Возможна ли передача аланских храмов РПЦ?

Передача древних храмов новым владельцам – процедура, требующая крайне деликатного подхода

Вопрос возможности передачи аланских храмов Русской православной церкви вновь встал в связи принятием 22 сентября 2010 года в первом чтении Государственной думой РФ законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», разработанного Минэкономразвития страны. Как следует из распространенной в СМИ информации, главным лоббистом Законопроекта выступает РПЦ, хотя иудеи, буддисты и мусульмане уже публично выразили ей солидарность, что вполне объяснимо желанием конфессий вернуть своё имущество.

Для усиления действия Законопроекта параллельно с ним Министерство культуры разрабатывает закон о религиозных памятниках. В соответствии с ним памятники культуры, относящиеся к той или иной религиозной организации, возможно, будут предоставляться ей в бессрочное и безвозмездное пользование. В такой ситуации представляется логичным возмущение деятелей культуры и науки, которые в письме на имя руководства РФ не только подняли вопрос об ответственности новых собственников за сохранность культурного наследия, но и указали на неопределённость механизма передачи указанного имущества. Во избежание возможных недоразумений Росохранкультуры инициировало создание Экспертного совета по вопросам передачи движимого и недвижимого имущества конфессиям.

По данным РПЦ на конец 2009 года в России насчитывалось 25464 объекта, не принадлежащих религиозным организациям, а находящихся у них в бессрочном безвозмездном пользовании. Из них 234 мужских и 244 женских действующих православных монастыря, 16 тысяч православных приходов и 4696 воскресных школ. Кроме того, действуют также более 4 тысяч мечетей и около 70 синагог. Площадь церковных сооружений варьируется от 5 до 50 тысяч квадратных метров, земельные участки – от 0,3 до 10 га.

Здесь надо отметить, что не все религиозные конфессии готовы вернуть себе имущество, полагающееся им по новому закону, принятие которого, скорее всего, дело времени. К примеру, в Санкт-Петербурге лютеране не стремятся вернуть себе церковь Святой Анны, в своё время с трудом возвращённую им за счёт изъятия её у прежних хозяев - некой коммерческой структуры, а впоследствии кем-то подожженной, а потому переданной городским властям. Последние выразили готовность провести ремонтные работы в церкви лишь в случае признания за ними права собственности. В общем, из-за отсутствия денежных средств евангелическо-лютеранская община вынуждена была отказаться от «имущества религиозного назначения».

С другой стороны, в отдельных российских регионах, например, на Северном Кавказе, у конфессий имеются друг к другу взаимные претензии. Их устранение сопряжено с весьма деликатными вопросами, задевать которые не стоит, чтобы не допустить перехода в активную фазу находящееся в латентном состоянии межконфессиональное напряжение, вызванное противоречивыми позициями по определённым вопросам мусульман и христиан. Так, если мусульмане Северного Кавказа рассчитывают на возвращение имущества, принадлежащее ранее исламской умме, в частности, ряд зданий мечетей и комплексов в Краснодаре, Ставрополе и т.д., то «национал-государственники», объявившие православие государствообразующей религией, продолжают наступление на «имущество религиозного назначения», которое Русской Православной Церкви не принадлежало никогда. В данном случае речь идёт о древнеаланских храмах, входящих в состав Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника, расположенного в п. Нижний Архыз.

Если претензии мусульман более-менее оправданы, то претензии христиан ещё следует обосновать - эффективное взаимодействие церкви и государства пока представляется несостоятельным. А ведь именно на «углубление государственно-конфессиональных отношений», по словам главы Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМ СК) Исмаила Бердиева, и направлена законодательная инициатива по передаче «имущества религиозного назначения» конфессиям. Вместе с тем, в своём комментарии Бердиев отметил, что: «Несомненно, возникают многочисленные вопросы, например, у представителей Русской Православной Церкви. Но мусульманам следует решать свои задачи. Уверен, православные братья свои проблемы решат должным образом». Из этого интервью, данного в мае 2010 года агентству РИА «Новости», также явствует нежелание Бердиева вмешиваться в вопрос будущности древних аланских храмов, расположенных на территории современной Карачаево-Черкесии, наряду с открытым желанием вернуть здание мусульманского храма в Ставрополе. Но самоустранение - не самый рациональный шаг, когда назревает серьёзный этноконфессиональный конфликт с участием мусульман. Недопустимо в нынешней ситуации делать вид, что памятники аланской культуры не относятся к «имуществу религиозного назначения», которые в соответствии с принимаемыми законами должны быть переданы конфессиям. Если даже и так, то какой конфессии нужно передать древнеаланские храмы?

