Город, устремлённый в будущее (Грозный. Репортаж)

Мечеть «Сердце Чечни» как символ Нового Ренессанса

Город, устремлённый в будущее  (Грозный. Репортаж) 03.09.2014 09:00

Когда говорил знакомым, что собираюсь в командировку в Чеченскую Республику, то собеседники менялись в лице: «Зачем тебе такая опасная работа?» Стереотип «мятежной» республики, где, мол, «временами постреливают» и «непонятно, что вообще происходит», крайне живуч. И чтобы разобраться во всём, лучше побывать в Грозном самому.

Город и его люди

Я беседовал в Чечне с разными людьми - с таксистом и журналистом местного телевидения, с офицером республиканского МЧС и фотохудожницей, работы которой публикуют «Франс Пресс» и «Рейтерс». Но обстоятельные интервью взял у четверых человек, каждый из которых представляет одну из сфер, развитию которых в республике уделяется сегодня первостепенное внимание.

Религия. Усман Хас-Магомедович Осмаев, помощник Муфтия Чеченской Республики, Кадий (шариатский судья) Октябрьского района города Грозный.

Образование. Султан Абуевич Денильханов, проректор по учебной части Российского Исламского Университета имени Кунта-Хаджи Кишиева, депутат Парламента Чеченской Республики.

Наука. Вахид Хумидович Акаев, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Грозненского Комплексного научно-исследовательского института имени Хамзата Ибрагимова Российской академии наук.

Культура. Сацита Магомедовна Исраилова, директор Центральной городской библиотеки города Грозного, Заслуженный работник культуры Чеченской Республики.

В сердце Грозного

В своё время открытие крупнейшей мечети в Европе – «Сердце Чечни» имени Ахмада-Хаджи Кадырова в российских СМИ особенно не обсуждалось. Упомянули в новостных колонках и телесюжетах, да и забыли: много ведь чего строят! Новая волна общественного интереса пошла во время голосования за «Символ России» на всероссийском конкурсе «Россия 10» Русского географического общества. Неожиданно для всех новое архитектурное строение, возведённое в октябре 2008 году, обогнало признанные памятники древнего зодчества. Долгое время мечеть имени Ахмада-Хаджи Кадырова возглавляла список, получив 36, 8 миллионов голосов со всей России. И только на самом финише уступила Коломенскому Кремлю.

О мечети заговорили. Точнее, забеспокоились: как вообще культовое сооружение Ислама может символизировать Россию? Хотя что именно символизирует собой главная мечетьЧечни, никто особо и не разбирался. Даже ввездесущей Википедии основной упор делается лишь на «великолепии внешней отделки и внутреннего убранства»:

«Площадь мечети составляет 5000 квадратных метров, а вместимость более 10 тысяч человек. Центральный зал накрыт огромным куполом (диаметром — 16 метров и высотой — 32 метра). Четыре минарета по 63 метра — являются высочайшими на территории России. Наружные и внутренние стены мечети отделаны мрамором-травертином, а интерьер декорирован белым мрамором. В мечети установлено 36 люстр, на создание которых ушло несколько тонн бронзы, 2, 5 кг золота высшей пробы и более 1 миллиона деталей. Люстры изготовлены из кристаллов Swarovski» (Википедия)

В самой Чеченской Республике никто не пересчитывает эффектные кристаллы в люстрах мечети. Тут говорят совсемо другом. И думаю, что лучше привести слова моих собеседников без комментариев.

ВЕРА

Немного истории

Акаев: «Во времена СССР на месте нынешней мечети были административные здания. Но после двух военных компаний (1994-1996 и 1999-2002 годов) все строения были разрушены. Уже после снятия режима контртеррористической операции было расчищено место для строительства мечети и комплекса религиозных зданий. Ныне в возведённый культурно-религиозный центр съезжаются паломники со всей России и многих соседних регионов и государств: с Татарстана, Башкирии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, из Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Украины, Турции».

Денильханов: «Будучи в Турции, Ахмад-Хаджи Кадыровувидел храм, поразивший его изящной архитектурой и практической многофункциональностью. Ахмад-Хаджи задумалвоссоздать такую же мечеть в Чечне и последовательно шёл к своей цели. Строительство начиналось ещё в конце 80-х годов, но затем было заморожено из-за нехватки средств. Возведение мечети было возобновлено в 1997 году, но через два года, из-за начавшихся военных действий¾вновь приостановлено. В 2004 году первыйпрезидент Чеченской Республики трагически погиб, но его сподвижники продолжили начатое. И в апреле 2006 года вновь начали выстраивать мечеть».

Исраилова: «Сердце Чечни»располагается на берегу реки Сунжа, посреди огромного парка, при этом¾практически в самом центре Грозного. Мечеть как бы делит город на районы ¾ именно по ней идёт граница Октябрьского, Ленинского, Старопромысловского и Заводского районов.

