В Беслане вспомнили о геноциде казаков
20 марта казаки Терского казачьего войска (ТКВ) отметили в Беслане «День поминовения жертв большевистского террора 1920 года».
Североосетинский город Беслан стал известен всему миру после теракту с захватом в заложники детей. Однако задолго до этого он был местом другой, не менее масштабной трагедии. В 1920 году большевистские руководители Кавказа Сергей Киров и Григорий Орджоникидзе приняли решение о выселении терских казачьих станиц, прилегавших к городу Грозному и передаче их чеченцам и ингушам. В 27 марта 1920 года терские казаки-жители станиц Аки-Юртовской, Тарской, Сунженской вооруженными большевистскими отрядами были изгнаны из своих домов и построены в колонны. Имущество взять разрешили только семьям казаков-красноармейцев разрешили брать имущество, но не более одной телеги. Колонны пеших казаков-выселенцев под вооруженным конвоем двигались несколько десятков километров к железнодорожному разъезду Далаково, ныне город Беслан.
Путь к Беслану стал «дорогой смерти». Всех пытавшиеся бежать и тех кто не мог идти, в первую очередь детей и стариков, убивали конвоиры. Вдоль дорог также стояли заранее собранные чеченцы и ингуши, которые, не трогая конвоиров, убивали идущих в колоннах казаков. По словам современников, вся дорога до самого Беслана была покрыта телами убитых. Но и на конечном пункте - станции Далаково мучения выселяемых не закончились. Несколько тысяч человек из-за отсутствия вагонов были расстреляны из пулеметов и изрублены шашками на лугу в нескольких километрах от станции. Тела убитых были захоронены в заранее вырытых огромных ямах.
Истребление терских казаков продолжалось в течении всей весны 1920 года. Точное число погибших во время мартовско-апрельской резни 1920 года неизвестно. Современными исследователями называются цифры до 35-38 тысяч.
Осетины, жители Беслана, землю на которой произошла бойня 1920 года, никогда не использовали в сельскохозяйственных целях. В 2001 году на месте трагедии был насыпан курган, на котором был поставлен православный крест, а у основания был воздвигнут памятник. Этот комплекс был создан общественнами казаками во главе с атаманом Михаилом Инкавцовым. На краю луга примерно в километре от памятного кургана находится другое скорбное место, «Город ангелов» - кладбище жертв бесланского теракта 3 сентября 2004 года. Казаки из современного Терского казачьего войска регулярно отмечают День поминовения жертв 1920 года.
В 2010 году траурные мероприятия были проведены 20 марта. Более 500 казаков - представителей всех отделов ТКВ приехали в Беслан для участия в траурной церемонии. На заседания в городском Дворце культуры были заслушаны выступление атамана реестрового ТКВ Василия Бондарева и речь Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Совета по делам казачества при Президенте РФ 18 октября 2009 года, текст которой зачитал священник отец Сергий. В своем выступлении атаман ТКВ Бондарев отметил, что в настоящее время правительство России намерено усилить роль реестрового казачества в общественной жизни России. Казачество за века своего существования делом доказало верность и преданность России и Православию, поэтому нравственный и патриотический потенциал казачества в современной российской жизни очень востребован. Для реестрового казачества, вступая в которое люди берут на себя обязательство государственной службы, вводятся дополнительные права, в частности право на ношение при форме холодного оружия. Только реестровые казаки получают право носить при форме боевое холодное оружие.
Реестровое казачество получит больше прав и возможностей для работы, но все это требует от казаков усиления организации и дисциплины. Существующее в настоящее время разделение казачества на состоящих на государственной службе «реестровиков» и различных «общественников» приносит огромный вред. Наведение порядка в среде казачества касается всего, в том числе и внешнего вида. Форма реестровых казаков унифицируется. Вводится единообразная полевая и парадная форма. Для кубанского и терского реестровых казачьих войск парадная представляет собой папаху, черную без украшений черкеску, пояс с кинжалом, шашку. Бешметы, башлыки и верх шапок у терского войска - синие, у кубанцев - красные. Бешметы офицерского состава обшиваются серебряным галуном. Но это форма только для реестровых казаков. Как отметил в своем выступлении атаман Бондарев: «Форма "общественников" даже отдаленно не должна напоминать форму реестрового казачества».
Руководство России надеется на реальную помощь казачества, особенно на Северном Кавказе, в укреплении законности и правопорядка, ибо, как учит история, в том числе и последних лет, без казачества радикальное исправление ситуации на Кавказе вряд ли возможно.
«Сейчас происходит сокращение армии и на нас, реестровое казачество, возлагаются функции вооруженного резерва. Но в реестр мы никого тянуть не должны. Хочет человек быть в реестре - хорошо, хочет уйти в общественные казачьи организации - он казак, он имеет на это право. Мы ему мешать не должны. За численностью мы не должны гнаться. Митинговщиной мы ничего не достигнем. Нас больше должны волновать вопросы по характеру и организации службы как военной так и муниципальной», - заявил атаман Бондарев.
В тексте речи патриарха Кирилла, зачитанной отцом Сергием, затрагивались самые острые проблемы положения казачества в современном российском обществе. Так, в частности было сказано: «Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории. Происходит настоящее чудо, ведь русское казачество пытались истребить едва ли не поголовно. В представлении тогдашней власти казаки были наиболее крепкой в вере частью общества. Это действительно было так. Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная, готовность защищать наши ценности. Именно поэтому казачество и подверглось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая-либо иная социальная группа старого общества.
