Чечня: русские и Шариат
Возвращение русских в Чеченскую республику необходимо, уверен профессор ЧГУ Вахит Акаев
Развитие СКФО, возвращение русских на Северный Кавказ – эти и другие темы обсуждались в Грозном 26 марта 2013 года в ходе круглого стола на тему «Три концепции социально-политического развития Северного Кавказа», который прошёл в республиканском Доме печати. Представители чеченского академического сообщества обсудили доклад главного научного консультанта Северо-Кавказского новостного агентства Валерия Коровина, рассказавшего о своём виденье возможного развития региона.
На некоторые вопросы корреспондента СКФОnews любезно согласился ответить один из участников прошедшего мероприятия - заведующий кафедрой теории и истории социальной работы ЧГУ, доктор философских наук, профессор Вахит Акаев.
Вахит Хумидович, как Вам кажется, три проекта развития СКФО и их возможный синтез, озвученные Валерием Коровиным – что из этого подходит региону?
Доклад Валерия Михайловича мне представляется очень интересным и содержательным. Он предложил три концепции социокультурного, этнополитического развития Северного Кавказа. Первая концепция была условно обозначена как аграрно-традиционалистская. Связана она с последовательным продолжением процесса деиндустриализации Северного Кавказа, начавшегося после распада СССР, экономическим упадком, появлением элементов дикого рынка и, одновременно, с восстановлением традиционных ценностей. Вторая концепция – это реиндустриализация региона – стремительное наращивание производственных мощностей на фоне социальной модернизации кавказских этносов, создание на их основе гражданского общества. А третья – это сохранение статус-кво, то есть той ситуации, которая имеется на сегодняшний момент – сохранении и увеличении объёмов потребления при падении объёмов производства, отсутствия заметного экономического роста. В конце своего доклада Коровин высказал что-то вроде, условно, «четвёртой концепции», - варианта, который предполагает синтез базовых положений первых двух концепций.
В докладе Валерия Михайловича Коровина мне импонирует высказывание о том, что традиции у народов, населяющих Россию, в том числе Северный Кавказ, пока сильнее политических преобразований и экономической модернизации. Традиции остаются, а модернизация, глобализация пытаются их нивелировать, но, как представляется, это вообще труднодостижимая задача. Вместе с тем, важным является сохранение всего многообразия этносов и культур в рамках единого государства. И русские тоже не должны ощущать себя ущемлёнными, в том числе - экономически. Ни один народ не должен быть лишним, чужим в России, и всякие попытки разделять народы – контропродуктивны и ослабляют страну.
Начало реализации концепции сохранения общего, единого государства на основе современных технологических достижений, учёта традиций, многообразия, взаимного доверия, создание условий для развития каждого народа, его представителей, стирая преграды, появившиеся в течение последних 20 лет, могло бы стать шагом вперёд. Но чтобы это стало возможным, следует глубоко осмыслить, проанализировать ситуацию, сложившуюся в стране.
Как Вам кажется, какова роль русского населения в Чеченской республике - тех, кто здесь живет или кто мог бы приехать, какой вы ее видите?
Конечно же, чеченский этнос складывался и формировался в историческом, социально-экономическом, научном, образовательном плане, не без помощи русского народа. И Обучение в школах у нас было на русском языке, первые наши учителя, мои учителя, например, были русские. Я их помню всех. В ВУЗе мои преподаватели в основном были русские, но работали и представители других народов. Это было в Советском Союзе. И сегодня русская культура – не чужая чеченцам. Русский язык, считайте, для многих чеченцев, особенно моего возраста, - это второй родной язык, а у некоторых – даже первый родной. Часто ловлю себя на мысли, что всё-таки я думаю, размышляю посредством русского языка. То есть русская культура глубоко впиталась в ментальность, культуру чеченцев.
Никто не может отрицать роль русского народа в становлении чеченского этноса, а она значительна. Это должны осознавать не только сами чеченцы, но и государство гражданами, которого они являются. Исторические факты говорят, что существовал период, когда между русскими и чеченцами не было военных конфликтов. Вспомним Льва Николаевича Толстова, отмечавшего родство между чеченцами и казаками, культурную их близость. Но когда государство решало свои территориальные, политические проблемы, например, в царское время, на Кавказе, в Центральной Азии, в Средней Азии - вот тогда и возникали споры, конфликты, войны, до сих пор сохранившиеся в народной памяти. Прошлое сохраняется в памяти старших поколений, также оно зафиксировано в источниках. А когда в стране происходят какие-то преобразования, реформы, задевающие этнические интересы, тогда они воспроизводятся в качестве обид или же искусственно реанимируются. В переломных, переходных ситуациях им придают нежелательное направление, искусственно обостряемое манипуляторами.
