Год за десять: СКФО встаёт на ноги

Прошедший с момента создания Северо-Кавказского федерального округа год не только вскрыл всё множество нерешённых проблем, но и дал надежду на улучшение ситуации

Год за десять: СКФО встаёт на ноги 20.01.2011 13:35

19 января исполнился ровно год с того момента, когда Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев специальным указом выделил из состава Южного федерального округа Северокавказский федеральный округ, назначив на должность полномочного представителя президента Александра Хлопонина. Тем самым был признан особый статус Северного Кавказа, после чего интерес к происходящему в данном регионе со стороны политического и экспертного сообщества значительно возрос. По мнению многих экспертов, решение о создании СКФО года назад было принято скоропалительно, без достаточного научного обоснования: «Да, на Северном Кавказе процветают коррупция и кумовство, для него характерны терроризм, слабость экономики и социалки. Но почему проблемы региона начали решать с его обособления? Этот центральный вопрос власть оставила без ответа, что породило сомнения экспертов и домыслы обывателей» - заявил года назад руководитель ростовского Центра системных региональных исследований и прогнозирования Южного федерального университета и Института социально-политических исследований РАН, профессор Виктор Черноус в интервью «Открытой газете».

Одной из угроз создания СКФО Виктор Черноус назвал рост недовольства на Ставрополье тем, что край «приписали» к Северо-Кавказским республикам - пусть формально, но все же оторвав от юга России: «русское население воспринимает административные новшества болезненно. Издавна в сознании россиян утвердилось представление, что на Кавказе проходит линия «разлома» между христианской и восточной (исламской) цивилизациями. На Ставрополье более 80 процентов населения считают себя православными, а потому, как говорится, хотят быть «поближе к своим». И если в ЮФО заглавную роль играли этнические русские, то в новом округе - мусульманская Чечня с ее харизматичным лидером. А потому надо быть готовыми к усилению в Ставропольском крае миграционных процессов, особенно в восточной его зоне, укреплению позиций выходцев из соседних территорий и оттоку русскоязычного населения» - предрёк эксперт возможное развитие событий, уточнив, что, «в таком случае планы по возвращению русских в мусульманские республики могут оказаться под угрозой, без чего погасить многие явные и тлеющие конфликты невозможно будет в принципе. К тому же нельзя забывать и отрицательный опыт создания Горской республики в 20-е годы прошлого века».

Спектр проблем, связанных с выделением Ставропольского края из ЮФО и включение его в состав СКФО обозначил и доктор политических наук, профессор Пятигорского государственного лингвистического университета кафедры политологии, социологии и теологии Сергей Передерий. В своей статье «Политическая идентичность в условиях трансформации российского общества: некоторые проблемные вопросы» он ясно проанализировал возникшие в крае настроения и описал возможные последствия. По мнению Передерия, по степени влияния создания нового округа на общественное мнение и политические институты можно выделить следующие направления:

«Скептическое, с преобладанием тревожных ожиданий, которое основывается на тезисе о том, что Ставропольский край искусственно оторван от традиционных соседей - русских регионов - и в новом статусе станет просто придатком для республик Северного Кавказа. Преимущественно русское население Ставропольского края, не имея такого статуса, каковой имеют республики, и не имея конституционных и иных правовых оснований для своей защиты, будет подвергаться еще большим притеснениям и унижениям, т.к. понятие "русский" вообще не зафиксировано ни в каких документах Российской Федерации. Поэтому реакция славянских и казачьих общественных организаций понятна - поиски своей защиты в лице создания Русской Ставропольской республики. Этому сопутствуют и другие настроения - на выезд русских в другие регионы РФ».

Второе направление, обозначенное экспертом как оптимистическое, связано с ожиданием, что финансовые потоки хотя бы частично перепадут и Ставропольскому краю, не только республикам нового округа.

Описывая предпосылки к созданию нового округа Сергей Передерий предполагает, что «судя по всему, в политическом руководстве возобладала позиция, что экономические меры и финансовые вливания способны нормализовать общественно-политическую обстановку в Северо-Кавказском регионе. Предполагается, что новые бюрократические структуры способны снять многие угрозы для российской государственности». Однако, столь позитивная задумка федеральных властей очевидно вылилась в некое «как всегда». По мнению профессора Передерия, высказанному года назад, «все это может закончится просто выведением прежней системы дотаций в регион и "откатов" московским чиновникам на новый уровень».

Что же касается реального состояния экономики в республиках СКФО, то здесь, по мнению Сергея Васильевича, «постоянные упоминания политиков о бедственном положении населения республик о высокой безработице и т.п. не выдерживают критики, так как, - по мнению эксперта, - высокий уровень "теневой" экономики в регионе, доходящий до 70%, не учитывается статистикой, что позволяет жителям республик иметь более высокий жизненный уровень, чем во многих регионах проживания русского населения».

Что же касается сценариев развития нового округа, то тут по словам профессора, наиболее возможны два варианта:

Первый - традиционное общество, каковым являются республики Северного Кавказа, обладает мощным защитным полем от влияния и вмешательства извне. Оно сохранится в своих основных проявлениях. Материальные и иные ресурсы Центра им будут успешно "перемолоты", но это не устранит многих националистических проявлений. Они просто перейдут в некое новое качество, сохраняя угрозы распада России.