Ещё в 50-е годы прошлого века было научно доказано, что, во-первых, древнеаланские христианские храмы возникли до возникновения православия как ветви христианства, а, соответственно, до Крещения Руси и образования РПЦ. Во-вторых, современные потомки алан – карачаевцы и балкарцы, проживающие на территории бывшего Аланского государства, где и расположены памятники древнеаланской истории и культуры, сегодня категорически не согласны с передачей историко-культурного наследия предков в собственность РПЦ. Это, однако, не означает, что все православные россияне выражают готовность передать РПЦ всё, что имеет отношение к религии. К примеру, известно, что Комитет защиты рязанского Кремля летом собрал 50 тысяч подписей горожан, не поддерживающих идею превращения Кремля в монастырь.

В Карачаево-Черкесии ничего подобного пока не наблюдается. Но, в 90-е годы прошла первая волна конфликтов, когда потомки алан, несогласные с отчуждением храмов по религиозным мотивам выразили своё отношение к подобным инициативам. Затем споры притихли, а в 2003 году вновь перешли в сферу публичной власти. Тогда бывший президент КЧР Мустафа Бадтыев, несмотря на врученный ему самим Алексием II Золотой орден и одно из яиц Фаберже, поставил точку в вопросе с храмами, сказав буквально следующее: «Никакой речи о том, чтобы передавать историческое наследие Православной Церкви, быть не может». Однако это не повлияло на отказ РПЦ от своих намерений стать собственником храмов, а заодно и территории площадью примерно в 100 га в курортном месте с большими перспективами. Это тем более осуществимо с учётом ресурсных возможностей руководства РПЦ и мусульман. С этой точки зрения РПЦ может себе позволить не считаться с мнением потомков алан, которые обречены на продолжение переговоров с временным положительным эффектом. Но так было раньше, а сегодня, когда принимаются соответствующие законы, нужно предусмотреть окончательный вариант. Рискуя быть обвинёнными в принятии той или иной стороны, всё же рассмотрим несколько вариантов выхода из создавшегося положения в историко-правовом контексте.

Первый вариант - сохранить статус-кво аланских храмов, оставив их в ведении Республиканского Государственного Учреждения «Карачаево-Черкесский историко-культурный музей-заповедник». В пользу этого варианта можно привести следующие аргументы:

Такой подход устраивает прямых потомков алан – карачаевцев и балкарцев, проживающих и ныне на территории бывшего Аланского государства. При этом смена религиозной идентичности и этнонима (самоназвания) потомками алан не должна привести к их отчуждению от историко-культурного наследия своих предков, что предусмотрено действующим законодательством РФ в сфере культуры. Именно на этом сделал акцент Координационный Совет общественных организаций карачаевского народа в своём последнем обращении к руководству РФ и СКФО, явившемся ответом на письмо Председателю Правительства РФ Владимиру Путину Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла от 07 июня 2010 года.

Опираясь на п.1, ст.50 73-ФЗ «Об объектах культурного назначения (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», авторы обращения (А.А. Катчиев, И.Х. Хачиров, Б.С. Байрамкулов, К.И. Чомаев) относят Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник к категории историко-культурных заповедников и объектов археологического наследия, не подлежащих к отчуждению из государственной собственности. Выдвинутые авторами письма аргументы о том, что в упомянутом статусе аланские памятники действительно должны остаться в госсобственности и потомки алан в наказание за смену религиозной идентичности могут потерять свои святыни, которые будут переданы тем, чьи предки позже приняли христианство и сохранили эту веру до сегодняшних дней, представляются наиболее убедительными. Другой аргумент - утрата религиозного назначения храмов - не может иметь вес для РПЦ, не усматривающей в этом препятствий для возобновления на их основе монашества. Здесь следовало бы сделать акцент на том, что эти храмы, представляющие историко-культурное достояние потомков алан и гордость России, не имеют аналогов в стране по возрасту и многослойности культуры, поэтому их следует поддерживать в щадящем режиме, возможном лишь в музейных условиях.