Так была в период распада СССР, обустройства «ельцинской демократической» России, «независимой дудаевско-масхадовской Ичкерии». Военные действия нанесли колоссальный вред Чечне и ее народу, до предела обострили в стране межнациональную ситуацию, превратили Северный Кавказ в регион рисков и угроз. Чечню и чеченцев считали их непосредственным источником. Общественное сознание российских граждан нормировалось под влиянием милитаристской психологии. И она преодолевается очень медленно. Одно дело преступника привлечь к ответственности, изолировать, а другое дело, когда целые слои и группы населения подвергаются издевательствам, насилию…
Накануне и в период распада СССР, существования «чеченской революции» русское население испытывало издевательства население, но досталось и чеченцам. Как очевидец многих событий могу сказать, что для этих целей кем-то были мобилизованы уголовники, непонятно кем выпущенные из тюрем страны, а также Чечни. Этот вопрос до сих пор не изучен, его, как мне кажется, специально умалчивают. Это один из ключевых факторов, вытеснивших русских из Чечни после распада СССР. Массовый их исход сопряжен с началом политической дестабилизации и военных действий. Но масштабные военные действия способствовали выезду также преобладающей части чеченского населения, которая не воспринимала дудаевско-масхадовский режим. Внутренние мигранты искали места для работы, нормальной жизни в городах и весях общей страны.
В условиях нормализации ситуации чеченцы стали возвращаться на родину. А вот русское население не возвращается, а необходимость в этом большая, а потому нужно создать комплекс условий для их возвращения.
То есть, сейчас русских практически нет…
Практически нет. По данным статистике сегодня в республике проживают более 24 тысяч русских, а это почти 15 раз меньше, чем их было в период советской власти.
А на каком языке в республике говорит население? Я вот слышала Вы по телефону с кем-то из близких по-русски говорили….
У нас же ситуация билингвизма. Мы дома в основном говорим по-чеченски, но нередко и на русском языке. Такая языковая ситуация сохранилась с советских времен. В детских садах, школах, вузах везде преподают на русском языке. Даже в начальной школе преподавание ведется на этом же языке, а тем временем чеченский язык в школе изучается как предмет. В связи с этим представители интеллигенции нередко высказывают мнение о том, что чеченский язык находится под угрозой исчезновения.
Это только в Грозном или вообще по Чечне?
В селах на русском говорят меньше, больше говорят на чеченском языке. Дети смотрят мультики на русском и быстро осваивают этот язык. Моя внучка таким образом самостоятельно его выучила, произносит целые фразы, читает стихи из мультиков. Это хорошо, но я заметил и то, что она не может произносить на чеченском языке гортанные звуки. Тренируемся, пока у нее это не получается.
Русские возвращаются?
С 2005 года по заданию Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Чеченской Республики группа ученых разрабатывала концепцию государственной национальной политики в Чеченской Республике. Я был руководителей авторского коллектива. В ней имеется большой раздел, посвященной этнополитической ситуации, сложившейся в республике, и фактам резкого уменьшения русского населения, установлены основные причины образования моноэтнического состава. Ученые предложили программу возвращения русских, она была одобрена руководством республики.
Между тем, возвращение русского населения – большая проблема. Во-первых, до сих пор не преодолен страх, который возник в ходе разгула произвола, страх бомбардировок, обстрелов. И как теперь их вернуть? В Шелковском, Наурском районах этническая картина радикально изменилась. Русских здесь очень мало. Но некоторых русских, казаков тянет в свои станицы, у них же остались дома, земли, кладбища, где похоронены их родители, родственники.
То есть все-таки приезжают, тянутся к могилам предков?
Конечно же, приезжают. Иные даже остаются. Им возвращают жилье, но многие дома пустуют, заброшены участки – позитивная динамика возвращения отсутствует.
По общению заметно, что появляются люди? А среди студентов есть русские?
Среди студентов русских мало. У меня учились несколько человек, они закончили вуз и уехали. Вот вчера в центре Грозного я наблюдал такую картину: у центральной мечети три русские женщины стояли без платков, фотографировали здания. Наверно, они жили в Грозном, приехали в гости или вернулись.
Мне в свое время один мой приятель, который часто сюда приезжал по работе, говорил, что русские, кто в Чечне живет, особенно в Грозном, в какой-то момент становятся, как он выразился, бóльшими чеченцами, чем сами чеченцы. Некое превращение русского в чеченца.
Ну, прямого превращения, наверное, нет, но вот по образу жизни, стилю поведения, соблюдению этикета, элементов гостеприимства, они действительно переняли у чеченцев некоторые черты, по наличию которых их обзывают «чеченами».
Ислам принимают?
Принимают, но редко.
А как вообще, по идее, в традиционном обществе разрешаются конфликты между мусульманином и иноверцем, если возник, скажем, какой-то бытовой конфликт?
Если этот конфликт разбирает мусульманский судья, то он должен быть объективен, не имеет он право обвинять не виновного, должен справедливо вершить суд. Как верующий человек он знает, что ему отвечать в загробной жизни за совершенный неправедный суд. И в отношении такого действия будет самое суровое наказание.
То есть судить по Корану – это распространяется и на конфликты с иноверцами тоже?
Конечно, такие случаи я знаю. Так, шариатский суд в масхадовский период в Грозном наказал мусульманина за преступление совершенное в отношении немусульманки. Но бывшие работники шариатского суда приводили и такие случаи, когда к немусульманину относились не справедливо. А ведь духовным особам нужно будет держать ответ в ином мире.
