Возможна ли передача аланских храмов РПЦ?
Передача древних храмов новым владельцам – процедура, требующая крайне деликатного подхода
Вопрос возможности передачи аланских храмов Русской православной церкви вновь встал в связи принятием 22 сентября 2010 года в первом чтении Государственной думой РФ законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», разработанного Минэкономразвития страны. Как следует из распространенной в СМИ информации, главным лоббистом Законопроекта выступает РПЦ, хотя иудеи, буддисты и мусульмане уже публично выразили ей солидарность, что вполне объяснимо желанием конфессий вернуть своё имущество.
Для усиления действия Законопроекта параллельно с ним Министерство культуры разрабатывает закон о религиозных памятниках. В соответствии с ним памятники культуры, относящиеся к той или иной религиозной организации, возможно, будут предоставляться ей в бессрочное и безвозмездное пользование. В такой ситуации представляется логичным возмущение деятелей культуры и науки, которые в письме на имя руководства РФ не только подняли вопрос об ответственности новых собственников за сохранность культурного наследия, но и указали на неопределённость механизма передачи указанного имущества. Во избежание возможных недоразумений Росохранкультуры инициировало создание Экспертного совета по вопросам передачи движимого и недвижимого имущества конфессиям.
По данным РПЦ на конец 2009 года в России насчитывалось 25464 объекта, не принадлежащих религиозным организациям, а находящихся у них в бессрочном безвозмездном пользовании. Из них 234 мужских и 244 женских действующих православных монастыря, 16 тысяч православных приходов и 4696 воскресных школ. Кроме того, действуют также более 4 тысяч мечетей и около 70 синагог. Площадь церковных сооружений варьируется от 5 до 50 тысяч квадратных метров, земельные участки – от 0,3 до 10 га.
Здесь надо отметить, что не все религиозные конфессии готовы вернуть себе имущество, полагающееся им по новому закону, принятие которого, скорее всего, дело времени. К примеру, в Санкт-Петербурге лютеране не стремятся вернуть себе церковь Святой Анны, в своё время с трудом возвращённую им за счёт изъятия её у прежних хозяев - некой коммерческой структуры, а впоследствии кем-то подожженной, а потому переданной городским властям. Последние выразили готовность провести ремонтные работы в церкви лишь в случае признания за ними права собственности. В общем, из-за отсутствия денежных средств евангелическо-лютеранская община вынуждена была отказаться от «имущества религиозного назначения».
С другой стороны, в отдельных российских регионах, например, на Северном Кавказе, у конфессий имеются друг к другу взаимные претензии. Их устранение сопряжено с весьма деликатными вопросами, задевать которые не стоит, чтобы не допустить перехода в активную фазу находящееся в латентном состоянии межконфессиональное напряжение, вызванное противоречивыми позициями по определённым вопросам мусульман и христиан. Так, если мусульмане Северного Кавказа рассчитывают на возвращение имущества, принадлежащее ранее исламской умме, в частности, ряд зданий мечетей и комплексов в Краснодаре, Ставрополе и т.д., то «национал-государственники», объявившие православие государствообразующей религией, продолжают наступление на «имущество религиозного назначения», которое Русской Православной Церкви не принадлежало никогда. В данном случае речь идёт о древнеаланских храмах, входящих в состав Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника, расположенного в п. Нижний Архыз.
Если претензии мусульман более-менее оправданы, то претензии христиан ещё следует обосновать - эффективное взаимодействие церкви и государства пока представляется несостоятельным. А ведь именно на «углубление государственно-конфессиональных отношений», по словам главы Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМ СК) Исмаила Бердиева, и направлена законодательная инициатива по передаче «имущества религиозного назначения» конфессиям. Вместе с тем, в своём комментарии Бердиев отметил, что: «Несомненно, возникают многочисленные вопросы, например, у представителей Русской Православной Церкви. Но мусульманам следует решать свои задачи. Уверен, православные братья свои проблемы решат должным образом». Из этого интервью, данного в мае 2010 года агентству РИА «Новости», также явствует нежелание Бердиева вмешиваться в вопрос будущности древних аланских храмов, расположенных на территории современной Карачаево-Черкесии, наряду с открытым желанием вернуть здание мусульманского храма в Ставрополе. Но самоустранение - не самый рациональный шаг, когда назревает серьёзный этноконфессиональный конфликт с участием мусульман. Недопустимо в нынешней ситуации делать вид, что памятники аланской культуры не относятся к «имуществу религиозного назначения», которые в соответствии с принимаемыми законами должны быть переданы конфессиям. Если даже и так, то какой конфессии нужно передать древнеаланские храмы?