Государственная власть стремится помогать объединению казаков, предлагая целый ряд важных инициатив. Сейчас очень важно, чтобы государство взяло на себя ответственность за выработку правовой базы войсковых казачьих обществ. Именно государство призвано регламентировать казачью службу, которая, в первую очередь, видится как служба ратная. Так, присвоение очередных званий казакам, как нам кажется, должно быть регламентировано государственными органами.
Для казачьих войсковых объединений (такое, по крайней мере, мое личное глубокое убеждение) должна быть выработана единая символика и установлена единая военная форма, потому что появление принятых в государстве и государством санкционированных символов выведет казачество из-под критики тех, кто недоброжелательно относится к казачьему сообществу и презрительно называет казаков «ряжеными». Порядок в форме - это, в том числе, и порядок в умах, потому что форма воздействует на внутреннее состояние человека. Конечно, если говорить о форме, должны быть разные виды этой формы. Форма должна различаться, и эти различия должны быть связаны с воинской казачьей традицией и с теми особенностями, которые свойственны каждому казачьему войсковому объединению.
При этом необходимо, чтобы как можно большее число казачьих объединений получило возможность поступить на государственную службу. Дело, конечно, не в форме, дело в самом служении.
Перед казачьим сообществом стоит другая важная задача - преодоление разрозненности в своей среде. Такое разделение внутри казачества считаю недопустимым и исторически неоправданным. История знает много печальных примеров, когда раздробленность приводила к легкой победе врагов. Достаточно вспомнить 1918-1922 годы, когда каждое казачье войско Юга России пыталось спастись в рамках некой казачьей автономии, и каждое в отдельности было уничтожено. Как и тогда, причиной обособленности является гордость, которая, по слову апостола Павла, приводит к “…состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия и лукавые подозрения” (1 Тим. 6:4). Поэтому так важно усвоить уроки истории и прийти к крепкому единству, ибо только оно позволяло и позволит казакам преодолевать любые трудности и выходить из них непобежденными.
Если говорить о единстве, то огромную роль должны играть лидеры казаков. Всегда в казачестве было так, что казаки выбирали своих лидеров. Когда избран казачий атаман, тогда и авторитет он имеет огромный. Поэтому мне кажется, что излишнее администрирование бывает опасным, потому что в таком случае подрывает авторитет казачьего атамана. Но, с другой стороны, случайные люди не должны попадать в казачью власть. Прошло у нас время в России, когда кто громче говорил и кричал, тот и получал голоса на выборах. Народ наш научился выбирать власть, и проходимцы, крикуны сегодня успеха не имеют. То же самое должно быть и в казачьем обществе. Выборы должны быть из ответственных людей, это должны быть свободные выборы казаков, которые, выбирая своих лидеров, одновременно и присягали бы им на верность, и тогда многие внутренние нестроения, может быть, исчезли бы.
Что же касается связи Церкви и казачества, то хотел бы сказать о самом главном. Перед Церковью стоит очень большая задача воцерковление наших казаков. Быть православным - это не значит фольклорно исполнять традиции, быть православным - это не только уметь креститься и снимать шапку в храме. Быть православным это значит сопрягать, в первую очередь, нравственный Божий закон со своей жизнью. То, чем всегда было сильно казачество, сила духа, а без сильной веры не может быть сильного духа. Вот почему и существовала такая органическая связь между Церковью и казачеством. И так важно, чтобы эта связь сегодня укреплялась.
Казачество - это не только внешние отличительные символы, знаки. Казачество - это образ жизни, в частности, формируемый под духовным воздействием православной веры. Вот почему, сознавая важность возрождения казачества, я принял решение взять под особое Патриаршее духовное водительство казачье сообщество России».
После заседания в Дворце культуры казаки посетили бесланский храм святого Георгия Победоносца, а затем кладбище жертв бесланского теракта 3 сентября 2004 года, где отец Сергий отслужил заупокойную службу. Оттуда казаки-делегаты проехали на пригородный луг, где после построения с развернутым войсковым знаменем колонна казаков прошла к мемориальному кургану жертв 1920 года. Там после траурного церемониала, отец Сергий так же отслужил заупокойную службу по казакам-жертвам большевистского террора.
Нынешнее обращение властей России к казачеству в принципе радует. Но современная российская власть обращается к казачеству тогда, когда на Кавказе ситуация становится все более и более критической. Только в крайней ситуации Кремль вспоминает о казачестве. Если смотреть правде в глаза, то в Чечне и Ингушетии российская власть имеет символический характер, готов взорваться Дагестан, все более сложной становится ситуация в еще недавно спокойной Кабардино-Балкарии и в Юго-восточных районах Ставрополья.
В частных беседах с казаками-участниками траурных мероприятий особого оптимизма не виделось. Говорилось о том, что в Кабардино-Балкарии усиливается противостояние между казаками и турками-месхетинцами в Майском районе, что в северных степных селениях Прохладненского района наблюдается массовый исход русского населения и замена его балкарцами и турками-месхетинцами. Так, в поселке Граничный в 2009 году в первый класс местной школы не пошел ни один русский ребенок, пошли только дети турок-месхетинцев.
Атаман ТКВ Василий Павлович Бондарев, в личной беседе с автором статьи вновь подтвердил свои свою мысль, высказанную им на встрече Владимира Путина с атаманами Казачьих войск в станице Вешенской: «Ситуация с русским населением в Чечне и Ингушетии перешла порог необратимости». То есть русские и казаки в Чечню и Ингушетию уже не вернутся.