Владимир Путин: исход русского населения - проблема всего Северного Кавказа
Почти пять лет прошло с того момента, когда тогдашний президент России Владимир Путин объявил исход русского населения проблемой всего Северного Кавказа
Почти пять лет прошло с того момента, когда 25 мая 2005 года тогдашний президент России объявил исход русского населения проблемой всего Северного Кавказа. Эта невесёлая констатация прозвучала из уст Владимира Путина в беседе с казачьими атаманами, которые и подняли этот вопрос. «Что касается исхода русского населения с Северного Кавказа, то это проблема для всего Северного Кавказа, а не только для русских, хотя, может быть, не в последнюю, а в первую очередь - для русских. Русские жили на этих территориях столетиями, и руководство республик Северного Кавказа понимает, что эта проблема и для тех, кто остаётся жить на этих землях из числа представителей других наций» - сказал пять лет назад Владимир Путин.
Кадровый вопрос, по его словам, так же представляет собой серьёзную проблему. «Исход русских означает потерю квалифицированной рабочей силы, потерю целых отраслей производства, культуры производства. И больше - это означает нарушение культуры совместного проживания народов на этих территориях», - отметил теперь уже премьер-министр РФ.
Остановился Путин и на усилиях конкретных руководителей. «В этом совместном проживании рождалось то, что сделало Северный Кавказ жизнеспособной территорией Российской Федерации. Это понимает руководство Северного Кавказа и руководство республик Северного Кавказа. Многие из них по примеру Ингушетии не только думают, но и стараются предпринимать какие-то усилия для возврата всех беженцев вне зависимости от национальности», - добавил он.
При этом Путин со всей очевидностью понимал, что роль федеральный властей в этом процессе огромна. Не следует ее преуменьшать, тем самым освобождая московских чиновников от их доли ответственности. «На федеральном уровне, конечно, нужно принимать необходимые усилия для возврата всех людей к своим очагам вне зависимости от национальности», - сказал тогдашний президент РФ.
Итак, прошло пять лет. За это время в Ингушетии и Чечне были приняты целевые программы по возвращению и обустройству русского и русскоязычного населения, ранее проживавшего в этих республиках и как раз в текущем, 2010 году истекает срок действия этих Программ. В Дагестане существует Правительственная комиссия по проблемам русскоязычного населения.
В том, что местные чиновники, включая лиц более чем высокого уровня, умею грамотно расписать бюджет Программы и провести представительное заседание Комиссии, сомневаться не приходится. Как и в том, что не все бывшие жители республик Северного Кавказа смирились с жизнью на чужбине.
Вопрос в другом - что делается реально для конкретных людей, которые хотели бы вернуться в родные места. У многих из тех, кто в смутных 90-х покидал по сути «горячие точки» еще молодым человеком, появились семьи, родились дети. Да и старики хотели бы вернуться к могилам своих близких.
Возвращение семьи - это и потребность в жилье, и проблемы с трудоустройством. Не стоит сбрасывать со счетов и страх русскоязычного населения перед русофобскими настроениями. Это и есть те ситуации, те тревожные моменты, которые необходимо реально, а не на бумаге или в объективе телекамер, решать руководителям разных уровней.