Само местоимеет примечательную историю. Ещё в конце XIX века, на нём в непосредственной близости друг от друга существовали русский православный храм, синагога и мечеть. Все три религиозных сооружения прекраснососедствовали, не было зафиксировано ни одного межрелигиозного конфликта. И даже когда все храмы были разрушены, место, на котором они располагались, продолжало считаться в народе священным, «намоленным».

Возведённая ныне мечеть стала не только средоточием религиозной жизни кавказского региона, но и признанным культурным центром всего юга России.

На площади перед ней обустроены фонтаны, разбит замечательный парк, деревья в котором специально привезены со всех континентов, из самых разных уголков мира. Это одно из самых популярных мест отдыха среди горожан. Сюда приходят с детьми, с внуками, здесь устраиваются культурные и общественно-социальные мероприятия, отмечаются республиканские и всероссийские гражданские праздники».

Символ национального возрождения

Осмаев: «Мечеть видна с любого места города Грозный. Это безусловная духовная святыня и культурная достопримечательность Чечни, несущая глубокое религиозно-просветительское значение. Архитектурный комплекс мечети включает в себя здание Духовного управления мусульман Чечни. Здесь же находится Российский Исламский университет, где около трёхсот студентов получают духовное и светское образование.

Мечетьстала прообразом новых храмов, как символов возрождения мирной исламской жизни: шесть архитектурных копий «Сердца Чечни», только меньших по размеру, уже построены в различных населённых пунктах республики».

Исраилова: «После установления мира в Чечне было принято решение о возведении мечети на историческом месте. Причём данное решение было всенародным - расположение центрального храма, символизирующего возрождение республики, трудно даже представить иным. Когда начиналось строительство, городская инфраструктура была практически полностью разрушена. Нужно было начинать кропотливо возрождать Грозный. Хотя звучали и такие мнения, что, мол, «город восстановлению не подлежит», и чтолегче построить новую столицу республики, как говорится, «с нуля».

Самым первым актом нового строительства в опалённом войной городестало строительство религиозных сооружений. Сначала был отстроен православный Храм Архангела Михаила, а затем началось возведение мечети «Сердце Чечни». От одного храма до другого можно дойти пешком всего за пять минут. И уставшие от боевых действий жители города воочию увидели, что жизнь возвращается в мирное, созидательное русло.

Интересно, что уже в наши дни недалеко от этих храмов строится и синагога. Так что восстанавливается та традиция веротерпимости и религиозного общения, которая существовала в Чечне ещё в позапрошлом и начале прошлого века.

Многие культурные и религиозные деятели публично признали, что мечеть «Сердце Чечни» на сегодняшний день являет собой объединяющий символ всего Северного Кавказа. Ведь кроме чисто религиозного компонента, она несёт и большой духовный, нравственный, культурный, социальный смысл, служит символом межэтнического и межрелигиозного сотрудничества».

Денильханов: «В Испании есть уникальный памятник. Там в своё время в стране полыхала гражданская война. Многие испанцы стояли на непримиримых позициях и воевали друг с другом с оружием в руках. Но когда война закончилась, то по предложению короля был поставлен памятник, на котором было начертано: «У каждого - своя правда!» И этот памятник стал примиряющим символом для всего народа.

Мечеть «Сердце Чечни» - тоже символ примирения жителей республики, воевавших «по разные стороны баррикад». Ведь совсем недавно у нас здесь шла самая настоящая гражданская война».

Святыни и реликвии

Осмаев: «Мечеть уникальна тем, что в ней собраны великие исламские святыни: волосы с головы и из бороды самого Пророка Магомеда! Мне неизвестна больше ни одна мечеть в мире, где бы находились подобные реликвии.

Дважды в год, во время Дня рождения Пророка и в Священный месяц Рамадан драгоценные реликвии выносятся в мечеть для всеобщего обозрения, и располагаютсяв двух колоннах, за бронированным стеклом. В другое время года они хранятся в специальном сейфе, но не покидают мечеть никогда!

В храме хранятся и другие святыни: часть сорочки, которую надевал Пророк Магомед, тюбетейка его верного сподвижника Али. Причём волосы Пророка обладают чудодейственными свойствами, которые современная наука не может описать. Например, они продолжают расти, каждый годувеличиваясь в длине. Если направить на волосы Пророка искусственный свет, то они не создают тени. А самое чудесное свойство реликвии, было описано ужеочень давно: солнце не падает на волосы Пророка, прячется за тучи. Например, когда ритуальное омовение реликвии проводилось в резиденции Главы Чечни, то происходило это в специальном зале, где собралось много исламских представителей, желающих лицезреть сакральный процесс. Над этим помещением располагаетсябольшой стеклянный купол, дающий естественное освещение в светлое время суток. Так вот: когда волосы Пророка достали из защитного футляра, солнце тут же зашло за тучу. Утверждается, что попадание прямого солнца на волосы Пророка невозможно. Ведь известно, что в малом возрасте, ещё до получения Величайшего Пророчества, Магомед путешествовал с торговыми караванами своего дяди - из Мекки в нынешний Дамаск. Уже тогда было замечено, что над Магомедом всегда находилось облако, защищавшее от изнуряющей жары пустыни. А когда Пророк вырос и сам стал торговцем, то во время походов через пустыню Его сопровождало облако, защищающее от зноя. Это было одним из Благословений Аллаха, посланных своему Пророку».

