Русские Чечни: рассказ коренного грозненца
Откуда когда-то взялись в Грозном русские и вернутся ли они?
Предлагаем вашему вниманию мнение чеченца, коренного грозненца, о «русском вопросе» в Чечне. Наш коллега, корреспондент ИА
Я коренной грозненец в третьем поколении. Одним из первых чеченцев поселившихся в Грозном, после того как на этой территории Царской администрацией Российской Империи была возведена крепость Грозная, был мой дедушка Халид родом из селения Давлетгерей-аул ныне Толстой-Юрт. Это были двадцатые годы прошлого века, как раз на заре становления Советской власти. До того население Грозного представляло собой рабочие поселки по добычи нефти, военные гарнизоны, в общем, все, что включает в себя любой форпост.
Несмотря на то, что изначально город Грозный строился как форпост для завоевания и освоения горных территорий Северного Кавказа, в последствие он стал индустриальной столицей этого региона, а чуть позже и столицей Чечено-Ингушской АССР, а ныне Чеченской Республики.
Надо отметить, что становление города Грозного, индустриализация Чечено-Ингушетии - во многом заслуга русскоязычного населения, которое ранее проживало в нашей Республике. В своем большинстве это были этнические славяне: русские, украинцы, белорусы. Но так же и представители других национальностей Советского союза.
В силу того, что горцы Кавказа долгое время вели войну за независимость с Российской Империей, сначала под предводительством шейха Мансура, потом Бейбулата Таймиева, а в последствии и Имама Шамиля, среди коренного населения горных районов так и не появился класс рабочих специалистов, которые так были необходимы для развития промышленности в эпоху индустриализации. И совершенно естественно, что за отсутствием такого класса на местах в эту сферу, сначала царской администрацией, а потом и советской властью привлекались представители некоренных народов, которые переселялись на Северный Кавказ из других регионов нашей страны.
Таким образом, в Чеченской Республике сложился класс рабочих, в основном проживавших в пределах столицы ЧР - города Грозный, которых на период начала развала СССР в 90-годы годах насчитывалось порядка трёхсот тысяч человек. И естественно весь их образ жизни, как весь смысл их существования, заключался в ежедневном труде на рост благосостояния нашей страны, на грозненских нефтяных, нефтеперерабатывающих предприятиях, заводах, фабриках. В общем, там, где нужны были специалисты-технари.
Немалая часть из русскоязычного населения Чечено-Ингушетии так же была задействована в строительной сфере, здравоохранении, образовании и т.д. И, к сожалению, нужно констатировать, что память о поистине самоотверженном и героическом труде и завоеваниях этих специалистов незаслуженно забыто нынешним поколением грозненцев, и тому виной две чеченские военные компании.
Я не просто так начал экскурс в период становления и появления русских, и русскоязычного населения в Грозном, так как, не поняв и не разобравшись в том, как они здесь появились, то есть в генезисе вопроса, трудно будет понять, куда они сегодня подевались.
Как я уже отметил, сам образ жизни русскоязычного населения ЧР был связан в основном с индустрией, с производством товаров народного потребления и т.д. В эпоху девяностых, когда произошел развал СССР, и в Чечне заявили о независимости, все эти сферы экономики пришли к неминуемому коллапсу, так как вся экономика СССР была взаимосвязана. Позднее в результате двух войн все заводы и фабрики были полностью разрушены, а значит, был и разрушен и сам базис, на котором формировалась, зиждилась общественная и культурная жизнь русскоязычного населения Чеченской Республики.
И сегодня, когда мы рассуждаем о том, как живет русскоязычное население в Чеченской Республике, мы можем лишь говорить о некой культурной автономии, малом количестве представителей русского народа, которые преимущественно проживают в сельских районах, в основном это казачьи станицы. Также небольшая часть грозненцев из русскоязычной части нашей республики, которая еще проживает в столице ЧР, конечно же, устраивают свою жизнь по новому, уже без привычных льгот и очередей на квартиры, которые им гарантировали по месту их работы советская власть.
Несмотря на то, что русскоязычное население Чеченской Республике пользуется всеми теми правами и льготами, которые доступны и представителям других народов и этносов, но все же думаю, что им гораздо сложнее найти свое место в новых общественно-политических формациях, так как сам менталитет русского народа был сформирован так, что он жил от зарплаты, до зарплаты всецело отдавая себя работе в государственной сфере, пользуясь лишь тем, что гарантированно предоставляло ему государство: бесплатное лечение, образование, жилища. Теперь же все эти завоевания советского прошлого канули в лету, а поменять менталитет народа, сформированный веками, невозможно за несколько десятилетий.
Русский народ не имеет предпринимательской жилки, не обучен, выживать в сложных экономических условиях, он привык безропотного сносить любые тяготы, даже когда его ведут на эшафот. И в этой связи нужно отметить, что русским жить довольно сложно везде, так как на сегодняшний день в России забота государства о своих гражданах сведена к минимуму, а других опекунов нам сегодня взять негде. Однако, если говорить о Чеченской Республике, нужно сказать что здесь забота проявляется не на словах, а на деле. Забота о русскоязычном населении в Республике возложена на ряд государственных учреждений в числе которых Министерство по национальной политике, внешним связям, печати и информации, в котором я ранее работал. В нашей республике сегодня делается все возможное, чтобы привлечь русскоязычное население к активной жизни во всех сферах, для этой цели. На основании указа Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова была разработана республиканская программа «Возвращение и обустройство русского и русскоязычного населения, ранее проживавшего в Чеченской Республике».
При содействии министерства по национальной политике внешним связям, печати и информации в районах республики созданы и функционируют национально-культурные автономии представителей этнических меньшинств и казачества. В Наурском районе это местная национально-культурная автономия (МНКА) «Турецкая община» и Терско-Сунженское окружное подразделение Терского войскового казачьего общества. В Шелковском районе - общественное движение Терско-Гребенского войска и местная этно-культурная автономия ногайцев ЧР «Ногайский народ». В республике функционируют также культурные центры различных этносов - кумыков, ногайцев, татар, славянских народов.
Однако, чтобы вернуть ту довоенную среду, восстановить тот старый облик Чеченской Республики, частью которой были русские, проживавшие в городе Грозном, нужно в первую очередь восстановить всю ту промышленность, которая была разрушена в результате двух войн. Я, прежде всего, имею в виду газовую и нефтеперерабатывающую индустрию, как в прочем и другие отрасли промышленного производства, так как для истинной реабилитации русских нужно восстановить их базис. Это то, что касается, экономической составляющей жизни русскоязычного населения в ЧР. Что же касается последствий войны, и противостояния на почве межэтической или межконфессиональной неприязни, то утверждения о наличии этой проблемы в Чеченской Республике, мягко говоря, было «высосано из пальца». Есть сотни примеров, когда русские и чеченцы помогали друг другу, спасали друг друга от преступников и боевиков. Это - примеры, которыми поистине могут гордиться наши граждане.
Сегодня мы доброй памятью вспоминаем наших русских учителей, врачей, деятелей культуры и искусства, которых уже с нами нет. Я часто по роду своей деятельности выезжаю в соседние регионы, в частности Ставропольский край, вместе со своим товарищем и коллегой, руководителем общественной организации «Наш дом город Грозный» - Сейпуддином Гучиговым, где мы встречаемся с бывшими жителями Республики, выехавшими из нее в результате двух войн. Все они в один голос говорят, что хотят вернуться и дальше работать и трудится на благо Чеченской Республики – своей малой Родины, где похоронены их отцы и деды, если бы была возможность найти работу, и обзавестись жильем. Однако, на сегодняшний день, по всей видимости, средств на это масштабное возвращение русскоязычного населения, в силу выше перечисленных причин не хватает.
моивсеродственикижили,вказазьихстаницахкалиновскойиищёрскойнаурскогорайона.тампохоронинымоивсепредки,т.е.двамоихдедушкивоевалинафронтахвелик.отечест.войнесфашистами.одиндедушкапришёлсвойнысорденаминагруди.дожилдосвоихвнуковиправнуковиумеронв1965-66г.г.яещеребёнкомбыла.онработалвколхозезав.молоч.товар.фермой.другойдвоюродныйдедушканедожилдопобедыпогибвбояхснемцамиваврсрии.мойбатькаработалшоферомнамашинахразныхмарок.аматушкавбугалтериикассиром.доэтогоонаучиласьвшколемехинезацийнатракториста.таквовремяеёучёбымойбатькапознакомилсясмоеймамой.посленаснародилосьунихдвоедетей.яимойбратмладший.онужеродилсявстаницекалиновской.мояматушкасамабыласостаницыищёрской.называлидругдругатохохлами,тобаграми,моямамабыласукраинскимикорнями.вообщемсемьябылакакувсехсемьёй.апотомгдемынежили,вищёрской,калиновской,овцесовхозешестом,гудермесе.асамаяучиласьвселе.курчалое,всемоиодноклассникибыличеченцы.вмоёмклассебыливсечеченцы.кроменастроихрусских.апотомяужедоучиваласьвстаницеслепцовскойсунженскогорайона.этобылодовойны.
Автор деликатно забыл упомянуть куда делись все те русские "технари", которые строили республику. Примерно 300 тысяч русских. Многие почему-то забывают про геноцид всего нечеченского населения в Чечне, который произошел до начала всех военных действий. Это первое. Второе, он говорит про "предпринимательскую жилку" - в нормальных странах это называется, как правило, организованная этническая преступность, ну или в крайнем случае монопольный сговор.
Сначала заберите свою молодежь воинственную из главных городов России, а дальше уже можно будет как-то налаживать отношения. Сейчас же никто к вам не поедет, сами виноваты