При этом принципиальное значение имеет и уровень финансирования музея. В зависимости от него можно рассуждать о состоянии аланских храмов и проводимых на территории бывшего Аланского государства историко-археологических исследований. С учётом повышенного внимания власти к вопросам доступности археологических объектов и качества проводимых научных исследований, смена собственника древних аланских храмов может рассматриваться как нерациональный шаг. Зачем государству передавать церкви то, что ещё не изучено до конца и составляет историко-культурное достояние всего российского социума, характеризующегося полиэтничностью и поликонфессиональностью?

Как свидетельствуют факты, лоббируют передачу аланских храмов в собственность РПЦ заинтересованные служители церкви, в то время как обычные прихожане, которых ни так много в Нижнем Архызе, не видят необходимости в смене собственника, а самое главное не испытывают нужды в православных храмах. Между тем, именно недостаток церквей выступает в ряде случаев в качестве основного мотива выдвижения требований верующих о построении храмов Божьих или изъятия их из гособорота в пользу конфессий. Это ещё один аргумент в пользу того, чтобы не передавать аланские храмы РПЦ.

К тому же нынешний статус аланских памятников в определённой степени способствует сохранению межэтнического и межконфессионального мира в Карачаево-Черкесии. В этом плане заслуживает высокого признания позиция политической власти КЧР, которая со времен И.М. Хубиева, не реагирует на просьбы представителей РПЦ передать им аланские храмы. Однако пока неизвестно, чем окончится процесс, начатый в Арбитражном суде КЧР, если истец намерен изъять из собственности республики Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник и, по версии членов Координационного Совета общественных организаций карачаевского народа, «передать этот объект в собственность Русской Православной Церкви».

Функциональная направленность аланских храмов в статусе историко-культурных памятников способствует поддержанию этнорелигиозной идентичности потомков алан, которые сегодня живут на Кавказе и, несмотря на иноэтничность (карачаевцы, балкарцы, осетины) и приверженность инорелигиозным конфессиям (исламу и христианству), идентифицируют себя с некогда могущественными аланами. Представляется, что сегодня никто не вправе разрывать эту историческую связь древних народов Кавказа.

И, наконец, с учётом желания немногочисленных прихожан современный статус аланских храмов позволяет проводить в них службу, несмотря на отсутствие правовых оснований для этого. Данный факт вполне вписывается в практику обычного права горцев, допускающих в актуальной ситуации всё, что не запрещено официальным правом. Именно поэтому, сегодня в Южном храме проводятся церковные обряды.

Второй вариант решения проблемы – передача аланских памятников РПЦ. В большинстве своем он устраивает, как было отмечено выше, заинтересованные круги из числа служителей церкви. При этом отсутствуют и исторические, и правовые основания для проведения такой процедуры, не говоря уже о нежелании потомков алан разделять памятное и святое, когда речь идёт о историко-культурном наследии.

Как отметил в своём интервью председатель комиссии ОП РФ по региональному развитию и местному самоуправлению Вячеслав Глазычев, «…древнеаланские храмы – они христианские, но они существовали значительно раньше, чем возникло православие как ветвь христианства… Это крайне деликатная ситуация, которая требует очень внимательной и осторожной тактики работы православной церкви и историко-культурных движений республики. Речь не идёт о противодействии функционированию или строительству новых православных храмов. Речь идёт о статусе памятников федерального значения, судьба которых не может никем определяться в одиночку».

Все рассмотренные варианты разрешения вопроса будущности аланских храмов реальны, но каждый из них таит в себе определённые риски и угрозы, т.к. не может оправдать ожидания всех заинтересованных сторон. Иных реально возможных вариантов, на наш взгляд, сегодня не существует, а из предложенных - наиболее возможен и приемлем первый вариант. В ситуации, когда Карачаево-Черкесия во главе с Борисом Эбзеевым с оптимизмом смотрит в будущее, и в республике реализуются массовые межэтнические и межконфессиональные форумы, особое значение имеет сохранение внутреннего этноконфессионального мира и согласия. Без этого и аланские храмы будут оставаться источником проблем и конфликтов в нашем уникальном регионе, на который и федеральная власть делает большие ставки в силу его естественной и инвестиционной привлекательности. А развитие религиозного туризма, о котором говорил архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан в начале работы Первого Всекавказского молодежного образовательного лагеря «Машук-2010», возможно и без изменения статуса аланских храмов.