Ещё в 50-е годы прошлого века было научно доказано, что, во-первых, древнеаланские христианские храмы возникли до возникновения православия как ветви христианства, а, соответственно, до Крещения Руси и образования РПЦ. Во-вторых, современные потомки алан – карачаевцы и балкарцы, проживающие на территории бывшего Аланского государства, где и расположены памятники древнеаланской истории и культуры, сегодня категорически не согласны с передачей историко-культурного наследия предков в собственность РПЦ. Это, однако, не означает, что все православные россияне выражают готовность передать РПЦ всё, что имеет отношение к религии. К примеру, известно, что Комитет защиты рязанского Кремля летом собрал 50 тысяч подписей горожан, не поддерживающих идею превращения Кремля в монастырь.
В Карачаево-Черкесии ничего подобного пока не наблюдается. Но, в 90-е годы прошла первая волна конфликтов, когда потомки алан, несогласные с отчуждением храмов по религиозным мотивам выразили своё отношение к подобным инициативам. Затем споры притихли, а в 2003 году вновь перешли в сферу публичной власти. Тогда бывший президент КЧР Мустафа Бадтыев, несмотря на врученный ему самим Алексием II Золотой орден и одно из яиц Фаберже, поставил точку в вопросе с храмами, сказав буквально следующее: «Никакой речи о том, чтобы передавать историческое наследие Православной Церкви, быть не может». Однако это не повлияло на отказ РПЦ от своих намерений стать собственником храмов, а заодно и территории площадью примерно в 100 га в курортном месте с большими перспективами. Это тем более осуществимо с учётом ресурсных возможностей руководства РПЦ и мусульман. С этой точки зрения РПЦ может себе позволить не считаться с мнением потомков алан, которые обречены на продолжение переговоров с временным положительным эффектом. Но так было раньше, а сегодня, когда принимаются соответствующие законы, нужно предусмотреть окончательный вариант. Рискуя быть обвинёнными в принятии той или иной стороны, всё же рассмотрим несколько вариантов выхода из создавшегося положения в историко-правовом контексте.
Первый вариант - сохранить статус-кво аланских храмов, оставив их в ведении Республиканского Государственного Учреждения «Карачаево-Черкесский историко-культурный музей-заповедник». В пользу этого варианта можно привести следующие аргументы:
Такой подход устраивает прямых потомков алан – карачаевцев и балкарцев, проживающих и ныне на территории бывшего Аланского государства. При этом смена религиозной идентичности и этнонима (самоназвания) потомками алан не должна привести к их отчуждению от историко-культурного наследия своих предков, что предусмотрено действующим законодательством РФ в сфере культуры. Именно на этом сделал акцент Координационный Совет общественных организаций карачаевского народа в своём последнем обращении к руководству РФ и СКФО, явившемся ответом на письмо Председателю Правительства РФ Владимиру Путину Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла от 07 июня 2010 года.
Опираясь на п.1, ст.50 73-ФЗ «Об объектах культурного назначения (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», авторы обращения (А.А. Катчиев, И.Х. Хачиров, Б.С. Байрамкулов, К.И. Чомаев) относят Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник к категории историко-культурных заповедников и объектов археологического наследия, не подлежащих к отчуждению из государственной собственности. Выдвинутые авторами письма аргументы о том, что в упомянутом статусе аланские памятники действительно должны остаться в госсобственности и потомки алан в наказание за смену религиозной идентичности могут потерять свои святыни, которые будут переданы тем, чьи предки позже приняли христианство и сохранили эту веру до сегодняшних дней, представляются наиболее убедительными. Другой аргумент - утрата религиозного назначения храмов - не может иметь вес для РПЦ, не усматривающей в этом препятствий для возобновления на их основе монашества. Здесь следовало бы сделать акцент на том, что эти храмы, представляющие историко-культурное достояние потомков алан и гордость России, не имеют аналогов в стране по возрасту и многослойности культуры, поэтому их следует поддерживать в щадящем режиме, возможном лишь в музейных условиях.
