Атаман Дмитрий Стригунов: На Ставрополье идёт информационная война
30.11.2010 17:34Вооружённый конфликт между казаками и чеченцами в городе Зеленокумск Ставропольского края произошёл совсем недавно. Расследование данного происшествия ещё не завершено, однако уже сейчас всем очевидно, что речь идёт о гораздо более серьёзном происшествии, нежели бытовая потасовка местной молодёжи.
Атаман Ставропольского казачьего войска Дмитрий Стригунов в беседе с корреспондентом СКФОnews изложил некоторые мысли относительно произошедшего.
Дмитрий Владимирович, хотелось бы узнать вашу версию развития событий.
У нас не версия, мы точно знаем, потому что со всеми участниками разговаривали. Мы только вчера из Зеленокумска приехали. Сразу хотелось бы сказать, что казаки, которые в конфликте участвовали, это казаки не нашего Ставропольского войска, а с Терского реестрового. Наши там тоже были, просто так получилось. Мы с ними в хороших отношениях, у нас тут в принципе разделений особых нет.
В каком порядке развивали события?
Первое, что хочу сказать, - с пятницы на субботу (с 26 на 27 ноября 2007 года, - ред.) молодежь гуляла на дискотеке, отдыхала. Девочка, 15 лет ей, шла домой, остановилась машина, люди выпрыгнули – «поехали, довезем!». Вроде как свои, чеченцы местные, которые там живут уже давно. Но она убежала от них, не попалась к ним. Обратилась в милицию, но там не придали этому серьезного значения. Она обратилась к казакам, которые тоже там были - группа ребят, стояли после дискотеки, разговаривали. Может, они были с ней знакомы, может – нет. Просто она к ним к первым обратилась. Они - к машине рыпнулись. Когда дверь открыли, оттуда - огонь из травматических или даже не из травматических оружий. Потому что такие ранения с травматического оружия не нанесешь, потому что там у человека одного, печени можно сказать, уже и нету. Потом они на машине уехали. Уехали в дом, где живут.
И как на всё это милиция смотрела?
На вызов милиция приехала, народ начал сбегаться, естественно. А обстановка там напряженная уже давно была. Все побежали к тому дому, а там милиция вроде как встала, преградила дорогу, что бы там просто погром не учинили - народ их бы там просто порвал. Милицию тоже можно понять – им бы не допустить массового столкновения. Они как бы стояли, но из-за спин милиции ещё и стреляли по людям. До утра милиция стояла, не дала конфликтующим прямого соприкосновения, но с утра как расцвело, все-таки началась разборка. С утра стянулись туда казаки, уже не разбирались, терские или ставропольские, и наши в том числе. Пока там было разбирательство, подъехали - Крестовский отдел, Суворовский, Предгорный отдел, Пятигорский отдела нашего войска, плюс казаки Терского реестрового войска, всего около 200 человек в форме было. Стянулись сюда, как раз когда подъехали, был Совет безопасности, совещание непосредственно возле администрации Зеленокумска, были представители Госдумы края, руководство реестрового казачества.
А что же с раненными было в это время?
Пока проходило совещания Совета безопасности, казаки, мы все, поехали навестить пострадавших в больницу, и они как раз нам там все и описали – как было, что, где – поминутно, по времени, по всем этим делам. В больнице вот что поразило. Приезжаем. Когда увидели, что казаки идут в больницу, думали, что нас не пустят - всё-таки больница, а тут столько людей. А нам там – казаки, родненькие, вы хоть нас не бросили, заходите давайте, мы ждём вас, хоть днем, хоть ночью. Вы видите, там обстановка очень серьезная. Они там уже посчитали себя брошенными. Мы с людьми поговорили, люди там напряженные довольно-таки серьёзно.
На месте происшествия вроде как задержали стрелявших…После больницы пришли туда, закончился Совет безопасности. Вышли представительные люди и сказали, что четверо участников-чеченцев были задержаны, суд состоялся вчера, прямо там, в Зеленокумске. Мера пресечения – содержание под стражей им оставлено. Тот, который пытался девушку изнасиловать, убежал в Чечню, но правоохранительные органы говорят, что созвонились с органами Чечни правоохранительными и те вроде как пообещали, что на этой неделе они его там поймают и привезут на суд в Зеленокумск же. Может, это успокоительная мера для народа, сказали чтобы людей успокоить, но как оно будет – время покажет. По крайней мере так сказали.
Можно ли уточнить… Получается, что стреляли только чеченцы, а со стороны казаков не было стрельбы.
Не, они там были без ничего, оружия не было. Они чеченца-то одного ранили - он стрелял, сбоку подошел и один из казаков его со всей дури ударил, куда-то там ему попал.
Вы сказали, что заседал Совет безопасности. Это Совет безопасности Ставропольского края?
Да.
Вы говорите, что один очень тяжело ранен. Какие ранения?
Огнестрельное ранение печени, ему печень разорвало всю полностью.
А какие прогнозы делают врачи относительно него?
Ничего хорошего не говорят. Печень – орган серьезный… Можно, конечно, что-то там искусственное, но это не надолго, я так думаю.
А остальные какие ранения получили?
Остальные – из травматического оружия, не представляющие никакой опасности в основном. Синяки, сильные ушибы и всякое такое.
А в больнице сколько человек сейчас находится?
Восемь.
То есть это 7 казаков и 1 чеченец, которого ногой ударили?
Да.
Вы сказали, что состоялся суд, и они сейчас находятся под стражей. А какой срок? Это уже приговор был вынесен?
Нет. Задерживать же на сколько-то там суток могут, а потом суд определяет меру пресечения. Им определили до главного суда. Сейчас будут расследовать, заведут уголовное дело, потом будет суд, который определит дальнейшую их судьбу: виноват – не виноват, тюрьма – не тюрьма, кто, чего, почём и где... А сейчас суд определил меру пресечения. Следственный изолятор - следствие идет, а они сидят там.
А кто занимается расследованием этого конфликта, не знаете?
По фамилиям я не скажу, но вообще местные. Это зеленокумская милиция. Наверняка этим будет заниматься Следственный Комитет, но ещё пока нету.
Какая сейчас в целом обстановка в Ставропольском крае? Напряженность только в Зеленокумске или вообще по краю?
По-честному правде в глаза взглянуть - в целом если взять по краю - обстановка нормальная. Но идет очень мощная информационная борьба. То двухлетней давности рассылка, то выход - что из СКФО надо выйти, и ещё много там такого. Идёт большая информационная война, пытаются ситуацию раскачать. Даже местное нерусское население - они тоже видят это, понимают, что это будет серьёзно, и боятся, что им тут тоже не поздоровится. Все против этой ситуации. Мы с главами всех диаспор встречаемся, разговариваем, решаем. Вплоть до того, что если что-то произошло – выезжаем разговаривать и решать. И органы власти, и силовые структуры тоже прилагают усилия, чтобы это охранять. Но вот это нагнетение - в СМИ, в Интернете – стараются по вот этим параметрам все время раскачать ситуацию, и это дает свои плоды. Плюс еще кое-какие детали.
Какие?Мы вот недавно узнали, что между президентом Чечни и Управлением исполнения наказаний есть какая-то очень серьезная и мощная договоренность, где говорится о том, что если чеченцы попали под исполнение наказания, то у них там свои определенные тепличные условия. К примеру, татарин или кабардинец попадет в тюрьму, его там будут по всей строгости закона нашей суровой жизни наказывать, а если чеченец попадет, то ему будут тепличные условия. И именно это очень серьёзно провоцирует, мы же анализировали, безнаказанность. Человек знает - он попадет в тюрьму, ему будет там нормально, он не будет там страдать, его там покормят, медицинскую помощь окажут, беспокоить особо не будут. И все это – одно к одному – сгущает, напрягает и дает свои результаты, поэтому такие вспышки происходят локальные, но массовой такой истерии нету, что, мол, бей всех, спасай всех, убегай. Это я говорю серьезно, без всяких приукрашиваний, но почему-то СМИ всегда чуть ли не клещами пытаются из меня вытаскивать, что бы я сказал, что да, серьезная напряженность, только спичку поднеси – и все взорвется. Этого нет! Как бы не я хотел этого сказать, но этого нет, факты не находились, а ситуация, можно сказать, стабильная. Но её пытаются взорвать всеми силами, очень серьёзные предпринимаются попытки к этому. Особенно эти в Интернете - эти рассылки, смс-ки приходят, это ужас. Если их почитать, то кажется это ужас, такие страхи, кажется, что у нас тут не только война, а вообще ужас – такой идет геноцид, полнейший беспредел с огнестрельным оружием. Почитаешь и подумаешь, что человек с головой не дружит ни фига, если он может такое написать.
А как вам кажется, кто может стоять за этими провокациями, за рассылками?
Если б я знал…
Примерно, ваша версия.
Мне кажется, что скорее всего, это всё-таки извне. Силы за пределами нашей страны провоцируют эту ситуацию, раскачивают. Нашли таких маргинальных, меркантильных людей, которые за какие-то деньги это все делают. Довольно большое количество людей какие-то казачьи общества всякие поорганизовывали – где там многожёнство, где батюшек нельзя приглашать. Откуда эти казачьи общества берутся? У них деньги есть, они ездят везде! Я просто поражаюсь… Я просто знаю, что у казаков действительно денег нету, что бы выпускать какую-то литературу, прессу. Мы сами выпускаем газету, нам это нелегко дается, потому что с деньгами тяжело. А тут откуда-то же денежки берутся, откуда они могут идти?
То есть вы хотите сказать, что появляются новые казачьи структуры, которых раньше не было, и они довольно обеспеченные?
И довольно-таки обеспеченные. И деньги у них есть и на поездки, ездят довольно интенсивно, всерьёз, провоцируют: давай там, то, другое. И не только казачьи, но и славянские организации появились и еще какие-то. Никогда не слышал даже о таких. Организаций славянских у нас было три, а сейчас в одном Ставрополье штук двадцать. Откуда они берутся?
А названия новых организаций не могли бы сказать, именно тех, кто в последнее время появился?
Славянских не назову, потому что этой темой не особо интересуюсь, а вот какая-то там Северо-Кавказская казачья линия появилась, казаки Родовичи с уклоном в родноверов, что ли или что-то такое. Потом Казачья державна-славянская организация, сколько ж их там много. Я просто особо их не запоминаю, только посмеюсь над этим, потом что у них там уже президенты – Донской республики казачьей, президент Кубанской республики. Они даже мне звонили – «будешь министром здравоохранения у меня?». Я им – «извините, я к медицине никакого отношения не имею». В общем, смех и грех. Позорят они казачество – вообще ужас. Наверняка когда кто-то где-то услышит, скажет – «ну казаки дебилы». Они ж не будут разбираться кто – скажут, что дебилы и всё. Ну размывают реальные казачьи организации. И славянские так же. Вот такая ситуация у нас.