Не тот совет не тех старейшин
Верховный суд КБР закрыл Совет старейшин балкарского народа.
Совет старейшин балкарского народа – организация, в республике уважаемая. Однако, как известно, мнение населения отнюдь не всегда совпадает с точкой зрения высоких государственных чиновников. Попытки ликвидировать эту организацию предпринимались не первый год.
Верховным судом Кабардино-Балкарии, заседание которое состоялось 26 мая 2010 года, было принято решение о ликвидации общественной организации Совет старейшин балкарского народа. Как рассказал один из лидеров организации, Оюс Гуртуев, решением суда была закрыта общественная организация Совет старейшин балкарского народа. Основанием для закрытия послужило то, что в 2007 году прокуратура внесла два предостережения «о недопустимости экстремистской деятельности Совета старейшин балкарского народа».
В свою очередь основанием для вынесения данного предостережения прокуратуры стало два эпизода: еще в сентябре 2006 года организация отправила аналитическую справку «О положении балкарского народа» на имя Дмитрия Козака, который тогда был полпредом Президента России в ЮФО.
А 12 июля 2007 был запланирован митинг, против которого резко выступил президент КБР Арсен Каноков. Глава администрации города Нальчика запретил проведение митинга. Основным заявленным требованием организаторов было – «Восстановить действие российских законов в КБР», что было заявленной темой митинга. Не смотря на то, что власти не дали разрешение на его проведение, митинг всё же состоялся и собрал более 5 тысяч человек. Само же постановление администрации о запрете митинга было опротестовано в суде в 31 августа 2007 года, т.е. по сути проведённый митинг был законным.
Вот после этого-то эпизода и началось преследование организации. В октябре 2007 года вспомнили об отправленной Козаку справке, которая была год спустя после написания признана экстремистской на основании экспертизы, проведённой сотрудником прокуратуры, т.е. по сути его личного мнения. Тем не менее, именно это мнение и легло в основу решения суда.
Вместе с тем, самим Советом старейшин балкарского народа в свою очередь было заказано две независимые экспертизы, одна из которых была проведена в Нижнем Новгороде, вторая - в Москве. Обе они дали заключение о том, что текст записки не содержит экстремистских высказываний, однако суд не учёл эти экспертизы и сослался в своём решении только на мнение работника прокуратуры. Журналист Надежда Кеворкова
Вторым эпизодом, на основании которого Верховный суд КБР закрыл организацию, стало заявление о привлечении к уголовной ответственности на имя Генерального прокурора России, которое написал сам Оюс Гуртуев. Заявление было направлено Гуртуевым после выступления президента КБР Арсена Канокова перед министрами, в котором он сказал в адрес своих оппонентов «Будет жесточайшее отношение, никому пощады не будет... Будем мочить всех, где попадутся! Я вас уверяю! И ни к кому не будет другое отношение!..». Это было сказано перед министрами кабинета 20 июля 2007 года, о чём свидетельствует аудиозапись, сделанная на заседании. Там же Каноковым было заявлено: «сайты, которые созданы, в Москве они находятся [ … ] мы найдём противодействие, вплоть до разрушения этих сайтов через хакеров!». После того, как Гуртуев указал на эти заявления Канокова в своём обращении в прокуратуру России, на него в КБР завели уголовное дело. За «клевету», хотя обращаем внимание читателей, речь идет о цитатах.
«Если речь идёт обо мне, как физическом лице, то причём здесь общественная организация, которую закрывают на основании обвинений в мой адрес. Если речь идёт об общественно организации, то причём здесь я как частное лицо, - комментирует ситуацию Гуртуев, - Тут беззаконие идёт полнейшее, пренебрежение федеральными законами и конституционными нормами РФ. Дело до шло до того, что на автомобильных государственных знаках вместо флага РФ рисуют зелёный флаг со стрелами – будущей независимой Великой Черкесии».
Само решение, принятое Верховным судом, Гуртуев объясняет как «давление со стороны администрации президента Канокова». В день принятия решения заместитель главы администрации Залим Кашироков прислал спецкора газеты «Кабардино-Балкарская правда» и местного ГТРК «освещать закрытие Совета старейшин балкарского народа, хотя ещё решение на тот момент не было принято. Но он уже знал заранее какое будет решение», - утверждает Гуртуев. При этом, по его словам, «ни одно наше ходатайство в суде не было принято. Прокуратурой были представлены абсолютно противоречивые доказательства, однако судья Кудрявцева безоговорочно приняла сторону прокуратуры. Будем обжаловать».
Напомним, что общественную организацию Совет старейшин балкарского народа уже закрывали в 2007 году, решением суда от 14 января. Однако судебная коллегия России отменила это решение. «Мы надеемся только на российский суд и центральное правосудие», - подытожил Гуртуев.
На недавней встрече Президента России Дмитрия Медведева с представителями правозащитных организаций поднималась тема возможного создания в СКФО Совета старейшин. И, после всего произошедшего, большой вопрос – кто представит балкарцев в этой структуре?