти.
- Ну что ж, Валерий Михайлович, будем надеяться, что ваша работа будет служить только на благо народам Северного Кавказа, укреплению здесь мира и стабильности. Ведь от желающих «раскачивать лодку» мы уже устали…
Манола,
Называя нас русаками, вы сейчас сами разжигаете.
А перегибы у сайта есть, это бесспорно. Это признаю я, Русский по национальности.
Чтобы там ни говорили ,но сайт выполняет ту работу которая должна бы по идее вестись самими жителями регионов,но кто это вам позволит.Много вскрыто язв,но ведь кто то должен вести эту работу.Самое интересное,что ни один из критиканов не предлагает альтернативных решения наболевших вопросов.
В то же время благодаря сайту многие позиции по конфликтогенным вопросам стали прояснятся,это видно даже из комментариев блогеров. Идет активный поиск точек взаимодействия,что в конечном итоге уже дает положительные результаты. Что касется критики то она в основном ведется теми против кого она направленна-коррумпированных национально и материально озабоченных чиновников. А простые балкарцы и кабардинцы активно используют данный ресурс. Процесс только начинается.
Удачи Вам,Валерий Михайлович!
Пусть этот нацист поедет в КЧР и посчитает по кадровым спискам различных шишек и убедится, что все рук посты, особенно в правоохренительных органах занимают русаки и никто не кричит по этому поводу. И для справедливости ради пусть посчитает сколько кавказцев работают в госструктурах на КМВ.
Такие сайты как "Кавказский узел" по сравнению с вашим просто белые и пушистые зайчики.В отличие от вас они не работают на развал России.А ваш-обычный гаденький фашиствующий сайт. Кстати, вы с Холмогоровым не в родстве? Очень похожи и внешне и внутренне.