А вот случаи, конфликтов, например, мусульманина со светским человеком? То же самое делается?
Да, судья должен досконально разобраться, быть объективен. Он не имеет права осудить несправедливо. Судить нужно безпристрастно, строго по шариату. Кстати говоря, я бы многие споры позволял бы разбирать по Шариату. Во-первых, этот суд очень прост. Во-вторых, следствие не растягивается, его не «замыливают». У человека, который отказывается признать свою вину, спрашивают – «ты преступление совершил? Ты поклянешься на Коране, что не совершил преступление?» Но клясться на Коране надо не только тебе одному, но и твоим прямым родственникам. Это очень ответственно. Рискнуть на клятвопреступление далеко не каждый способен. Родственники не поддержат преступника. Шариатские суды были и в царское время, они существовали в мусульманских регионах и в советское время, их отменили в конце 20-х годов прошлого столетия.
А вот возвращаясь к теме русского населения, на ваш взгляд, с точки зрения федеральной власти, может быть, местных властей, что могло бы привлечь русскоязычное население в Чечню?
Русскоязычному населению будет сложно конкурировать в торговле, в каких-то традиционных ремеслах, в бизнесе, эти сферы уже заняты. А вот профессионально подготовленные врачи, учителя, инженеры и т.д. нашли бы свою благодатную нишу в Грозном и в других городах Чеченской Республики.
Вообще стоит русским возвращаться?
Я думаю, что стоит. Но для этого нужно все-таки осуществить реиндустриализацию Чечни. Можно было построить несколько предприятий, связанных с электронной промышленностью, машиностроением, легкой промышленностью. Здесь русское население было бы востребовано. Можно было бы создавать интернациональные коллективы. А почему не создать для русской и чеченской молодежи небольшие современные города с населением где-то до 50 тысяч человек? Несколько городов. Их можно расположить в таких местах, где сходятся границы республики со Ставропольским краем. Сюда можно было приезжать из разных сторон, здесь работы, общение, знакомства, семьи. Пусть роднятся, они вместе могут делать одно общее дело.
Значит, получается, по такому западному пути, т.е. такой плавильный котёл получается, смешанные браки…
Плавильный котел – пусть будет так, жизнь определит, какие коллективы, общества будут формироваться. Чеченская Республика имеет границы не только со Ставропольским краем, но и республиками. Там, где созданы хорошие условия, пусть молодежь принимает участие в их создании, пусть работают, женятся… Территория-то одна, страна одна. Главное, чтобы не враждовали, разумно устраивали свою жизнь. Конфликты никому не нужны. Они нужны крестьянину, русскому или чеченскому шоферу? Никому они не нужны. Люди хотят жить нормально, заниматься бизнесом, иметь хорошие доходы, иметь возможность для культурного, физического развития….
Вы бы дочку за русского выдали?
Непростой вопрос. Мусульманка по исламу не имеет право выходить замуж за немусульманина. Такова религиозная традиция и она соблюдается в чеченских семьях. Поэтому как верующий человек я естественно не одобрил бы такой брак.
Есть в Чечне потомственные казаки?
Они, например, живут в станице Червленной и больше ориентированы на чеченскую культуру.
То есть казаки даже больше на чеченскую, чем на русскую культуру?
Так оно и есть.
Они по вероисповеданию там кто?
Православные, соблюдают свои обряды. Но при этом, живя вместе с чеченцами, а некоторые, будучи потомками чеченцев, переняли некоторые их обычаи и традиции. Идут на похороны к чеченцам, последние делят их горе. Эти казаки, будучи кунаками чеченцев, меньше пострадали от уголовников, «чеченских революционеров».
Почему, на Ваш взгляд, тогда начало происходить притеснение русских?
Власти же не было, а сами они были озлоблены на власть, людей. Вот и захватывали квартиры, избивали, выгоняли людей. С такими фактами приходилось сталкиваться, было безвластие. Как-то защищая своих соседей, я столкнулся с настоящими бандитами. Меня предупреждали, что от них можно всего, чего угодно ожидать. Вместе со своими родственниками не позволил им издеваться над своими соседями. Помог им уехать. Так поступали многие. До сих пор не могу понять, почему этим уголовником не был дан организованный отпор людьми, обществом.
Вы их у себя укрывали?
Укрывал у себя, родственников. Отправлял на поезде своих соседей к их родственникам в Воронеж, Киев.
Но это же мое эмоциональное состояние, которое меня до сих пор не
покидает, особенно, когда в памяти всплывают различные сюжеты того
безвременья. Многие свыклись с тем, что происхордило, а во мне идет
внутренняя борьба с теми, кто развалил страну, организовал кровавые события,
грабил и насиловал людей...
Сегодня никому до них дела нет, перекрасившись, они оказались при деле,
часто умной мимикой на экранах ТВ они показыват свои преступные рожи,
а иные, более мелкие, бегают по улицам. Необходим человеческий,
моральный суд ними.