Там, где не властвует телевизор
"Жители Северного Кавказа бережно хранят свою этническую идентичность": путевые заметки и наблюдения об увиденном в Нальчике.
В прежние годы, да и сейчас нам иногда приходится слышать из сводок СМИ о конфликтных ситуациях на Северном Кавказе, о боевиках, засевших в горах, о бесконечных захватах заложников и т.д. и т.п. И хотя эта острая тема в наши дни стала менее актуальной, на подсознательном уровне остался нерастворимый страх, отложившийся какими-то пластами в умах нашего населения.
Этим летом волею случая нам представилась возможность впервые съездить в Кабардино-Балкарию. Поезд Нальчик-Москва отходил вечером. С некоторым трепетом и волнением мы с дочерью и 4-летней внучкой подходили к обозначенному в билете вагону, смутно представляя нашу предстоящую поездку. Приветливая проводница – представительница Кабардинского этноса – проводила нас на места.
Прибыв в Нальчик, мы сразу отметили в городской инфраструктуре «почерк» советского времени, в воздухе как бы витал призрак бывшего СССР. Улицы с их архитектурой, постройками буквально дышали прошлым великой страны.
В санатории «Голубые ели», куда мы прибыли рано утром, нас встретили очень доброжелательно, разместив в удобном номере на пятом этаже. Первое, самое яркое впечатление мы получили от обслуживающего персонала. В данном санатории это были преимущественно балкарцы – врачи, фельдшера, работники технического профиля, хотя были и кабардинцы. Среди отдыхающих почти все были выходцами из соседних кавказских республик – Ингушетии, Чечни, Дагестана, Карачаево-Черкесии, люди в основном пожилого или среднего возраста. Почтенные чеченские и ингушские аксакалы в тюбетейках, с палочками, и их жены, женщины в строгих традиционных нарядах – длинных юбках и косынках на голове. На одной из дверей комнат, расположенных по коридору, мы увидели надпись «Намазная». Нам объяснили, что в этой комнате отдыхающие мусульмане молятся.
В столовой, куда мы пришли на обед, нас также встретили очень радушно. Сразу познакомились с официантками, которые также были очень доброжелательны, особенно к ребенку. Надо отметить, что в процессе всего отдыха мы заметили одну очень немаловажную особенность: кавказцы очень любят детей. Это мы почувствовали по своему ребенку – внучке, на которую реагировали буквально все – от мала до велика – и старались при случае заговорить, потискать или чем-нибудь угостить. Такое повышенное чадолюбие нас приятно удивило и искренне порадовало.
В один из дней прямо в зале санатория состоялся концерт артистов Кабардино-Балкарии. Местные певцы и музыканты выступали перед отдыхающими. В зале присутствовал бывший министр культуры республики, человек преклонных лет, в советское время воспитавший немало талантов. Во время концерта со сцены звучали песни на русском и балкарском языках, особенно нас потрясли балкарские танцы, которые исполнялись на сцене как артистами, так и самими зрителями, выходившими на сцену потанцевать. Особо хочется сказать о традиционной музыке, прекрасной, очень темпераментной, зажигательной, колоритной. Всякий раз, когда нам приходилось ее слышать – на танцплощадке, на празднике в городе или на сцене, она действовала как глоток свежего воздуха – ведь такую музыку мы могли слышать на концертах во время государственных праздников еще в середине прошлого века, когда выступали на сцене Кремлевского дворца съездов все республики СССР. И поэтому она опять таки невольно возвращала память в наше общее советское прошлое, когда народы СССР вместе и дружно жили в границах единой империи.
Недалеко от санатория на площади у бывшего советского кинотеатра в один из вечеров проходил праздник национального танца для балкарской молодежи, где нам тоже посчастливилось присутствовать. Это была своеобразная дискотека, на которой под звуки народной традиционной музыки молодые люди и девушки исполняли танцы, приглашая друг друга по особому, сложившемуся столетиями ритуалу. Таким образом происходило знакомство. Надо отметить, что среди балкарской молодежи не был замечен ни один курящий или пьющий пиво молодой человек, не говоря уже о девушках. Кругом все были абсолютно трезвые, и при этом приветливые и весёлые, что приятно нас удивило и впечатлило. Большинство девушек на празднике были в юбках и лишь считанные из них находились в брюках. Эта малочисленная группа громко хохочущих девушек в джинсах, жующих жевательную резинку, старалась позиционировать себя как «продвинутых западных» див, не отдавая себе отчёт в том, что этим они только портили общий настрой праздника, никак не вписываясь в общую картину традиционного балкарского колорита. Всё их поведение явно шло вразрез с общими целями и характером праздника традиционного танца.