Ренессанс исламской веры

Исраилова: «За время военных кампаний 90-ых годов чеченцы стали более набожными, начали сильнее ценить свою веру, национальную культуру и обычаи. Неслучайно начало строительства Мечети имени Ахмада-Хаджи Кадырова было встречено массовым энтузиазмом населения. В архитектурном плане «Сердце Чечни» представляет собой совершенный комплекс, в котором кроме красоты, большое внимание отводится удобству и функциональности. Ведь это чуть ли не единственный храм на Северном Кавказе, в котором специально предусмотрена возможность молитвы для инвалидов. А ведь после двух войн проблема социальной реабилитации инвалидов для республики более чем актуальна. В месяц Рамадан, когда в мечетивыставляются Священные реликвии, вся территория парка вокруг храма заполнена молящимися, прибывающими в Чечню не только со всей России, но и из зарубежных стран».

Осмаев: «Если сравнить времена СССР, то в то время лишь старики осмеливались бросать вызов официальной идеологии государственного атеизма и соблюдать положения исламской веры. Молодёжь лишь дома, на бытовом уровне, участвовала в исламских обрядах. Из-за большого давления со стороны государственных институтов мало кто из молодых молился в мечети. Сейчас же Ислам стремительно молодеет:юноши и девушки исполняют предписания веры, активно получают религиозное образование, в том числе и за рубежом».

На страже мира и межрелигиозного согласия

Исраилова: «В мечеть могут войти не только мусульмане, но и приверженцы других религий, ведь в Чеченской Республике исповедуют ислам суфийского толка, в отличие от некоторых радикальных течений в Исламе отличающийся веротерпимостью и миролюбием. Сама была свидетелем того, как женщины других вероисповеданий посещают центральную грозненскую мечеть. Помню, я проводила экскурсию для большой группы гостей из разных регионов России. Когда посещали мечеть, то одна женщина преклонного возраста выразила желание не продолжать экскурсию по Грозному, а остаться в мусульманском храме на некоторое время. Когда группа заехала за ней через несколько часов, то услышала: «Я - православная. Но только сейчас поняла, что Бог воистину един. И теперь никто не испугает меня Исламом!»

Не следует забывать, что если кому-то негде остановится в городе, то он может переночевать в мечети. При этом ночлег предоставят не только мусульманам, но и людям других вероисповеданий. В комплексе зданий, относящихся к мечети, можно помыться: для тех, кому это необходимо, предоставят и горячую воду, и туалетные принадлежности. В мусульманские праздники и священные дни в мечети и накормят любого страждующего».

Осмаев: «Для Чеченской республики буквально «выпал счастливый билет», когда её духовным и политическим лидером стал Ахмад-Хаджи Кадыров, который являлся признанным богословом и происходил из крайне религиозной семьи - его отец и дед также были известными знатоками Ислама. Весь род Кадыровых отличался праведностью и богобоязненностью. Именно благодаря нашему лидеру Ахмаду-Хаджи Кадырову иподдержке Президента России Владимира Владимировича Путина мы смогли возродить республику и повести её вперёд, бережно сохраняя и развивая национальные обычаи, культуру и исламскую веру. Наш первый Президент геройски погиб, борясь за достойную новую жизнь. Но с Божьей помощью его дело продолжает сын, новый Президент Чечни Рамзан Ахмадович Кадыров».

Суфизм – чеченский путь в Исламе

Акаев: «В чеченскую традиционную культуру вошли многие архаические, доисламские верования. Многие языческие верования получили в исламе сакральное освящение. Отсюда - почитание святых, подвижников ислама, суфийских шейхов(учителей)и их мазаров (ритуальных захоронений). Сегодня в Чеченской Республике мы свято соблюдаем религиозные традиции, которые перешли к нам от наших отцов и дедов.

Принятие Ислама на территории нынешней Чечни относится к концу XIV века. Первый из дошедших до нас религиозных мусульманских памятников, мавзолей Борга-Каш у селения Плиево, точно датирован1405 – 1406 годом.

С середины XIX века в Чечне начал распространяться Ислам суфийского толка, для которого характерна веротерпимость в сочетании с аскетической практикой. Суфиев в исламском мире не всегда любили и уважали. Иногда их просто боялись, а потому - изгоняли из города, даже казнили. Но в Чечне суфизм попал на благодатную почту. Например, центр суфийской традиции «Кадырийскийтарикат», которой придерживался Ахмад-Хаджи Кадыров, находился в Ираке и был связан с деятельностью величайшего суфийского шейха и Абд ал-Кадыром аль Джилани.

В Чечне становление данного тариката связано с деятельностью великого поборника идеи непротивления злу насилием шейха Кунта-Хаджи Кишиева. В традиции Кадырийскоготариката практикуются так называемые «громкие зикры» - духовные упражнения, религиозные действия, в которых с помощью воспевания священных для любого мусульманина молитв достигается особое мистическое состояние. В настоящее время суфийскиетарикаты в Чеченской Республике имеют в своём составе различные «вирды», то есть «братства», отличающиеся друг от друга некоторыми аспектамивероучительной или зикровой практики. Например у Кадырийскогот ариката сейчас в Чечне семь вирдов».

Осмаев: «С помощью наших национальных традиций и суфийских учений мы смогли сохранить чистоту нашей религии, не подвергая её искажениям. Суфийский путь - это мистическое осмысление исламской веры. При соблюдении Законов Всевышнего, дополнительно осуществляются духовные практики - «зикры», позволяющиеприблизиться к Богу. Истинная религиозная вера - в душе, в сердце. Поэтому суфии утверждают, что следует практиковать многократное восхваление Бога через ритуал «зикр». Есть бесы, которые мешают нам, привораживают к мирским соблазнам. И только посещение мечети, осуществление зикра помогают справиться с грехами и внутренним несовершенством.

Денильханов: «Ахмад-Хаджи Кадыров первым призвал дать отпор агрессивному насаждению радикального Ислама в республике, вернувшись к традиционному суфийскому вероучению, который имеет в Чечне славную многовековую историю. Он считал суфизм духовной скрепой, помогающей сделать народ единым - в стремлении к благополучию, процветанию, развитию духовностии национальной культуры.

В тяжелейшие годы, при кровопролитной Русско-Кавказской войне, при установлении Советской власти, при трагических событиях 1944 года, именно суфизм помог сохранить чеченскую нацию».

ОБРАЗОВАНИЕ

Исламский университет

Денильханов: «Идея открытия Исламского университета в Чечне принадлежала Ахмаду-Хаджи Кадырову. Именно он в 1989 году в селе Курчалой Шалинского района основал и возглавил первый на территории республики и всего Северного Кавказа Исламский институт. Очень важно, что учебные заведения, которые построены по замыслу Ахмада-Хаджи, дают не только глубокое религиозное, но и блестящее светское образование.

Была поставлена задача:создать такое учебное заведение, чтобы его учащиеся становились носителями новых, позитивных идей, а также лучших традиций и культуры чеченцев. Воплощали бы собой аристократизм исламской религии, высокую культуру и духовность вкупе с глубокими религиозными и светскими знаниями.

Российский Исламский Университет имени Кунта-Хаджи был открыт в 2009 году - в этом году ожидаем первый выпуск. Университет является высшим учебным заведением, что подтверждается лицензией Министерства образования и науки РФ, а его задача - создание новой интеллигенции Чеченской Республики. Это должны быть грамотные специалисты, высоконравственные и сознательные граждане. И здесь крайне важна помощь и поддержка со стороны старшего поколения, которое передаёт молодым свой опыт и мудрость».

Акаев: «В годы Советской власти мусульманское образование, религиозное просвещение в Чечне традиционно отставали от таких регионов, какДагестан, Татарстан, Башкирия. Сегодня же Чеченская Республика уверенно приближается к лидерам. Хотя прошло не так уж и много времени с началом возрождения, с ренессансом исламской культуры в республике. Поэтому высокообразованных религиозных деятелей, в совершенстве разбирающихся во всех научных и религиозных аспектах нынешнего исламского мира - в Чечне пока и не так много. Здесь мы равняемся на Дагестан, Татарстан. Но с каждым годом в Грозный приезжает всё больше именитых исламских учёных, богословов, преподавателей. И не только из мусульманских регионов России, но со всего мира».

Новая интеллектуальная элита

Денильханов: «Наши студенты приезжают учиться не только со всей России, но даже из сопредельных государств: Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и других. Чтобы поступить в Исламский университет, нужно уже свободно владеть арабским языком, знать чеченский, русский и английский. Поэтому, для желающих стать первокурсником требуется два года проучиться на подготовительном отделении, получая необходимые знания. Но даже после окончания предварительной подготовки - берём учиться дальше не всех, а только самых одарённых. Ведь талант имама, богослова, проповедника - это то, чему нельзя научиться, если Всевышний не дал этого изначально.