Джульета Джантеева, политолог, кандидат исторических наук, КЧР
Комментарии:
Страницы: 1 2 3  4  5 6 7
Доброжелатель (7 ноября 2010, 02:51)
Поливайте друг друга грязью, а все остальные возьмут попкорн с колой и пс кайфом посмотрят реалити шоу межэтническая война на СК!!!нет б хоть один вспомнил как когда то кб помог адыгу или нет..тут писали про песню "Великий Ходзь " хоть один из Вас господа хорошие(по большому счету господа слепцы) "опустился" до того ,чтоб узнать содержание этой песни!!!не думаю!а стоило б!а ведь там поётся о том, предатель один из черкесских князей вместе с имперским солдатами режит своих же...а группа джашей умирает вместе с черкесами..и поётся .,что нет разницы убивают карачаевских стариков и женщин или черкеских всё едино...опомнитесь ЛЮДИ!!!!!!!!!к чему мы идем???.....в Кбр балкарцы живут плохо типа из за того ,что власть у кабардинцев , в Кчр черкесы живут плохо.....а чукчи из за кого плохо живут?или адыги проживающие в Адыгее все отлично живут?...в отношениях Наших нужна "перезагрузка",нужно остановиться и задуматься...что реально угрожает нам...может важнее отучать молодежь от наркоты ,пьянства и блядства(извиняюсь)
Аслан (6 ноября 2010, 15:46)
Ездили на митинг как то мы с Кабарды в город черкесов.карачаи настолько обос....сь,что их милиция уже на блокпостах начала полную проверку и просили не ехать туда.Мы ехали по городу ЧЕРКЕССКУ со своими флагами,сигналя и крича и ни один карач даже не дерзнул что то в нашу сторону сказать.Сидели в их кабаке и с официантками карачками разговаривали на своем,ха-ха,а их типо мужчины смотрели с соседних столов и все это жевали.Я лично одному карачику в лицо сказал по черкески куда ему следует идти,реакции ноль,сделал вид,что послышалось.А через некоторое время там был серьезный баклан - черкесы так отрехтовали рожи горным татарам,что даже некоторые выламывали забор,что бы соскочить оттуда.
Напиши сюда свой номер,мы тебя сами найдем.
Муслим (5 ноября 2010, 23:42)
В 2002 в Чирике я ставил на колени одного дыг-дыга. Звался Аликом. Чирик этот чирикал, что не будет больше чирикать так, как раньше чирикал потому, что этот чирик за свою чирикалку очень боялся. Так вот. Это случаем не ты тот чирик? Может опять туже позу примешь, а, чирик? Давай встретимся. Напиши мне сюда, а там договоримся. Чирик очень надеюсь, что ты посмелей чем остальные дыг-дыги чирики.
Шимал (30 октября 2010, 18:49)
Алику.
Исключительно реплика похожая на все то что адекватно в пределах КБР.На большее просто ни ума ни исторической обоснованности.Впрочем то что у тебя высшее карамурзовское, совершенно очевидно.
Случаем не кандидат наук.А то очень похож на одного светилу?
Алик (29 октября 2010, 21:33)
Что-то я никак не пойму, какая связь между горскими татарами и храмами в Архызе?
О чем вообще спор?
Карачаи (горские татары) приблудились на Кавказ в 17 веке, а храмы датируются 9 - 11 вв.
Господа горские татары.
Успокойтесь, на Кавказе вашего ничего нет.
На Кавказе, в то время, когда писалась ее история, никто и никогда о вас не вспоминал. Вы вообще ни в какое время не играли абсолютно никакой роли. Более того, вы только и занимались тем, что, когда настоящие кавказцы защищали этот самый Кавказ, вы стучали на черкесов о том, куда, сколько черкесских абреков проследовало... За это доносительство вы получали черкесские земли.
Вот в этом случае и говорят: "посади свинью за стол, она и ноги на стол..."
Вы, горские татары, стали всекавказским посмешищем.
Браво!
АКИМ (29 октября 2010, 13:56)