Второй - в случае последовательной и успешной борьбы с коррупцией и способности властных структур проявлять политическую волю поступательное развитие и снижение угроз российской государственности возможны.

Высокий уровень коррупции с угрозами российской государственности в целом связывает и Директор аналитического центра ветеранов госбезопасности «Вымпел», уроженец Нальчика Сергей Кривошеев: «Хопонину предстоит огромный объем работы по зачистке коррупции. Кто там жил, кто там бывает, у кого там родственники есть, знают не понаслышке, что коррумпированность и клановость в некоторых республиках СКФО - это что-то страшное. Это битва за контроль финансовых потоков, а многие республики – дотационные, и кто к этой кормушке близок - за этот контроль там просто идет смертоубийство» - заявил эксперт в интервью Северо-Кавказскому новостному агентству.

По мнению Кривошеева, «чтобы найти казнокрадов, допустим, в Дагестане, в Кабардино-Балкарии, достаточно проехать по престижным районам столиц этих республик: там стоят особняки - 3-4-этажные, с бассейнами и со всеми атрибутами роскошного жилья, и если спросить у проходящих мимо жителей, чей это дом, то мы узнаем, что это либо начальник милиции, либо начальник таможни, или какой-то крупный госслужащий, министр какого-то хозяйства, энергетик или руководитель местного ЖКХ. Но мы же знаем, какие зарплаты на Кавказе у чиновников, дай Бог, 15-20 тысяч рублей, тогда как стоимость особняка – 10-15 млн. долларов. Поэтому тут искать коррупционеров совсем несложно. Хотя дом прокурора республики такой же, кому тут искать?» - задаётся эксперт риторическим вопросом.

Что же касается ситуации с русским населением СКФО, то тут мнения экспертов во многом сходятся. Как считает Сергей Передерий, «стратегическое решение проблем Юга России единственно возможно при условии изменения положения самого русского народа в стране. Обращение властных структур к решению его нужд и проблем, успешное развитие русского народа будет самым убедительным примером для всех других народов РФ, в том числе и живущих на Северном Кавказе, весомым аргументом в пользу сохранения с ним связей в рамках единого государства».

Общим местом среди оценок экспертного сообщества является и то, что выполнение главной задачи, поставленной президентом Александру Хлопонину – модернизации Северо-Кавказского федерального округа, - осложняется в первую очередь тем, что отток русского населения из республик Северного Кавказа продолжается по сей день, а это, в основном, наиболее квалифицированные кадры, которые так необходимы сегодня для модернизационного скачка. В частности, по причине оттока русского населения почти полностью остановлены предприятия оборонно-промышленного комплекса в Дагестане, обеспечивавшие до 80% дагестанской экономики. И это лишь один из примеров. Совокупность подобных факторов в значительной степени и привела ситуацию к тому экономически депрессивному состоянию, с которым и был призван бороться Александр Хлопонин.

Вообще экономика и её развитие в СКФО стали главным приоритетом, который был поставлен полпреду с самого начала. Александр Хлопонин, с назначением которого на Кавказе связывались большие надежды именно в сфере экономического развития региона, сразу обозначил основные проблемы: это высокая дотационность республик, высокий уровень безработицы и высокий уровень коррупции. Что же удалось сделать за 12 месяцев, прошедших с момента его назначения?

Что касается дотационности, то она по-прежнему высока – говорится в аналитической записке, предоставленной Северо-Кавказскому новостному агентству Центральным советом РОО “Совет старейшин балкарского народа КБР” - Так, дотационность бюджета Чечни - более 90%, Ингушетии - около 80%, Дагестана - за 65%. Более 60% бюджетов остальных северокавказских республик также составляют фактически дотации из Москвы. Что касается создания новых рабочих мест, то перспективы масштабного инвестирования в экономику северокавказских республик по-прежнему иллюзорны. Криминал, сложная общественно-политическая ситуация и клановость сводят на нет все усилия Хлопонина по увеличению инвестиционной привлекательности региона. Не помогают и гарантии Минфина России, готового предоставлять 70% средств под инвестпроекты.

Неспокойной остаётся и криминогенная обстановка в регионе, усугубляющаяся террористической активность бандподполья практически во всех республиках СКФО. Так по официальным данным, количество терактов на Северном Кавказе в 2010 году по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 100% - говорится в аналитической записке ЦС РОО “Совета старейшин балкарского народа”. - По статистике МВД, за 11 месяцев прошлого года на Северном Кавказе совершено 609 преступлений террористической направленности. При этом были убиты 242 представителя силовых структур и 620 ранены, погибли 127 мирных граждан, еще 536 были ранены. Вызывает беспокойство и то, что ранее относительно спокойная Кабардино-Балкария за прошедший год заняла ведущее место в рейтинге самых неспокойных регионов. По данным главы МВД Рашида Нургалиева число преступлений террористического характера выросло в республике в пять раз. Ещё более резкий рост озвучен руководством ГУ МВД по СКФО на встрече с Медведевым в Ессентуках. Вооруженное подполье ведёт настоящую войну с силовиками. Годовщина создания СКФО отмечена в Кабардино-Балкарии нападением в городе Чегем на эскорт генерал-лейтенанта МВД, бывшего министра ВД по КБР Хачима Шогенова с расстрелом двух сотрудников ОМОНа, охранявших генерала.

За год существования СКФО проблема межнациональной напряженности выросла настолько, что сегодня речь идёт не просто о решении экономических и социальных проблем, а о сохранении мира в регионе и целостности государства. Одной из главных тем для обсуждения на расширенной встрече Дмитрия Медведева с руководством Федерального Собрания, состоявшейся 17 января 2011 года, стал именно национальный вопрос. При этом глава государства особо отметил, что межнациональная рознь представляет прямую угрозу безопасности страны и её экономическому развитию. В основе роста межнациональной напряженности, как правило, лежат интересы клановых лидеров, преследующих свои собственные корыстные цели при фактическом попустительстве тех, кто призван противостоять деструктивным процессам.

С этим согласен и Сергей Кривошеев, утверждая, что «На Северном Кавказе зачастую кровь льется порой не по вине террористов, а по причине дележа пирога между кланами, из-за межклановых усобиц, которые часто пытаются списать на террористов»»

Усилившаяся за год террористическая активность стала по общему мнению основной причиной, тормозящей как социальное, так и экономическое развитие региона. Она же в основном сказывается и на динамике оттока русских из СКФО. Так по мнению главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, для того, чтобы вернуть русских, покинувших республику, надо сначала обеспечить безопасность: «Сюда сейчас никто не поедет, пока мы не обеспечим безопасность. Поэтому вся задача заключается в том, чтобы стабилизировать обстановку в республике, и процесс этот идёт довольно динамично, положительно. Когда всё это состоится» - заявил Евкуров в интервью Северо-Кавказскому новостному агентству.

По мнению заместителя руководителя Центра консервативных исследований Социологического факультета МГУ, научного консультанта Северо-Кавказского новостного агентства Валерия Коровина, картина усугубляется ещё и тем, что такие информационно-аналитические центры как фонд «Мемориал», центра СОВА и т.п., фиксируют только те случаи нарушений прав, которые касаются исключительно притеснений представителей северокавказских этносов со стороны местных органов власти и федерального центра, в особенности, со стороны силовых структур. В то же время совершенно не придаются никакой огласке и рассмотрению факты нарушения прав русского населения, в частности, факты притеснения русских со стороны как местной власти, так и местного «титульного» населения республик СКФО. Из-за этого создаётся исключительно однобокая картина происходящего на Северном Кавказе, а это, в свою очередь, служит причиной возникновения ряда серьезных проблем для руководства России в отношениях с такими западными структурами, как Совет Европы, ОБСЕ, Европейский парламент, Комиссия по правам человека и др.

В минувшем 2010 году отток русских продолжился. И если в 90-х основной причиной оттока русских были факты физического притеснения и даже геноцида, как например, в Чечне, то сегодня основной причиной миграции русского населения с Северного Кавказа в другие регионы России становятся экономические предпосылки – низкий уровень жизни, безработица, клановсть, всё больше поражающая органы власти и экономические институты республик Северного Кавказа, что подробно разобрано в Части 3 данного доклада, в которой детально рассмотрен русский фактор и зависимость от него развития региона в целом. Таким образом, изменение этнических пропорций в северокавказских республиках, особенно в городах, происходит в пользу титульных этносов, удельный вес которых вырос с 66% до 80%, удельный вес остального населения сократился с 34% до 20%.[1] Это привело к значительным изменениям политического, экономического и культурного пространства, в котором представители нетитульных этносов начинают ощущать усиливающийся дискомфорт. В заключении третьей части доклада делаются выводы о прямой увязке проблем модернизации региона – экономической, политической, социальной с оттоком русских с Северного Кавказа.

Таким образом, подводя общий годовой итог существования СКФО, можно обнаружить, что картина не такая радостная, как хотелось бы. Основные проблемы – экономическая депрессивность, слабая инвестиционная активность, социальная и межэтническая напряжённость, клановость, высокий уровень коррупции, террористическая активность, отток русского населения – всё ещё остаются нерешёнными. Однако обнадёживает тот факт, что решением всех обозначенных проблем всё же кто-то занимается, а происходящее в регионе наконец-то стало предметом пристального внимания со стороны федеральных властей. Всего год прошёл с момента создания СКФО, а уже сделано столько, сколько не было сделано за последние десять лет. Конечно, в одночасье нельзя решить то, что копилось годами, и здесь Александру Хлопонину остаётся пожелать лишь терпения и личного мужества в его работе в столь неспокойном, сложном, но в то же время, столь важном для России и её благосостояния регионе.


[1] Дзадзиев А.Б. Русское население республик Северного Кавказа: современные миграционные установки // Северный Кавказ в национальной стратегии России. М., 2008. С.136-144

Обзор подготовил Кирилл Степанов
Комментарии:
Оставить комментарий (7)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Ваш возраст, место проживания
(не будут публиковаться, только для социологического исследования)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )