Руслан Гереев: Дагестан единственная республика, где борьба с терроризмом поощряет терроризм
13.01.2011 21:49Активность террористических группировок в Дагестане нарастает с каждым днём. Многие уже прямо говорят о том, что в Дагестане идёт настоящая война. Среди причин называется стремительное распространение в Дагестане идей радикального исламизма, основанного на активной подготовке дагестанской молодёжи в зарубежных исламистских центрах. Ситуацию с распространением идей радикального исламизма в Дагестане комментирует руководитель группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперт по религиозно-политическому исламу Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Маликович Гереев:
Внутриконфессиональные споры и разногласия религиозной среды Дагестана по каноническим, богословским, ритуально-обрядовым, нравственно-этическим вопросам, противоречия между последователями различных тарикатских шейхов способствуют осложнению религиозной ситуации.
Конфликтный потенциал во внутриконфессиональной среде мусульман сохраняется и планомерно принимает агрессивные формы. На сегодняшний день республиканским властям едва удаётся снимать напряженность и стабилизировать обстановку. Силы, с ярко выраженной религиозно-экстремистской идеологией, представленные сторонниками исламских радикальных группировок, преследует цель - через культивирование собственных представлений о политическом устройстве, с применением насильственных методов добиться изменения светского характера Дагестана и, в конечном итоге, отделения его от России.
Республика на сегодня уже приняла ряд комплексных мер по оздоровлению общественно-политической ситуации, которые, однако, не привели к достижению стабильности в сфере государственно-конфессиональных отношений. Кроме того ситуация ухудшилось и с ликвидацией Комитета Правительства Республики Дагестан по делам религий, в результате чего оказалось, что республика, в которой 96 % представители ислама, не имеет своего отдельного органа по делам религий. Все межконфессиональные вопросы решаются параллельно с чем-то. А ведь совсем недавно сотрудники религиозных направлений участвовали в разрешении конфликтов в религиозной среде в самых разных этнических регионах Дагестана. А ныне напряженная ситуация законсервирована, не решена и сохраняется.
На фоне этого все актуальней становится проблема обучения молодёжи в религиозных вузах исламских государств. Многие представители религиозной молодежи из городов и районов Дагестана, Северного Кавказа и Кавказа в целом ежегодно выезжают на учебу в зарубежные страны. Точное количество таких студентов подсчитать уже невозможно, так как процесс учёта в Дагестане упущен. Информация только приблизительная, основанная на результатах мониторингов общественных и религиозных организаций.
Официальная статистика показывает, что с начала 2009 года по настоящее время из Дагестана в зарубежные учебные заведения выехали, по оценкам самих студентов, свыше 132 чел. Хотя доподлинно известно, что в последнее время возникли новые фундаменталистские исламские учебные заведения в Албании, Судане, Ливии, Тунисе, Чаде, Сомали и Кашмире. Выезд учащихся производится обязательно через исламские международные структуры в Египте.
Основной поток - молодеж салафитских взглядов. По их словам, питание, проезд и прочие расходы берёт на себя международная религиозная организация Islamic grupp Faradeyi. Организация малоизвестная и действует только на территории Ливии, Судана, Туниса и Чада. По уже подтвержденным данным, представительства этой организации активно функционируют в республиках Северного Кавказа. Однако выезд студентов производится и из других регионов юга России.
Молодежь же традиционного ислама отдаёт предпочтение Турции, Ирану, Египту и учится в основном на факультетах «Основ Ислама». Главной проблемой для тех и для других является то, что по возвращению такого молодого специалиста выясняется, что все места уже заняты на десятилетия вперёд.
Особо важным является идейный аспект борьбы с исламским экстремизмом и терроризмом, так как именно это направление из всех составляющих терроризма имеет непосредственное отношение к исламу, выражаясь в форме исламских лозунгов и иной религиозной речевой атрибутики.
По военному и информационному направлению борьбы с радикальным исламом приняты определенные меры, но идейная сторона остаётся вне внимания властей. Эту нишу с лихвой восполнили экстремисты и террористы. Отсутствие идейного потенциала и подготовки квалифицированных специалистов в сфере религий не даёт возможность противостоять растущему влиянию исламских радикалов. Органы государственной власти не активны в идейном противоборстве терроризму, уходят от дискуссии с исламскими радикалами по мусульманской теории и шариату. Кроме того начинает набирать обороты и то, что некоторые исламские лидеры, число которых тоже растет не в пользу сторонников сохранения конституционного строя, заняли антигосударственную позицию по отношению к терроризму, по сути оправдывая его, а традиционные формы исламской идеологии не в состоянии предложить убедительную идейную альтернативу исламу экстремистов.
Мониторинг молодежной среды Республики Дагестан показывает, что 42% респондентов, так или иначе, задумываются о своем будущем в исламе. Они вовсе не хотят создать идеальный Кавказский Имарат (территориальное подразделение Халифата), такого не бывает. Их интересует широкое применение шариата как основы мусульманской конституции внутри отдельно взятой республики, разумеется, с его дальнейшим продвижением в глубь страны. Не является целью так же создание исламского государства вроде Ирана, молодежь думает идти по примеру султанатов Катара, Брунея, Бахрейна и т.д., но с очень жёсткой, а в отдельных моментах и жестокой моделью правления.
Социологические опросы и даже доскональный мониторинг не дают полной картины. Однако серьёзные экспертные прогнозы говорят о том, что протестную молодежь уже не вернуть в конституционное поле. Дагестан единственная республика в мире, где борьба с терроризмом поощряет терроризм. Самый мощный всплеск экстремизма впереди и, к сожалению, уже не только в молодежной среде и не только в Дагестане, но и в целом в СКФО, в России, в СНГ…
В политических кругах страны нет осознания того, что современный ислам стал доминирующим фактором на Северном Кавказе.