Очень содержательная статья.Тема Аланских храмов практически никогда не интересовала научные круги региона и эта статья лишнее тому подтверждение.Историческая наука давно нуждается в консолидации своих научных исследований,а то получается очень странная картина.Ведущие исследовательские центры Германии,Англии,Франции уделяют этому региону самое пристальное внимание,хотя особо это не афишируют.А собственная истрическая наука проявляет откровенное невежество в этом вопросе.Тем не менее мы практически ежегодно проводим встречи с представителями научных кругов этих стран.На июль месяц 2011года запланированна очередная ,выездная научная конференция представителей вышеуказанных стран в Архызе.Все расходы по проведеню конференции взяла на себя группа независимых ученных из КБР,КЧР и Осетии.
В "2004 году группа балкарских и карачаевских ученных провела в Архызе 3-х дневную конференцию и с 2011 года решено сделать эти встречи постоянными. .
Аланская Епархия не ограничивалась только Архызскими монастырями и храмами.Ее следы до сих пор сохранились и в Осетии и в Кабардино-
Аслан (28 октября 2010, 20:51)
Алания на Кавказе только одна - Северная Осетия-Алания!Все остальное это аНалия.
Аслан (28 октября 2010, 20:50)
Уахаааа вот и хваленное калайское воспитание,адеты в действии.Ты неандерталец через пару десятилетий будешь говорить только на кабардинском,а твои дети и внуки забудут вообще кто они по нации.Соскакивай отсюда,дырявый,в Алтай,Казахстан,Турцию.Кстати азеры ведь калаям родственники,они же тоже тюрки.Или вспоминаете только когда нужно.Проститутки пещерные.Всю жизнь вы были под нашим сапогом и так сдохните.Вы еще пожалеете,что не остались в Азии,когда кабардинцам ваш собачий лай надоест,очко всем порвем.
АКИМ (28 октября 2010, 19:01)
Совершенно неясно зачем в настоящее время в РПЦ возникла необходимость в Аланских храмах.То что там прихожан не будет _это факт.В ближайшей казацкой станице в церковь приходят,разве что по праздникам.Да и то лишь за тем чтобы поставить свечку. К сожалению этот ритуал заменяет по сути ВЕРУ во Всевышнего. С таким отношением к Православию со стороны местных русских, передавать,что либо нельзя.Тем более тысячелетнюю историю возникновения христовой веры на Руси.
Кстати благословение на создание Русской Православной Церкви на Руси было дано именно Аланской церковью.
Возникают смутные подозрения.А не для уничтожения этого факта истории православия России потребовалось возвращение Аланских храмов.Подозрения не лишены оснований поскольку сегодняшние действия и поступки руководителей церкви больше напоминают пиар-гламурный субстант,чем истинную веру.Прихожан то как было так и осталось и это несмотря на многомиллиардные вливания в церковь со стороны государства.
Рано отдавать.Пусть пройдет лет 100-150.А там посмотрим куда приведут нас пути духовные.
Петра (28 октября 2010, 10:16)
Мурат, я пару лет назад смотрел работу черкесских документалистов, где говорилось, что эта песня была написана черкесским мальчиком спасшимся в Карачае от передового отряда войска князя Владимира шедшего в Константиполь. Никакого сражения не было. Наткнувшись на самое крайнее село они с ходу в карьер ворвались в него. Устроили резню и прошли дальше. Дальше не помню. Но песня от первого лица, от очевидца. И это было задолго до "серебряного века". Говорилось, что это была первая "встреча" с русскими войсками на Зап.Кавказе. Да, действительно общего много, но теперь адыги очень хотят повоевать. Я например был свидетелм зачисток в в чеченских селах и городах раз 30. Знаю что это такое. Видел войну не по телеку, что Афган, что Чечню и знаю, что такое война. Знаю точно. Ни адыгов ни нас на неё не хватит. Количественно. А то что понаедут сюда десятки, а может сотни тысяч турков да арабов, которые по преданиям помнят, что их предки были адыгами, думаете станет лучше? Инспирированые Западом действия политизированых адыгов ничего хорошего для региону не дадут. Думаете в стороне от процесса
Оставить комментарий (69)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Ваш возраст, место проживания
(не будут публиковаться, только для социологического исследования)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )