Советник президента Южной Осетии Алексей Казак: русских в Чечне почти не осталось

05.01.2011 17:35

В столицу Чечни Грозный приезжает немало людей. Одни - по делам бизнеса, как, скажем, словаки, корейцы, китайцы или турки, другие - по линии научных, культурно-образовательных связей. Спустя какое-то время, гости разъезжаются, и уже на родине делятся своими впечатлениями об услышанном и увиденном. Недавно радио «Русская служба новостей» в программе «Умные парни» предоставила слово председателю Российского профсоюза студентов и одновременно советнику президента республики Южная Осетия Алексею Валерьевичу Казаку.

Большую часть программы её участники уделили проблемам Северного Кавказа и его республик, но особенно подробно разговор шёл о впечатлениях Алексея Казака от его последней поездки в Чеченскую Республику. Он возглавлял организационную группу, которая проводила двухдневный семинар в Грозном, организованный Московским государственным открытым университетом по теме «Образование на двух языках».

«Поскольку я сам молодой человек, - заявил он в самом начале беседы с радиокомментатором и слушателями, - мне, конечно, близко направление молодежной политики, но кроме этого я также выполняю функции в области информационной политики». Предлагаем вниманию некоторые фрагменты из упомянутой передачи, в которой Алексей Казак много говорил о том, как изменилась жизнь в Чечне.

Первое, что «вырывается из меня»: хочу сказать, что, конечно, невозможно не полюбить Рамзана Кадырова, вернувшись оттуда. Наблюдая то, как республика изменилась, то, как она расцвела за эти годы, невозможно не относиться положительно к этому человеку. Иногда в Москве люди сетуют на то, что слишком много фотографий, плакатов с изображением Кадырова расклеено по городу. У меня же эти портреты на домах абсолютно не вызвали никакого чувства раздражения, наоборот у меня душа радовалась, когда я видел, что дома построены. Да пусть там будет хоть десять портретов, главное, чтобы дом был построен или детский садик, чтобы люди им пользовались. На мой взгляд, этот человек оставил фундаментальный вклад в истории, этот человек возродил из пепла республику, создал основу для полноценного проживания там людей. Конечно же, мы понимаем, что Российская Федерация вложила очень много средств туда, но если бы не жёсткая рука руководителя республики в борьбе с терроризмом…

Вы так говорите, как будто Российская Федерация вложила деньги в какое-то другое государство. Россия вложила деньги в саму же себя.

Ну, мы понимаем, что аналогичные деньги не были вложены во Владимирскую область или любую другую. И когда я слышу «Алексей, ты доволен этим, а вот смотри, наши области умирают…», я говорю «Понимаете, ещё 10 лет назад там умирали люди, десятками тысяч гибли. И чеченцы и русские, там гибли солдаты и лично я, как налогоплательщик, готов платить деньги за то, чтобы люди не умирали, для того чтобы создать там нормальные условия для жизни, чтобы там не распространялась «террористическая зараза», которая периодически заносится из Запада на Кавказ. Сейчас она «занесена» в Дагестан, и поэтому там неспокойно. Кадыров своей сильной, мощной рукой уничтожил все зачатки терроризма и радикализма в республике, но сегодня они, к сожалению, нашли себе пристанище в Дагестане.

А что, сейчас уже в Чечне не стреляют?

Нет. Вы знаете, можно совершенно спокойно гулять по городу хоть ночью. Мы были еще в Гудермесе и Джалке. Там совершенно спокойно и в ночное, в том числе, время люди гуляют. Выстрелы мы не слышали, несмотря на то, что, конечно, многие люди носят с собой оружие. Там можно спокойно оставить машину на улице, не боясь, что ее вскроют, украдут. Люди уверены, в том, что они получат ту зарплату, которая им была обещана.

К сожалению, русского населения там практически сейчас не осталось. Вообще причины всех наших бед я связываю с началом 90-х годов, с развалом Советского Союза. Когда все начали разваливать, все наше население, и в большей части - русское оказалось в самых сложных условиях. До начала всех этих тяжелых событий больше половины жителей города Грозной были русские. В целом по республике русское население составляло около 30-40%. Сейчас это порядка 3%, но существует программа по возвращению русского населения...

Это чья инициатива? Федеральных властей?

Нет, это как раз инициатива Кадырова, который считает, что в целях усиления стабильности в республике, конечно, необходимо возвращение туда русского населения. Думаю, русские, которые приезжали на Кавказ при советской власти, в основном были, как правило, специалистами, которые работали в сферах высоких технологий, промышленности, образования, здравоохранения. Поэтому, когда все эти люди уехали из кавказских республик, они существенно ослабли. Вообще с точки зрения национальной политики мононациональная республика и полинациональная республика это разные вещи.

Ею проще управлять - мононациональной республикой. Я не совсем понимаю, почему Кадыров думает, что если русское население придет в Чечню, там станет спокойней всем.

Он ставит перед собой задачу максимально перекрыть все негативные последствия, которые наступили вследствие двух чеченских войн.

Хорошо, а чем заманить туда людей?

Тем, что сегодня Чечня становится одним из ведущих центров российского образования, российской науки, российского спорта.

То есть, педагогов, спортсменов...

Чеченские спортсмены, в том числе боксеры, борцы, сегодня находятся на ведущих позициях в мире. И не только в силовых видах. В республике развивается и футбол, есть команда «Терек». На хорошем уровне построен стадион, где тренируется футбольная команда. Развиваются практически все виды спорта.

А вот чем там заняться русскому населению? Вот приедут 20 тысяч русских, чем они там займутся? Мы уже выяснили это образование, спортивная отрасль...

Я думаю, что они могут заняться наукой. Если говорить вообще об образовании, наша конференция была посвящена двуязычию. Меня просто поразил уровень владения чеченцами, работающими в сфере образования, русским языком. Они говорят практически без акцента, у них чистая русская речь.

И преподавание ведется на русском языке?

Тема была как раз о том, что можно ли преподавать на русском языке детям в младших классах, которые только приехали из сел, где они общались между собой только на чеченском, и можно ли сразу вводить им такие предметы как математика сразу на русском языке.

Чечня ждет едва ли не всю нашу многонациональную Родину к себе на ПМЖ. По этому поводу наш слушатель пишет «Поеду чеченским хоккеистом».

Скажите, пожалуйста, а что дает Кавказ обычному человеку, скажем москвичу, новгородцу, орловцу? Человеку, который имеет семью, работу, что он получает от этого Кавказа? Мне кажется, ничего кроме как убийств и грабежа, в итоге ничего хорошего нет. Человек боится за свою семью, за свою жену, боится, чтобы никто ее не ограбил и не зарезал. Боится за ребенка, который учится в школе, потому что и там бывают конфликты.

Мы все исторически живем в одном государстве и, безусловно, нельзя говорить, что Кавказ – одно, а Россия – другое. Мы одна страна, и каждая ее часть вносит свой вклад.

Конечно, сегодня, особенно в Москве, где собрались представители всех народов, всех регионов, очень тяжелая ситуация с национальным вопросом и тяжелая криминогенная ситуация. Молодежь, приезжающая с Кавказа, оттуда, где дома они соблюдают все местные традиции, где они находятся под жестким контролем, и где они не могут себе многого позволить, очень часто бывает так, что приезжая сюда, они расслабляются. Они не видят никакого контроля ни со стороны своих сородичей, представителей своих диаспор, ну и местное население тоже закрывает на все глаза и поэтому складывается такое впечатление о вседозволенности. Кстати, в Европе чопорные молодые англичане, которые дома тоже ведут себя безупречно, выезжая в другую страну, скажем, на футбол ведут себя безобразно.

Слушатель: Я по поводу Кавказа, я там родился в Кизляре, потом родители переехали в Россию. Когда я там жил там, не было межнациональных проблем.

Я никогда не разделяю Россию и Кавказ. К сожалению, так сложилось, что приезжая на Кавказ часто слышишь, «вот Россия нам скажет». Почему мы не говорим, что «Россия найдет общий язык с Ульяновской областью»?

Потому что на ленты информагентств не попадают каждый день сообщения о том, что приезжие с Ульяновской области или москвичи подрались с приезжими из Ульяновской области.

Пока наши правоохранительные органы не перестанут брать взятки, ничего не изменится. От всего можно откупиться, тебя прикроют, а другого посадят. Пока не перестанут наши доблестные правоохранительные органы и их отдельные представители крышевать бизнес, в том числе и криминальный, будет вот такая обстановка.

Здесь, в Москве, мы в последние дни наблюдали ряд трагедий, с убийствами студентов в драках с кавказцами. В чем природа подобных конфликтов, мы уже в принципе, разобрались, но что с этим можно сделать?

Проблемы, на мой взгляд, коренятся в том, что был разрушен Советский Союз, была уничтожена российская экономика, российское образование. Люди были брошены в 90-е годы, при Ельцине. И только с приходом Путина началось возрождение страны. Поэтому в 90-е люди бедствовали и спасались, как только могли. Молодежью не занимался никто, и поэтому нет ничего удивительного в том, что упал уровень образованности. И сегодня мы видим результаты этого всего. Никто не занимался разъяснением того, что мы все разные, и что это все наше национальное достояние – то, что у нас много народов и много языков. Так сложилось, что мой самый близкий друг сейчас – это Муса Пайзулаев, он чеченец. Мы дружим, и никакому другому человеку, за исключением родителей, я не доверяю так, как я доверяю этому человеку и как я к нему отношусь. Так меня родители воспитали. Национальность – это не определяющий фактор. Ни национальность, ни религия. Необходимо чтобы люди научились понимать друг друга, осознавать, что все мы одна страна, и что если этого не произойдет, то наша страна будет уничтожена. И я уверен, что американцы похлопают в ладоши после этого.