Восстановить государеву часовню: сигнал для всех

Восстановление царской часовни в станице Новосвободной даст толчок восстановлению исторической памяти и привлечет туристов.

Визит Александра II в Адыгею

Осенью 1861 года, когда военные действия в Дагестане были закончены, и вопрос о замирении черкесов стал главным для окончания войны на Кавказе, император Александр II посетил Северный Кавказ. Приехав с Тамани, 14 и 15 сентября он останавливался в Майкопе. Осмотрел крепость, познакомился с планами строительства города. Потом выехал в окрестности в окрестностях укрепления Хамкеты. Здесь в верховьях реки Фарс в урочище Мамрюк Агой 18 сентября 1861 года император Александр II принимал представителей от абадзехов, убыхов и шапсугов по вопросам войны и дальнейшей судьбы этих черкесских племен.

Вот что по этому поводу написал в своих воспоминаниях Семен Эсадзе в очерке "Окончание Кавказской войны": "Представитель убыхов Хаджи-Берзек от имени всех племен просил императора принять их в русское подданство. На это государь ответил, что ему приятно видеть горские народы своими подданными, но для этого они должны бросить свои набеги, повиноваться и исполнять требования власти. Молчание было ответом, а потому сделалось очевидным, что явившиеся старшины и депутаты были представителями не целого народа, а только одной части, действительно желавшей прекращения войны".

Несколько иначе описывает те же события современный автор Исхак Машбаш в своем романе "Жернова". Но и тот, и другой утверждают, что встреча эта не привела к миру, поскольку каждая из сторон представляла его по-своему. Война в этих местах продолжалась ещё более двух лет. Тем не менее, визит царя, стал поворотным моментом в её истории.

Когда же война закончилась, племя абадзехов было выселено в прикубанскую степь, а частью - в Турцию, и по долинам рек Белая, Лаба Фарс выросли казачьи станицы.

Памятная часовня

В 1881 году, к 20-летию посещения этих мест российским монархом, казаки Майкопского Отдела Кубанского войска построили памятную часовню на горном плато Мамрюк-Огой на высоте примерно в 650 метров над уровнем моря. Выложили её в классическом византийском стиле из тесаного известняка, увенчав высоким шатром с луковкой и крестом. Общая высота - 20 метров. Несмотря на скромные размеры, сооружения со стороны оно выглядело достаточно солидно. Впрочем, её руины выглядят весьма впечатляюще и сейчас.

Перед часовней был установлен бронзовый бюст государя-императора. По периметру его окружали повернутые дулами вниз артиллерийские орудия - фальконеты времен Кавказской войны, стрелявшие ядрами. Пирамидки из ядер находились между пушками. Всё это поверху было связано чугунной цепью. На имеющейся архивной фотографии видно, что казачата (наверное, по праздникам) несли почетную службу по охране памятника.

После революции, в 20-30-х годах памятник и часовню разграбили. Есть некоторые свидетельства того, что часть предметов была спасена и захоронена в земле местными жителями. Говорят о пушках и бюсте царя, якобы где-то закопанных. Впрочем, это могут быть и вымыслы.

Кто восстановит памятник?

Об одной из попыток это сделать рассказывают местные жители. В 1980-е годы с частным визитом сюда приезжал один из потомков царской династии Романовых. Предлагал на свои средства восстановить памятник, но тогдашние власти не были в этом заинтересованы. Говорили о необходимости его восстановления и власти Адыгеи, связывая это с развитием в регионе туризма. В связи с этим планировалось сделать на этом месте крупный туристический объект с диорамой, воссоздающей момент встречи императора с делегацией от адыгских племен. Но все эти намерения так намерениями и остались.

В настоящее время, когда Россия готовится пышно отметить 400-летие Дома Романовых, восстановление царской часовни силами федеральных структур представляется весьма достойным деянием. Это целесообразно и для сохранения исторической памяти и для развития туризма в регионе. Но, главное, - это будет акт, свидетельствующий о том, что Россия перестает пересматривать и топтать свою историю и возвращается на Кавказ. Это будет сигнал и для тех адыгов, которые не прочь «потаскать за ухо» русского медведя в надежде выбить деньги «за геноцид». И для русских, которые устали ждать от российских властей поступков, свидетельствующих о том, что Кавказ никто «сдавать» не собирается.