Учебная программа - тяжёлая и насыщенная, представляющая собой синтез лучших программ исламских вузов за рубежом. Мы учли и творчески развили опыт Сирии, Иордании, Египта и других стран. У нас сейчас работают лучшие преподаватели со всего мира, являющиеся носителями арабского языка и признанными авторитетами в исламском просвещении. Ставится задача, чтобы наш выпускник не только получил блестящее религиозное образование, но и отлично разбирался в философии, религиоведении, политологии, культурологии, социологии, риторике, этнографии, филологии, источниковедении, логикеи многих других научных дисциплинах. После окончания Исламского университета выпускник получает диплом государственного образца, в том числе и по квалификации «теология». Выпускники Университета этого года крайне затребованы - уже давно «расписаны» по различным учреждениям и организациям. Более того, даже студенты, которым ещё далеко до выпуска - практически все трудоустроены. Некоторых терпеливо ждут будущие работодатели, другие - уже работают. Например, имамами в сёлах, где проживают».

КУЛЬТУРА и ТРАДИЦИИ

Адат и шариат

Акаев: «Адат - национальные традиции, обычаи. Шариат - это классическое мусульманское право. Они позволяют регулировать различные отношения: экономические, семейные, бытовые. Все адаты направлены на то, чтобы возникающие проблемы решать бесконфликтно, в соответствие с принятыми в обществе понятиями о справедливости. В Чечне есть такое положение: если отдельные положения шариата противоречат чеченским адатам, то они становятся необязательными к выполнению. Например, чеченская женщина - одна из немногих в исламском мире, которая сама может выбрать себе мужа.

Обычно, по шариату, будущего супруга подыскивают родители, близкие родственники. Девушку уже «ставят перед фактом». Порой она до свадьбы даже не видит своего жениха. В чеченских традициях решение о кандидатуре будущего мужа принимает сама женщина. И её мнение - определяющее. Чеченку не смогут выдать замуж против воли. Конечно, если родители девушки будут не согласны с выбором своей дочери, то брак может и не состояться. Таковы установления шариата. Но у чеченцев существует красивый древний адат: если влюблённые юноши и девушка хотят пожениться, невзирая на несогласие родственников, то жених «умыкает» свою невесту. Разумеется, это происходит только с согласия самой девушки. Подобный адат даёт возможность «обойти» запрет. Тем более, что зачастую отказ родителей невесты носит чисто формальный характер:например, жених недостаточно богат, происходит не из знатной семьи. Поэтому нет возможности дать «обычное» согласие на свадьбу, чтобы «не занижать планку» требований к будущему зятю. Но родители в Чечне не идут против выбора, против счастья своей дочери, поэтому особо и не противодействуют «умыканию», то есть символическому «похищению». А дальше, после особого обычая примирения играется пышная свадьба, где жених и невеста сами сделали свой сознательный брачный выбор».

Исраилова: «В чеченском языке нет такого обращения, как «Здравствуй!» Точнее - нет общего, для всех случаев, приветствия. Зато есть десятки различных обращений, каждое из которых приличествует определённому случаю. И приветствие будет всегда разным, в зависимости от ситуации: старший ли приветствует младшего, младший ли старшего, сноха ли обращается к невестке, зять к тестю, дети ли к родителям. Приветствие будет разниться, если человек «только что с дороги», но даже и в этом случае оно будет отличаться, если человек приехал издалека. Разумеется, разные приветствия для женщин и мужчин, и отдельно - если женщина находится рядом со своим ребёнком. При этом сословия, богатство в чеченском обществе по адатам не имеет никакой роли. Важен возраст и степень уважения окружающих, что зависит исключительно от добрых дел самого человека».

Денильханов: «Чеченцы, наверное, последний на Кавказе народ, который сохранил все свои древние обычаи и традиции. Мы неукоснительно им следуем, и, может быть, поэтому верим в светлое будущее нашей республики».

Старейшины и аксакалы

Акаев: «В Чеченском обществе самый старший мужчина в роду определяет общую позицию семьи, клана или, как у чеченцев называется: «тейпа». При этом имеет право решающего голоса не потому, что является богатым или знатным, а именно в силу того, что обладает непререкаемым авторитетом: отличается справедливостью, мудростью, взвешенностью суждений и добродетельным поведением в жизни.

Чтобы не происходило в чеченском обществе, старейшины тейпов вмешивались в возникающие конфликты, (внутри семьи, между семьями, между родами), чтобы разрешить их миром, в соответствие с национальными традициями и мусульманской верой. При этом если в семье кто-то поступает неправильно, нарушает шариат и адаты, а старейшина пытается его покрывать, защищать без весомых на то оснований, по принципу «спасай своего, что бы тот не сделал», то такой человек не только не будет иметь авторитета в чеченском обществе, но и заслужит презрение».