При этом принципиальное значение имеет и уровень финансирования музея. В зависимости от него можно рассуждать о состоянии аланских храмов и проводимых на территории бывшего Аланского государства историко-археологических исследований. С учётом повышенного внимания власти к вопросам доступности археологических объектов и качества проводимых научных исследований, смена собственника древних аланских храмов может рассматриваться как нерациональный шаг. Зачем государству передавать церкви то, что ещё не изучено до конца и составляет историко-культурное достояние всего российского социума, характеризующегося полиэтничностью и поликонфессиональностью?
Как свидетельствуют факты, лоббируют передачу аланских храмов в собственность РПЦ заинтересованные служители церкви, в то время как обычные прихожане, которых ни так много в Нижнем Архызе, не видят необходимости в смене собственника, а самое главное не испытывают нужды в православных храмах. Между тем, именно недостаток церквей выступает в ряде случаев в качестве основного мотива выдвижения требований верующих о построении храмов Божьих или изъятия их из гособорота в пользу конфессий. Это ещё один аргумент в пользу того, чтобы не передавать аланские храмы РПЦ.
К тому же нынешний статус аланских памятников в определённой степени способствует сохранению межэтнического и межконфессионального мира в Карачаево-Черкесии. В этом плане заслуживает высокого признания позиция политической власти КЧР, которая со времен И.М. Хубиева, не реагирует на просьбы представителей РПЦ передать им аланские храмы. Однако пока неизвестно, чем окончится процесс, начатый в Арбитражном суде КЧР, если истец намерен изъять из собственности республики Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник и, по версии членов Координационного Совета общественных организаций карачаевского народа, «передать этот объект в собственность Русской Православной Церкви».
Функциональная направленность аланских храмов в статусе историко-культурных памятников способствует поддержанию этнорелигиозной идентичности потомков алан, которые сегодня живут на Кавказе и, несмотря на иноэтничность (карачаевцы, балкарцы, осетины) и приверженность инорелигиозным конфессиям (исламу и христианству), идентифицируют себя с некогда могущественными аланами. Представляется, что сегодня никто не вправе разрывать эту историческую связь древних народов Кавказа.
И, наконец, с учётом желания немногочисленных прихожан современный статус аланских храмов позволяет проводить в них службу, несмотря на отсутствие правовых оснований для этого. Данный факт вполне вписывается в практику обычного права горцев, допускающих в актуальной ситуации всё, что не запрещено официальным правом. Именно поэтому, сегодня в Южном храме проводятся церковные обряды.
Второй вариант решения проблемы – передача аланских памятников РПЦ. В большинстве своем он устраивает, как было отмечено выше, заинтересованные круги из числа служителей церкви. При этом отсутствуют и исторические, и правовые основания для проведения такой процедуры, не говоря уже о нежелании потомков алан разделять памятное и святое, когда речь идёт о историко-культурном наследии.
Как отметил в своём интервью председатель комиссии ОП РФ по региональному развитию и местному самоуправлению Вячеслав Глазычев, «…древнеаланские храмы – они христианские, но они существовали значительно раньше, чем возникло православие как ветвь христианства… Это крайне деликатная ситуация, которая требует очень внимательной и осторожной тактики работы православной церкви и историко-культурных движений республики. Речь не идёт о противодействии функционированию или строительству новых православных храмов. Речь идёт о статусе памятников федерального значения, судьба которых не может никем определяться в одиночку».
Все рассмотренные варианты разрешения вопроса будущности аланских храмов реальны, но каждый из них таит в себе определённые риски и угрозы, т.к. не может оправдать ожидания всех заинтересованных сторон. Иных реально возможных вариантов, на наш взгляд, сегодня не существует, а из предложенных - наиболее возможен и приемлем первый вариант. В ситуации, когда Карачаево-Черкесия во главе с Борисом Эбзеевым с оптимизмом смотрит в будущее, и в республике реализуются массовые межэтнические и межконфессиональные форумы, особое значение имеет сохранение внутреннего этноконфессионального мира и согласия. Без этого и аланские храмы будут оставаться источником проблем и конфликтов в нашем уникальном регионе, на который и федеральная власть делает большие ставки в силу его естественной и инвестиционной привлекательности. А развитие религиозного туризма, о котором говорил архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан в начале работы Первого Всекавказского молодежного образовательного лагеря «Машук-2010», возможно и без изменения статуса аланских храмов.