Конечно, восстановление памятника должно сопровождаться и восстановлением экономической жизни тех, чьи предки его когда-то поставили, то есть жителей станицы Новосвободной. А станице вполне уместно будет вернуть название «Царская», которое она достойно носила после визита царя в эти места.

Станица Новосвободная

Обратимся к работе А.М.Косых (СпбГУ):

“Станица Новосвободная находится к юго-востоку от Майкопа (Майкопский район Республики Адыгея). К ней ведет асфальтовая дорога (поворот от трассы Майкоп -Гузерипль в станицу Абадзеховская). Она расположена в верховьях реки Фарс, бассейна рек Лабы и Кубани. К востоку от неё находится граница Республики Адыгея с Краснодарским краем, с которым у станицы нет прямого дорожного сообщения.

По строевой росписи 1882 года станица Царская относилась к Урупскому полковому округу Майкопского отдела Кубанского казачьего войска. О прошлом свидетельствуют казачьи надгробные плиты и небольшие равноконечные каменные кресты (типа Георгиевского) на станичном кладбище.

В настоящее время станица выделяется среди соседних населенных пунктов малочисленным населением. Если в 1983 году в ней проживало 1000 человек, то к 2006 году осталось 700.

Заметную роль в социальной жизни станицы играют три магазина, расположенные неподалеку друг от друга. Помимо бакалейных, молочных и мясных продуктов, в магазинах продают привозной хлеб. Прежде в станице была пекарня, в 1990-е годы она закрылась, и теперь бывший пекарь ежедневно доставляет хлеб из посёлка Тульский.

Основное население станицы – семейные пары, тридцати-пятидесяти лет, с детьми школьного возраста, и люди старшего поколения. Дети учатся в станице, взрослые держат домашнее хозяйство, днем уезжают на работу, в свободное время иногда подрабатывают. Молодёжь в станице не живёт. Молодые люди служат, учатся или работают вне пределов станицы, так же, как и те, кто сейчас стал семейным.

Занятия местных жителей направлены, прежде всего, на самообеспечение растительными и мясными продуктами. В настоящее время в станице нет совхоза, поля не обрабатываются. По рассказам, в окрестностях держит ферму лишь один армянин. Помимо огородов и небольших домашних садов, делянок с картошкой и домашней птицы, в каждом хозяйстве есть по паре коров. Некоторые держат овец и коней. Многие станичники довольно отчетливо представляют все плюсы и минусы местной жизни. Те, кто хотел уехать, уехали. Те, кто живут бедно, перспектив видят мало, упорно работают и ждут, когда дети встанут на ноги, и тогда можно будет перебраться в город. Но те, кому заработка хватает, уезжать не стремятся. Из бесед с информантами становится ясно, что они прекрасно понимают тихую красоту и прелесть этого места. Туристический поток пока не затронул маленький лесной водопад, пещеру и дольмены, расположенные в окрестностях Новосвободной.

В заключение необходимо отметить, что в Новосвободной сегодня не видно возрожденных казачьих идей, настроений, символики, столь характерных для Кубани и Краснодара. Очевидно, что в 1920-30-е годы не ограничились одним лишь разрушением мемориала Александру II и переименованием станицы в Новосвободную, а полностью ее расказачили. Неписанным свидетельством политических репрессий 1920-30-х годов служит память станичников о расстрелах казаков в окрестностях станицы в 1920 году. Скромной материальной данью – памятный деревянный крест погибшим, установленный администратором Новосвободной летом 2006 года рядом с трассой на Севастопольскую, в пяти километрах от станицы.

Прожив в станице несколько месяцев, несложно убедиться, что Новосвободная сегодня являет, быть может, характерный пример захолустной жизни современного русского населения этой части Западного Кавказа.