Исраилова:«Пожилому человеку в чеченской семье оказывается внимание и уважение. Все важные решения принимаются исключительно главой рода самым старым представителем семьи. При этом все события у чеченцев происходят «намиру», когда общество сообща решает возникающие проблемы. Например, при смерти одного из родственников все представители рода вначале собирают деньги на похороны, а затем присутствуют на прощальной церемонии. Если родился ребёнок, если планируется свадьба - коллективно решается, какие торжественные церемонии будут проводиться, где дальше жить молодой семье и так далее».

Денильханов: «Для чеченского ребёнка, подростка было позором перейти дорогу старику или не уступить её. Потому что с самого детства чеченцев воспитывали: ты должен уважать старших! Без этого ты не чеченец, без этого ты не относишься к нашему обществу и станешь изгоем. И любой ребёнок знает: все вопросы, связанные с его жизнью, решают старшие - будут оберегать его, активно помогать выстраивать свою судьбу. Но это не значит, что с ним никто не считается. Во все времена, при обсуждении насущных вопросовстарики давали сначала слово молодым, спрашивали их мнение. И уже только после этого выносили решение, которому надлежит следовать всем членам семьи, тейпа».

Осмаев: «Раньше, даже ещё в 70-80 годах, молодые люди стремились выглядеть как можно старше. Поэтому уже в 25-30 лет пытались придать себе вид старцев, аксакалов. Отращивали длинные бороды, начинали ходить в папахе, одевали одежду, свойственную старейшинам: широкие длинные рубахи. Ближе к 45 годам брали в руки посох, чтобы выглядеть ещё старше. Одевали традиционные халаты, высокие мягкие сапоги с калошами - был очень моден образ «большого человека», то есть уважаемого старца, главы рода. То есть в 45-50 лет они выглядели так, как сейчас в республике выглядят 85-летние.

А сейчас почти все хотят выглядеть «молодо». И в 50 лет многие молодятся: сбривают бороды, коротко стригутся, одеваются по молодёжной моде, следуя спортивному стилю. Идаже подкрашивают свои поседевшие волосы. Я считаю, что это через интернет и фильмы повлияла Европа, со своим «культом продления молодости».

Кавказская женщина

Исраилова:«Расхожий стереотип про «забитую кавказскую женщину» применительно к Чечне неуместен. Чеченская женщина никогда не была «забитой». Согласно адатам она имела в своей семье такие же права, как и у мужа. Все решения, касающиеся непосредственно семьи принимаются только с учётом её мнения. При этом честь, достоинство чеченки оберегают не только члены семьи, но и всё общество. Например, у нас в транспорте молодые люди уступают места старикам. Но важная особенность: если едет молодая девушка, то даже старики стремятся уступить ей место. Чтобы, не дай бог, никто её случайно не задел, не коснулся рукой. Молодую девушкутрепетно оберегают от этого».

Денильханов: «В Российском Исламском Университете учатся не только юноши, но и девушки. Девушки не смогут статьсвященослужителями. Но они - будущие культурологи, искусствоведы, преподаватели шариатских наук, которых ждут и в организациях культуры, и в научных институтах, и в образовательных учреждениях. Сейчас в каждой школе России введён предмет «Основы религиозной культуры» - из наших выпускниц мы готовим высококвалифицированных преподавателей, которые знают не только исламские науки, но и общее религиоведение.

Тут важно отметить, что женщина в традиционном исламском обществе, а особенно - в чеченском, очень сильно защищена законами и традицией. Чеченка может сама решить: будет ли она работать по полученной специальности, или не будет, полностью посвятив себя семейным делам. Если решит преподавать в школе, то всё, что заработает, оставляется ей. А там она уже сама может решать: отдавать ли эти деньги в бюджет семьи, или оставить на личные нужды. «Кормить» семью она не должна, ведь Ислам предполагает, что выйдя замуж, женщина полностью поступает на содержание своего мужа. И муж полностью за жену отвечает: и перед её родителями, и перед своим родом, тейпом, и перед всем чеченским обществом».

ПОЛИТИКА

Джихад и газават

Осмаев: «Джихад по Исламу объявляется тогда, когда в нашу исламскую, шариатскую республику кто-то вторгся. Тогда, чтобы враг не нарушил Законы Аллаха, не смог искоренить нашу религию и нашу нацию - мы готовы биться не на жизнь, а на смерть.

А сейчас никакой угрозы Исламу нет: законы Российской Федерации не мешают ни молиться, ни держать пост, ни совершать хадж, ни совершать обряды жертвоприношения. Никто не запрещает совершать браки по шариату. Да, кроме шариатского обряда, мусульманин должен и в государственном ЗАГСе официально оформить свой брак. Но нет даже ограничений, что это нужно сделать обязательно до шариатского бракосочетания.

Если вдруг придёт новая власть и скажет: «Всё, больше вы молиться не будете, мечети больше не нужны, а национальная культура тоже теперь без надобности - вы, мол,

вступили в цивилизованный мир, где царствуют всеобщие безликие либеральные ценности… то вот тогда чеченский народ объявит такому правительству джихад и будет отстаивать свои ценности и святыни с оружием в руках! А пока государство не только не мешает, но и всячески способствует развитию Ислама в Чеченской республике воевать никто не будет!»