TY98, ваши познания радуют (без шуток). Не забудьте сообщить осетинам о своём родстве с ними. А тюркские народы, как и нахские, на Кавказе появились только во времена монголо-татарского нашествия.
SrМ, а чьи предки в свое время не отступили от своей религии? Кроме того, по-большому счету настоящий ислам не отвергает христианства: и Иисус (Иса), и Ной (Нух), и все прочие праотцы на местах. И Бог у нас один, как бы его не называли люди.
с уважением
TY98. Тогда ваши предки - просто вероотступники.
Не слышал чтоб в храмах карачаи держали овец. Но то, что их они не растащили на строительство своих сооружений, и это за минимум 300 - 500 лет, этот факт о чем-то говорит. Согласитесь, лучше использовать обработаный камень, чем тесать его из глыбы. Из них не сделали мечети как Айю-Софию. Спросите у постоянного добровольного гида в Архызском храме. Он расскажет о том, как русские приехали в 30-е годы и трактором сорвали с купола храма кеменный крест и такую же крышу. То есть карачаи и крест не трогали. Так это или нет, но из поколения в поколение стариками передавалось, что это построили их предки. Это генетическая память. А что помнят другие наши соседи? Аланскую сторожевую башню, которую назвали потом Адиюхом? Сохранились еще у них деревяные жилые дома, которым 300 лет. А где ваши каменые? Карачаи не делают из алании фетиш. Они просто знают, что они аланы, и всё. Вы бы лучше бы поддержали бы возвращение муслимам мечети в Ставрополе, где никому не известный художник Гречишкин держит свои никому не известные творения. Взамен власти предлагают строить мечеть далеко за городом. Как вредный объект и
И что вас смешит, уважаемые? Похоже, что Ваша компетентность прописана на страницах газет и интернет-форумов...
В статье все в точку: аланы - предки не только осетин, но также и карачаево-балкарцев (а может и в большей степени - сами аланы ничего о своих потомках не поведали). В память о своих предках карачаевцы и балкарцы обращаются друг другу со словом алан, который имеет значение сородич, соотечественник, земляк...
Не знаете - молчите. Ничего против осетин не имею, но они в своей памяти ничего о своем аланстве не сохранили, их самоназвание - ирон (иранцы, отсюда решили, что аланы - иранское племя)..
Не знаете - читайте книжки, в том числе и те, в которых утверждается об аланских корнях осетин.
В любом случае, аланские храмы - древнейшие в России и были построены минимум за столетие до крещения Руси - исторический факт.
Вот отсюда и пляшите.
Как будто мало церквей и мечетей...
Может и холопов им вернуть с пашнями и лугами, чтобы попам лучше жилось???
Если претензии мусульман более-менее оправданы, то претензии христиан ещё следует обосновать- вот и вся позиция автора.Вот и все равноправие и дружба.Все это исламское, а для вас чемодан-вокзал-Россия.Вашего здесь ничего нет.
Во-вторых, современные потомки алан – карачаевцы и балкарцы, проживающие на территории бывшего Аланского государства, где и расположены памятники древнеаланской истории и культуры, сегодня категорически не согласны с передачей историко-культурного наследия предков в собственность РПЦ.
Вы шо,з глузду з'ихали?Какие карачаевцы=)))Вот взять так и испорить отличную статья,блин!!!Призову КЭПа и поведую несведующим,что аланы-предки осетин=)))
А в остальном да-аффтар прав,РПЦ незачем лезить к историческим памятникам.Правда,и муслам нефиг лезть в Краснодар и Ставрополь,у них есть свои республики-у нас свои.
В тему же РПЦ и ее претензий вспомнился отличный эфир на питерском канале,куда пригласили великого и ужасного Невзорова.Очень советую.
http://video.yandex.ru/users/arni-raj/view/1671/
Передавать надо преемникам, если древнеаланские храмы – они христианские, то и отойти должны христианам. Почему-то помалкивают, до недавнего времени в этих храмах в обще овец держали. Так чтили.
Автор - не в теме. Особенно умиляют: "карачаевцы и балкарцы - потомки аланов" и "до возникновения православия как ветви христианства". Даже говорить ничего не хочется. Поражает "компетентность" автора во всех затронутых сферах. Пишите чаще - хоть посмеемся.