Наиболее перспективны здесь в настоящее время туризм, лесное и фермерские хозяйства. Отсутствие в микрорайоне предприятий по лесозаготовке, удаленность или недоступность рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, что, возможно, объясняет отсутствие коллективных хозяйств и ферм, невключенность в туристический бизнес оставляет для населения станицы весьма малые возможности заработка на месте. Если в городе время человека разделено между работой и досугом, то в станице время занято производством сельскохозяйственных продуктов, чтобы обеспечить себя едой и работой и подработками, чтобы поддерживать сносное материальное существование.

Современному нединамичному облику станицы противостоит ее насыщенное историческое прошлое и богатое археологическое наследие её окрестностей. При внешней вялости станичной жизни люди сохраняют чувство прекрасного в практической сфере и обладают чувством юмора в оценке окружающей действительности».

Что нужно для восстановления памятника?

Так что же нужно для того, чтобы не только восстановить памятник, но сделать его доступным для туристов и прочих посетителей и сохранить на будущее?

Построить около 4-х км дороги от асфальтовой дороги ведущей из Майкопа в станицу Новосвободную. Поставить 20 метровый автомобильный мост в станице Новосвободной через реку Фарс. Провести электролинию от ближайшей фермы (1,5 км.). Восстановить часовню по имеющимся в Краснодарском архиве чертежам. Отлить по имеющимся фотографиям бюст императора и воссоздать прежний памятник с пушками и ядрами. Учитывая дороговизну и воровство бронзы все атрибуты (кроме цепи и бюста) можно отлить из бетона.

И одновременно необходимо создать «градообразующее предприятие», которое стало бы центром экономической жизни станицы. Этим предприятием может стать госпредприятие по откорму скота, благо пастбищ в окрестностях страницы более чем достаточно. Другой вид вполне перспективной деятельности - переработка древесины на месте, в том числе - и отходов лесопользования.

Главное условие: деньги на эти цели не должны проходить через руки чиновников Адыгеи -это должна быть отдельная федеральная программа.

Справка портала СКФОnews: По результатам инвентаризации памятников истории и культуры, проведенной на территории Республики Адыгея в 1992-1994 годах, объект культурного наследия - остатки стен бывшей часовни в станице Новосвободной был включен в список вновь выявленных памятников местного значения. То есть объектов, обладающих историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющих особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Того самого муниципального образования, в которое входит станица Новосвободная и которое никак не найдет средства для восстановления памятника.

Фотогалерея (фото автора)

Владимир Каратаев, Майкоп, Адыгея
Комментарии:
Страницы:  1  2 3 4
Ирина (28 октября 2013, 17:34)
Спасибо за публикацию, дело нужное! Только, признаться, мне не совсем понятно, расположена часовня в станице или за ее пределами. И с датами: по другм сведениям (ЭСБЕ), император был там в 1862, а не 1861 г, и часовня строилась в урочище Мамбюк Агой (или Огой?). как бы уточникть? И координаты ее тоже... Заранее спасибо!
Сергей 6662 (15 января 2012, 17:41)
Ивану. Не стоит смешить народ этими дремучими нацисткими бреднями.
Сергей 6662 (15 января 2012, 17:37)
Статья плагиаторская. Переписано у А. М. Косых с соседнего сайта:
http://www.dmitralex.ru/fotofilija/adygeya/novosvobodnaya/in-sayt_issledovaniya_alekseya_kosyh/news45.php
Радченко Елена (18 ноября 2010, 00:03)
Новосвободная родина моего прадеда,деда и отца.После революции,когда начали подбирать новое название станицы,со слов моего деда,его отец предложил назвать ее Новосвободной,т.к. начиналась новая жизнь.В детстве я часто была в гостях у дедушки и мы с двоюродной сестрой ходили к часовне.Впечатления от посещения часовни остались в памяти на всю жизнь.На закате ее очень хорошо было видно из станицы. Очень бы хотелось,чтобы часовню восстановили.И может станица начнет возрождаться,а сейчас она просто умирает.
ИВАН (11 ноября 2010, 10:57)
"Мы тут живём тысячелетиями и дальше будем жить... А мы пока сами будем решать как жить на нашей земле. Мнение русских нас не волнует"
Насчет тысячелетий -это вопрос. А вот то что древние памятники (курганы, межевые столбы, храмы принадлежат жившим здесь с глубокой древности русским это доказанный факт. Вот недавно археологи нашли город у Пятигорска -так вот это остатки той самой древней рУСКОЛАНИ. Столица её (Кияр, Царьград, Киев стояла под Эльбрусом, который в древних сказаниях - тот самый Алатырь камень. Война,конечно, была трагедией для адыгейцев. Но она начата не из за того что этого хотели русские- это издержки той самой империи. Но русские по факту вернулись на землю своих предков. Если я не прав-обратитесь к Шоре Ногмову, прочтите что он пишет про русского князя Буса Баксана и его нартов. Или почитайте Егора Классена. Он очень аргументрованно показывает, что алане-суть славяне. Многие конфликты они от того, что мы пользуемся разными историями. Я вот вспоминаю начало 90-х,когда чечены пытались на государственном уровне провести решение о том, что "коренными" следует приз
АКИМ (7 октября 2010, 16:01)
Адыгейцам и абхазам надо взглянуть на свою историю ,отбросив пусть и тяжкие моменты,но решить главный вопрос своей истории. Ведь до сих пор живут предки абхазских царей древности,реально сохранились мифы и эпосы о царях ,история которых требует сохранения всх царских памятников .Неважно хорошие это памятники или плохие.Важно что цари даром там не ходили.
Я это к тому что удивительным образом мифология о "Золотом Руне" имеет прямое и непосредственное отношение к истории царского рода ,стены которого требуют ремонта. Это история обязательно найдет путь к истине и лучше чтобы адыги сами это поняли ,поняли какой подарок судьбой уготованно развитию царской ,адыгской историографии.
Если адыгские историки не просекли этот момент то они конченные ,спроса с них нет
Но куда смотрять потомки царских династий. Ведь потомок дома Романовых приезжал не на часовню посмотреть а ощутить ту золотоносную жилу которая тонкой нитью дала шанс на реабилитацию их рода.
Вот все поняли а эти хреновы адыгские историки,дальше своего носа и сберкнижки ни хрена не видят.
Борис (10 сентября 2010, 17:18)
Анониму.
Желаю, чтобы ты (или Вы) так "загорел (и) под пальмами", как черкесы в изгнании в Турции.
ЮС (8 сентября 2010, 18:36)
Восстановление царской часовни заинтересовало ряд крупных бизнесменов.Я думаю ,что царский символ будет восстановлен.
Хьабырщыбыр (3 сентября 2010, 11:57)
Си къуэщхэ, щыпхъухэ! Мы ОнАнимСТ щхуа1эр мыдеж йысыр уырысхэм йа уынэ1уыту-лъакъуэлъэш1у шыту зы мент=грушник гуыру къыш1эк1ын. Мыбдейж хьац1ып1э 1уищым фемыдэ1у. Уырысхэми к1уэд фыпемыуэ: йа заманыр къок1уэри 1эхэр мэщынэхэ. К1уэд мыш1у йа к1эхэр ш1акъуызык1ыжауэ ш1эпхъ1уэжынухэ мыхэр. Фи адыгагъэр фымыгъэк1уэд, фи бзэр зышывмыгъэгъуыпшэ. Мы хамэхэри йык1ыжын шхьэк1э зыгуэрэ фш1ыфмэ - фыш1э 1эри. Фи сабийхэм фи ц1эхэр йашымыгъуыпшэжын. Адыгэ УЭЙ-УЭЙ! Адыгэ къэрал1 Тхьам дигъэлъагъу! Мэпсо, адыгэ Дуней!
Виктор (24 августа 2010, 15:54)
Амир че за бред. я сотни видел когда ваши толпой наезжают на одного Русского, а когда он подтягивает толпу больше чем у них так те сразу съезжают, редко кто из ваших продолжал дальше рамс, так что иди лечи свои басни своим мальцам.Вас пожалели вЕликую чЕРКЕСИЮ а ты этим пыжишся, дурак.
Оставить комментарий (32)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Ваш возраст, место проживания
(не будут публиковаться, только для социологического исследования)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )