Киреев: Нужна масштабная декриминализация Дагестана

04.10.2017 09:00

Президент России Владимир Путин 3 октября 2017 года назначил временно исполняющим обязанности главы Дагестана нынешнего руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме, генерал-полковника милиции Владимира Васильева. Согласно сообщениям СМИ, он был заместителем Владимира Путина в Совете безопасности и начинал политическую карьеру при Борисе Грызлове.

Назначение для Северо-Кавказского новостного агентства – СКФОNews любезно согласился прокомментировать политолог Владимир Киреев.

В череде осенних замен глав регионов очередь дошла и до Дагестана. На место уходящего в отставку Рамазана Абдулатипова временно исполняющим обязанности назначен Владимир Васильев, глава фракции «Единой России» в Государственной Думе РФ. Причин для этой замены более чем достаточно. Рамазан Гаджимурадович является, безусловно, политиком федерального масштаба, проработавшим многие годы на ряде ответственных направлений, и для Дагестана бывший не чужим человеком. Однако, несмотря на большие полномочия, больше чем у большинства других региональных руководителей, изменить тенденцию к криминализации экономике и росту экстремистских настроений в республике достигнуть не удалось.

Галопирующая криминализация и клановость политического устройства Дагестана делает жизнь для большинства жителей республики, мягко говоря, не комфортной. Только по официальным данным тысяча двести человек поехали воевать за ИГИЛ, за 2016 год совершенна почти тысяча преступлений экстремистского характера, очевидно, что эти цифры не отражают и части реальности происходящего в республике. Они являются верхушкой айсберга, зарегистрированными государственными органами фактами, тогда как неизвестное количество насилия вымогательств и распространения идеологии экстремизма проходит вне официальных цифр статистики. Можно сказать много хороших слов в адрес Абдулатипова, но результат его работы мягко говоря не очевиден, ситуация в регионе однозначно ухудшилась.

Владимир Васильев, назначенный врио главы республики обладает значительным опытом работы как в правоохранительных органах так и на высших уровнях политического руководства, имеет значительный запас «прочности» для решения проблем региона. Какие это проблемы? Контроль над экономикой ещё с 90-х годов держат коррупционные кланы, имеющие этнический характер. Место «красных директоров» в начале «нулевых» заняли полукриминальные и криминальные кланы. Бизнес-общественность, не связанная с одной из влиятельных групп оказывается в регионе в очень сложном положении. Молодежь не имеет не только перспектив хорошего трудоустройства, но и находится под постоянным прессингом внешних обстоятельств. Не удивительно, что вначале «нулевых» доминировавший криминал в общественной жизни начали выдавливать радикалы в основном салафитского толка, которые как раз и говорят о необходимости социальной справедливости.

Что бы понять атмосферу, царящую в регионе, стоит представить, что сотрудники полиции, проводя арест влиятельного криминального лица или коррупционера, считают, что выносят себе смертный приговор, поскольку эти среды повязаны круговой порукой. Но если низовом уровне полиция, органы исполнительной власти, криминал и религиозные экстремисты противопоставленны друг другу, при этом вполне реально, то этажом выше в социальной иерархии они могут быть связанны сотрудничеством. В Махачкале можно стать свидетелем ситуации, когда в особняке криминального авторитета охраняемого людьми с длинными бородами проводят встречу известные в регионе политики и руководство силовых структур.

Абдулатипов сделал попытку декриминализировать жизнь региона, но попытку настолько не успешную, что можно говорить, что за время его присутствия ситуация только ухудшилась. Сможет ли Владимир Васильев найти решение для этой сложной ситуации - открытый вопрос.

Совершенно не важно, местный он или нет, является ли это назначение временным или это серьезная попытка решить задачу приведения регионам к нормальной жизни. Это вопрос наличия кредита доверия со стороны руководства страны, а очевидно оно есть, карт-бланш на серьезные реформы, понимание ситуации и обладание рецептами решения ситуации. Только вот насколько можно решить эту проблему в принципе без масштабной декриминализации и построения более справедливых схем распределения доходов? Насколько это возможно вообще в современной ситуации в стране? Если будут достигнуты серьёзные успехи, то это будет показателем работоспособности системы. Потому что в последнее время очень много вопросов у граждан по поводу не только Дагестана, но и всего Северокавказского региона, живущего как бы по своим правилам, не подчиняясь общефедеральным законам, где благодаря коррумпированным элитами, кризису в экономике и разгулу экстремизма жизнь местных жителей превратилась в кошмар, а сам регионом стал поводом сомневаться в способности федерального центра решить эту проблему.