Смерть за отказ поиграть на гитаре

За убийство русского парня никто не ответил. И не ответит?

Эта история произошла восемь лет назад в городе Прохладный Кабардино-Балкарской республики. Забегая вперед, скажем, что иначе как «преступление без наказания» ее не назовешь. И именно это – причина, по которой редакция СКФОnews решила напомнить о тех событиях. В материалах Северо-Кавказского новостного агентства убийство жителя Прохладного Сергея Рязанцева упоминалось дважды – вскользь в статье «Как кабардинцы “отжали” предприятие у русского директора: история рассказанная очевидцем», а так же в новости «Вскрылись подробности трагедии в Прохладном». Предлагаем вашему вниманию максимально полное изложение этих событий. Информация предоставлена осведомленными источниками, имевшими отношение к расследованию преступления.

В ночь с 14 на 15 июля 2002 года, чуть заполночь, возле центрального тротуара по улице Ленина, рядом со зданием Прохладненского ГОВД собрались молодые мужчины-кабардинцы в количестве 25-30 человек, приехавшие в город Прохладный из сёл Алтуд, Карагач, а также из Баксанского и Терского районов. Они стояли возле коммерческих ларьков и распивали спиртные напитки. В это время по тротуару проходили семейные люди, русские, 7 мужчин, один из которых был с гитарой и 4 женщины, возвращавшиеся домой. Когда они проходили мимо толпы приезжих кабардинцев, те сначала начали требовать от прохожих сыграть им на гитаре, однако, получив вежливый отказ, пришли в ярость, затем беспричинно, из хулиганских побуждений, начали громко выкрикивать в адрес прохожих угрозы и нецензурные ругательства, швырять в них окурками, провоцируя драку. После этого они набросились на прохожих и стали их избивать. При этом били и мужчин, и женщин, в том числе беременную женщину Оксану Рязанцеву (в девичестве Иванющенко). В результате побоев и перенесенного стресса ребенок погиб. Получив множество ударов, муж беременной – 32-летний Сергей Рязанцев, потерял сознание и упал, после чего один из нападавших нанёс ему смертельный удар в горло.

Прибывшие сотрудники милиции не смогли задержать преступников. Было поздно и место происшествия осматривать и огораживать не стали, хотя должны были, решили подождать до утра, а потом сказали, что неизвестно, чья это майка и что ее могли подбросить, а значит не является вещественным доказательством и «не имеет силы процессуального доказательства». Так же на месте валялась разломанная гитара. Дело как будто умышленно начали разваливать еще на этапе сбора вещественных доказательств. Тем временем начали происходить вещи, которые иначе как странными назвать трудно. Милиции, по сути ставшие свидетелями этого жуткого инцидента, ранее заявляли, что узнали убийцу, однако потом сказали, что ошиблись. В том числе и некто Ларионов, сейчас он уже на пенсии.

По данному факту было возбуждено уголовное дело и арестован житель села Алтуд Мухадин Шагирович Хапанциев по кличке Пуц. По словам потерпевших, именно он был главным зачинщиком избиения и лично он винен в смерти Рязанцева. В ходе следствия свидетели показали, что смертельный удар в горло Сергею Рязанцеву нанёс именно Хапанциев, в чём он и сам признался. При этом странным выглядело то, что к уголовной ответственности привлекался только один Хапанциев, хотя имело место групповое нападение и избиение прохожих, а также хулиганские действия. Действия Хапанциева были квалифицированы как «нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть по неосторожности» (ст.111 ч.4 УК РФ). Хотя, скорее всего, имело место умышленное убийство, так как удар ногой был нанесён Рязанцеву в жизненно важные органы (горло) и Хапанциев должен был сознавать, что нанесение такого удара может повлечь смерть. Тем более удар наносился человеку, находившемуся в беспомощном состоянии. Как рассказали свидетели, когда Рязанцев лежал без сознания на земле на спине с раскинутыми руками, убийца разорвал на себе майку и, выругавшись по-кабардински, ударил его в шею.

Что же касается стандартной процедуры опознания, то и здесь стали появляться некоторые «странности». Среди статистов вместе с убийцей оказался сотрудник милиции по фамилии Чеченов. Свидетели опознали убийцу, что именно он наносил удар в горло, все было запротоколировано, но потом их показания из-за того, что среди «опознаваемых» был представитель правоохранительных органов, были признаны недействительными в соответствии с действующим УПК. Повторное опознание по неизвестным причинам не проводилось.

Именно на то, что показания свидетелей, опознававших убийцу, были признаны недействительными, и опирался адвокат Хапанциева, азербайджанец Р.Х.Джафаров, когда разваливал дело. Небезынтересным является и тот факт, что адвокат Джафаров и сам в начале был возмущен произошедшим. Впрочем, это не помешало ему вскоре начать говорить что он хочет «разобраться», а вскоре и вовсе развалить дело.

Но не будем забывать, что в деле были и другие фигуранты. Что поразительно – и они не были привлечен к ответственности. Никто не ответил за это преступление. И это при том, что по сути были убиты двое – Сергей Рязанцев и его нерожденный ребенок. Оксана Рязанцева на суде постеснялась рассказать, что была беременна и потеряла ребенка в результате произошедшего. Сиротой осталась дочь Рязанцева. Отец Рязанцева не пережил горя и умер во время судебных перипетий.

Эта история вызвала огромный общественный резонанс. О произошедшем знал весь город, все были возмущены, но никто не мог повлиять на следствия. Казаки хотели перед первым заседанием суда провести митинг, но судья, узнав об этом, отложил заседание и откладывал до тех пор, пока на суд не стало собираться слишком мало людей. Тем временем подсудимый трижды менял адвокатов, в третий раз его взялся защищать адвокат Джафаров, до того работавший в Прохладненском ГРОВД заместителем начальника следственного отдела. Приговор по делу Хапанциева выносил кабардинец – судья Б.Б.Шалов. Как позже выяснилось, Джафаров и Шалов давно находятся в приятельских отношениях, в 1992-94 годах Шалов работал в Прохладненском ГРОВД начальником следственного отдела, а следователь Джафаров был его подчинённым. Кроме того, судья Шалов проживает в селе Карагач Прохладненского района, где также проживают некоторые участники избиения. Более того, один из участников избиения – Мурат Шкахов, так же житель Карагача, приходится близким родственником другому судье – Р.А.Шкахову, который в своё время также работал в следственном отделе и сначала был заместителем Шалова, потом начальником у Джафарова. Однако эти запутанные отношенческие цепочки не обратили на себя внимания ответственных лиц.

В ходе судебного процесса подсудимый Хапанциев, а также некоторые свидетели и участники избиения начали менять свои показания, уводя суд от самой сути дела. В зале судебного заседания в большом количестве собрались кабардинцы – друзья и родственники подсудимого, которые вели себя вызывающе. Они смеялись, нецензурно ругались, громко разговаривали между собой, за что судья неоднократно делал им замечания и даже выводил из зала суда. Такое их наглое поведение уже тогда создавало впечатление того, что для подсудимого Хапанциева всё закончится хорошо.

Адвокат Джафаров на процессе старался убедить суд, что доказательства для обвинения Хапанциева собраны с грубыми нарушениями УПК РФ, являются недостаточными и не должны приниматься во внимание. Также, по словам присутствовавших на судебном заседании, Джафаров назвал Хапанциева «верующим человеком».

«Уж не имел ли он в виду, что Пуц – ваххабит?», - до сих пор задаются вопросом жители Прохладного.

Когда 22 мая 2003 года судья Шалов огласил оправдательный приговор и отпустил Хапанциева на свободу из зала суда, родственники убитого были шокированы. Получилось, что по факту убийства и избиения русских никто не понёс наказания.

После оглашения оправдательного приговора, потерпевшая сторона захотела обжаловать его в кассационном порядке, однако судья долгое время не выдавал родственникам Рязанцева решение суда, изо дня в день говоря им, что текст решения ещё не напечатан. Решение потерпевшие получили только 2 июня 2003 года, когда времени на обжалование практически не осталось. Происходящее обсуждал весь Прохладненский район, в огромном количестве писала местная пресс, в частности – газета «Ваш городок». Но ни общество, ни СМИ никак не могли повлиять на следствие и суд. Теща покойного, мать Оксаны Рязанцевой, Ирина Иванющенко, писала во все инстанции, в том числе тогдашнему президенту, ныне покойному Валерию Кокову, председателю правительства республики Геннадию Губину, полпреду президента РФ в ЮФО, верховному атаману, общественную приемную ЛДПР, а так же в передачу «Человек и закон».

Между тем, шила в мешке не утаишь. Говорят, что для Хапанциева его брат, местный криминальный авторитет, собирал со всего Алтуда деньги, 800 тысяч рублей, которые поделили Шалов и верховный судья.

Ну, а что же сейчас, спустя восемь лет, делает этот человек? Судя по всему, муки совести его не заели. По словам источника СКФОnews, Хапанциев, переехавший в Прохладный, «ведет паразитический образ жизни», снимает квартиру, его регулярно видят у игровых автоматов (их наличие - повод для отдельного разговора) в компании местной шпаны. Одно время Толстолобик (эту кличку дали ему русские - из-за внешности, Пуцем убийцу называют кабардинцы) занимался мелким криминалом – «ставил на счетчик» молодых контрактников воинской части №64201. Ходят слухи, что с местной милицией у него на этот счет есть договоренность. Также есть информация, что еще до войны 2008 года Хапанциев вместе с сообщником по кличке «Бика», даже ездил для этого в Цхинвал. Для этого же сам собирался устроиться в армию контрактником, однако военная контр разведка была в курсе всей истории с убийством, и спустя три дня Хапанциева уволили, найдя для этого формальную причину.

Срок давности, тем временем, по данному преступлению вот-вот выйдет. И тогда в любом случае будет невозможно привлечь виновного к ответственности. В последние дни появилась информация, будто некие представители МВД вспомнили об этой истории. Хочется надеяться, что тот, из-за кого по сути не стало даже не одного, а троих человек, понесет заслуженное наказание.

Елена Корнеева