Акаев: «Сегодня появляются новые исламские течения нетрадиционного характера, отрицающие поклонения гробницам святых людей, прославленным шейхам (суфийским учителям), атакже реликвиям, связанным с Пророком Магомедом. Все радикальные новшества, которые пытаются принести исламские экстремисты - мы не принимаем, как нечто чуждое сложившейся вековой традиции Ислама в Чечне.

В Чечне, до прихода в неё Кадырийского тариката, существовали и другие суфийские течения, например тарикат Накшбандия-Халидия, которого придерживался, в частности, имам Шамиль. В этом тарикате было распространено понятие «газават» , то есть Священная война («Джихад») за распространение Ислама на всё более обширные территории, а также против всех, кто противился этому. Такой джихад отличалсяот понятия «джихад» у кадырийцев. У последних джихад был, прежде всего, внутренним. Это была Священная война с самим собой, с одолевающими человека в земном мире грехами - за духовное очищение, внутреннее совершенство. Суфии традиционно стремились к таким добродетелям, как непротивление злу, отказ от насилия, бесконечное терпение, религиозная терпимость, аскеза и самоограничение.

В 1829 году газават был провозглашён на Северном Кавказе против Российской Империи, которая стала захватывать исконные земли горцев и устанавливать на них свои порядки. Именно тогда и столкнулись две диаметрально противоположные точки зрения относительно необходимости вооружённого сопротивление русской армии имама Шамиля и шейха Кунта-Хаджи Кишиева».

Имам Шамиль и шейх Кишиев

Акаев: «Последователей Кунта-Хаджи в республике сейчас подавляющее большинство. Именно этот вороучительещё в середине XIX века призывал к прекращению противостояния с Россией, признания действующей власти, упоре на созидательных процессах в традиционном чеченском обществе ради сохранения самого этноса, его веры, традиций, языка и культуры. Неслучайно на церемонии открытия Российского Исламского Университета, президент РФ Владимир Владимирович Путин особо подчеркнул миротворческую деятельность и огромную роль в чеченской национальной культуре Кунта-Хаджи, именем которого и названо это уникальное для России высшее учебное заведение».

Денильханов: «Я считаю, что имам Шамиль сыграл негативную роль в истории чеченского народа, предав его интересы. Он поставил чеченский народ на грань вымирания. Готов доказывать это как профессиональный историк, и никто не убедит меня в обратном! А Кишиев был чеченским Махатмой Ганди, понимающим необходимость мирной жизни и прекращения кровопролития. Кунта-Хаджи призывал чеченцев жить в мире со всеми народами, в том числе и с теми, кто не придерживается Ислама: потому что все люди были созданы Всевышним! И каждый будет отвечать за свои деяния лично перед Богом.

Именно опираясь на слова шейха Кишиева, мы не делаем из Ислама гегемона. Просто это наши корни, наш менталитет, наш мир, в котором каждый чеченец живёт от рождения до смерти. Но мы с уважением относимся ко всем мировым религиям, к их традиционным ветвям, не допускающих дискриминации и экстремизма».

Кто старое помянет…

Осмаев: «Мы пережили две войны, в течение которых через нашу республику прошло много идеологов. Чеченская республика узнала много бед и увидела немало крови. После этого тяжёлого периода президент республики Ахмад-Хаджи Кадыров призвал всех мусульман республики объединиться под знаменем нашей религии и пойти по дороге мира и созидания. К этому призыву прислушались и сплотились во имя процветания, благоденствия и счастья всех жителей Чечни. У нас нет сейчас никакой вражды, никакой обиды на Правительство России - мы смотрим в будущее, а не в прошлое. С началом мирной жизни мы, чеченцы, оставили в прошлом всё то непонимание, все те разногласия, что были раньше.

Каждый год на базе Мечетии комплекса её религиозных зданий проводится Международный миротворческий форум. Делегаты от Чечни традиционно обращаются к гостям со всего мира: «Посмотрите, вот мы ожесточённо воевали, но войной ничего не добились. В республике была кровь, боль и скорбь. Гибли люди, а кто выживал, вели очень тяжёлую жизнь в голоде и разрухе. А затем пошли путём нашей религии, Ислама, который провозглашает мир и согласие, любовь и созидание. И буквально за несколько лет мира мы, милостью Всевышнего, добились процветания и благоденствия для республики».

Денильханов: «Обидно, что начиная с 1991 года, почти целое десятилетие многие проповедники радикального ислама пытались вбить в головы тем, кто их слушал, тезис о том, что «чеченцы - это избранный народ!» Нечто похожее было и в Германии, перед Второй Мировой войной. Это утверждение не имеет ничего общего с тем созидательным, суфийскимИсламом, который издавна существовал в Чечне, и который гласил, что все люди на Земле - избраны и равны перед лицом Всевышнего. А значит, и перед друг другом. И отличаются не по национальности или богатству, а по добродетели и праведности.