Вообще, за время пребывания в Нальчике мы с удовлетворением заметили, что здесь живут всё ещё традиционные народы, действительно уважающий обычаи своих предков, хранящие на уровне какой-то генетической волны свою идентичность, этническую принадлежность и свой собственный кавказский колорит, который, кажется, не способно разрушить никакое влияние западной цивилизации, хотя с экранов телевизоров льется такой поток ненужной информации, разлагающей, подрывающей кавказские древние традиции, что невольно возникает желание перекрыть эти каналы за их навязчивостью и бесполезностью. Глядя в экраны телевизоров с горечью хочется заявить об их прямой и намеренной духовной подрывной деятельности. И несмотря ни на что кабардинская и балкарская молодежь остаётся в большом выигрыше по нравственности перед молодежью центральной России, у которой кроме грубой светской «тусовки» уже лет сто как нет вообще никакой идентичности.
В конце мая в Нальчике в Зеленом театре проходил большой гала-концерт с участием лучших коллективов всех кавказских республик. И вновь мы смогли полюбоваться великолепными танцами и послушать песни – как народные, так и современных кабардино-балкарских авторов. Несмотря на дождливую погоду, на концерт собралось немало зрителей. И хоть приходилось сидеть под зонтиками, общее настроение праздника было на высоте. Правда, вокруг Зеленого театра в тот вечер выставили немалый контингент из служащих МВД, но, видимо, это было сделано с целью предупреждения каких-нибудь непредвиденных выпадов в месте массового скопления людей. Все-таки Кавказ…
К сожалению, в Нальчике мы почти не видели русского населения. Видимо, неблагоприятные политические и социальные условия прежних перестроечных лет дали о себе знать – почти всё русское население покинуло Кабардино-Балкарию, вероятно так же, как и другие кавказские республики. Хотя официальная статистика и гласит об обратном. Однако, русская речь звучит почти везде, местное население говорит в основном по-русски.
Ещё одно впечатление, которое сложилось от пребывания в Нальчике, что здесь как-то больше культуры и порядка. Мы не видели в городе ни одного пьяного, в том числи и мужиков, распивающих спиртные напитки у магазинов. Однажды, находясь в летнем кафе, мы обратили внимание на то, что за столиками сидели исключительно одни мужчины – молодые парни от 18 до 25 лет, которые пили газировку, а также несколько мужчин – балкарцев, которые тоже обедали без всяких спиртных напитков. Зато единственная группа представителей мужского пола, которая регулярно наведывалась в местный, распложенный у нашего санатория, магазинчик за вином и пивом, - наши русские фээсбешники и мвдшники, отдыхающие в соседних ведомственных санаториях.
Заметили мы и то, что в Нальчике очень много красивых женщин, которые не бегут, а плывут, словно лебеди. Все на высоких каблуках, одеты в основном в юбки или платья, многие молодые замужние женщины – в традиционных мусульманских нарядах с покрытыми головами. Народ чтит свои традиции и этим всё сказано.
Чему мы искренне удивились, путешествуя по городу, - так это тому, что и здесь, в столь живописном оазисе кавказской традиционной культуры, богатой наследием предков, представители органов ГИБДД остаются предельно «традиционными» в плане своей «профессиональной российской идентичности». Всё тот же алчущий огонь в угрожающе-властном облике всемогущего воротилы дорожного ремесла, перед которым трепещет всё живое, - увы, всё это не в состоянии погасить никакая региональная самобытность.
О социальной сфере республики говорить сложно из-за чересчур кратковременного пребывания. Но из тех бесед и разговоров с местными сотрудниками учреждений мы поняли, что им рассчитывать особо не на что в силу своих очень уж невысоких зарплат. При таком высоком ценовом пороге, который в данный момент действует по республике, было бы странно говорить о каком-то благосостоянии жителей республики, в то время как зарплата в 60 тысяч (средняя заработная плата москвича) для местного населения считается запредельно высокой. Хорошая зарплата в Нальчике 10-15 тысяч рублей, но большинство получает и того меньше.
Не мудрено, что многие представители кавказских республик находятся на заработках в Москве. Не говоря уже о том, чтобы русское население приезжало на работу в эти республики, как было при Советском Союзе. Обескровленный социальный общественный пакет мало привлекателен для энтузиастов, желающих обосноваться в этом регионе, хотя значительную роль здесь играет и политическая подоплека. Не прошли бесследно годы нагнетания вражды и межэтнической розни в этих республиках как между местными этносами, так и между кавказцами и русскими.
Подводя итог после всего вышесказанного, хочется пожелать нашему российскому руководству, занимающемуся проблемами кавказских республик, - как можно бережнее и мудрее подходить ко всем вопросам и проблемам этого региона. Не навреди, как говорится в медицине. Россия сегодня волей-неволей является проводником устоявшихся в последнее время во всем западном мире моделей пресловутой либеральной демократии. Является ли это данью моде, слепым подражанием Западу или специально продуманной, разработанной десятилетиями «перестройки» методологией, - не надо забывать, что далеко не всем народам и этносам приемлема такая модель социального, экономического и политического устройства. Не могут все этносы Земли плясать под одну единую западную дудку, это противоестественно природе и всему живому. Лучшее, что может взять для себя Россия на будущее – это культурное сближение с Кавказскими этносами и их традициями. Ибо жители Северного Кавказа всё ещё бережно хранят свою этническую идентичность.