Когда нужно было уйти от бедствий и лишений, связанных с войной и внутренними национальными распрями, объединяющим символом для чеченского народа стал Ахмад-Хаджи Кадыров. Он первым в Чечне начал говорить, что необходимо забыть все старые ссоры и обиды, которые накопились за долгую историю отношений между Чечнёй и Россией».

Акаев: «Я не понимаю: во имя каких таких целей женщина должна подрывать себяЮ, с тем, чтобы кроме неё погибли невинные люди, случайно оказавшиеся рядом. Ни одна мировая религия, а тем более - Ислам, этого не требует! Подобными жуткими актами управляет не рука религии, а, скорее - когтистая лапа неких дьявольских сил, противодействующих Исламу, являющемуся вероучением гармонии, мира и процветания!

Я сам был свидетелем одного теракта, в 2003 году, когда в Гудермеском районе покушались на Ахмада-Хаджи Кадырова. Я тогда чудом остался жив, но видел как в непосредственной близости люди падали, сражённые осколками самодельной бомбы. Я тогда стоял несколько в стороне, вместе с богословом из Сирии Магомедом Кардаи. Мы остались живы, хотя многие, кто стоял ближе к выступающему президенту Чечни, погибли или получили тяжёлые увечья. Ахмад-Хаджи Кадыров тогда остался жив, хотя и пострадали люди из его окружения».

Чечня и Россия

Денильханов: «Чечню использовали внешние силы для того, чтобы развалить Россию. Планировалось превратить республику в главный дестабилизирующий фактор на Северном Кавказе и в Российской Федерации в целом. Хотя нестабильная Чечня была нужна не только внешним врагам, но и внутренним. В лихие 90-е годы страну нагло и цинично разворовывали. И требовалась какая-нибудь «горячая точка», которая бы оправдывала дыры в бюджете, вызванные коррупцией. Требовалось отвлечь внимание населения страны, а заодно «списать на войну» средства, похищенные у России нечистыми на руку чиновниками и их компаньонами-бизнесменами. На путь конфронтации с федеральным центром зарубежные эмиссары попробовали повернуть Татарстан, Дагестан, но потерпели неудачу. В Чечне призывы к сепаратизму и вооружённой конфронтации нашли поддержку части граждан республики. И это ¾ горе чеченского народа!

Но Чечня многое сделала для сохранения целостности Российской Федерации. Прежде всего, она превозмогла все враждебные влияния, отринула сепаратистские тенденции, упорно навязываемые извне. Ведь в годы, предшествующие боевым действиям, на территории республики осуществляли свою подрывную деятельность более 60 мировых разведок. Сейчас этот факт стал достоянием гласности.

Республика, ценой жизней многих чеченцев «переварила», загасила все экстремистские влияния и не выпустила вовне всю ту «враждебную клоаку», которую в неё упорно привносили. Мы выстояли, уничтожив всю эту заразу. Если бы мы сдались, если бы не победили, то в России случилось то, что сейчас творится на Украине. Мы сохранили монолитность чеченского народа, не разбиваясь на враждебные части. И тот факт, что это удалось, показывает, что и всей России по силам добиться целостности и единства».

Акаев: «Пример Чечни доказал, что при всеобщейволе к созиданию и мирному труду, при поддержке федеральной власти народ способен превратить свой регион в завидный пример оазис процветания и благоденствия. Обратный пример - киевский майдан, когда деструктивные силы занимаются насилием и тотальным разрушением.

Культуры, этносы, традиции и вера могут быть разными, но можно жить в мире: общаться, сотрудничать, торговать. Всегда необходимо искать общий язык. И уж тем более - это просто сделать сторонникам классического ислама. Мечеть Ахмада Кадырова - зримый пример того, как можно построить новую жизнь, перейти к созиданию, к развитию культуры и национального самосознания, взращиванию истинной религиозности».

Осмаев: «Чеченская нация смело идёт вперёд, укрепляя свою веру, помня о национальных обычаях и укладе. Активно развивается образование, наука, культура и искусство. Скрепляющей силой Возрождения республики является исламская вера: строятся мечети, медресе.

Я бы сравнил Россию с гордой и смелой птицей. Чтобы она могла хорошо летать – ей нужны сильные и мощные крылья. Чечня - одно из таких крыльев. И чем сильнее будет Чеченская Республика, тем сильнее будет Российская Федерация»!

(Москва-Грозный-Москва)

Дмитрий Силкан
Комментарии:
Оставить комментарий (3)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Ваш возраст, место проживания
(не будут публиковаться, только для социологического исследования)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )