Назир Ахматов: Бывший криминалитет сегодня осуществляет поборы под прикрытием ислама
22.10.2010 15:32Участившиеся в последние месяцы взрывы и нападения в Кабардино-Балкарии, особенно в столице, городе Нальчике, всё чаще связывают с деятелностью т.н. радикального исламистского подполья. Вместе с тем, всё чаще в последнее время встречаются факты вымогательств и поборов у бизнесменов и коммерсантов со стороны тех же ваххабитских кругов, оправдываемые потребностями поддержки ваххабитского подполья. Сложившуюся ситуацию мы попросили прокомментировать Имама мечети города Нальчика, Председателя Межрегиональной общественной организации «Центр изучения и развития традиционных конфессий» Назира Ахматова:
С чем, на ваш взгляд, связаны участившиеся взрывы и нападения на сотрудников силовых структур в Кабардино-Балкарии? Многие связывают это с деятельностью т.н. ваххабитского подполья.
Невозможно дать ответ без маленького предисловия. Мы все являемся свидетелями тому, как в отношении нашего государства разрабатываются и применяются всё более изощренные методы с целью подрыва государственности. Сюда относится всё, что искусственно приводит к духовно-нравственному обнищанию общества, ведущему, в свою очередь, к деградации. Это и попытки дезориентации в общепризнанных человеческих принципах, приводящие к расколу общества по межэтническому, межконфессиональному, а также внутриконфессиональному признакам.
Нет сомнений, что сотрудники зарубежных аналитических центров, институтов, услугами которых пользуются государства, имеющие огромные геополитические амбиции по всему миру, свой хлеб зря не переводят. Наверно многие из тех, кто живёт сегодня с подобными амбициями, желали бы предложить России «демократию по иракски» или «по афгански» и т.д. Но там понимают, что к России это пока не применительно – опасно.
Против нас сейчас используют иные методы - сетевые войны, коррупцию, распространение безнравственности, пропаганда алкоголизации, наркомании. Нам навязывают аморальный образ жизни.
Заслоном всему этому должны быть религиозные организации. Но сегодня с деятельностью, в частности, мусульманских организаций как раз и связывают обострение обстановки на Северном Кавказе?
Основные конфессии, которые должны были бы играть роль антивируса, сегодня втянуты во внутриконфессиональные разбирательства. В то же время, на территории нашего государства, получив юридический статус, действуют сотнями сектанские организации, деятельность которых приводит к разрыву семейных и родственных связей, к расколу в обществе.
В отношении Северного Кавказа с целью дестабилизации учитываются такие факторы, как менталитет горцев – их темперамент, теологическое обнищание, повлекшее в последствии противостояние в умме, навязывание радикальных настроений с использованием социального фактора. Под видом возрождения ислама людям подсовывают сектантство, оправдывающее насилие. Имеют место даже случаи слияния криминальных авторитетов с джамагатами, что послужило стимулом для сомневающихся последователей с обеих сторон. Однако по сей день имеют место вымогательства у бизнесменов, якобы на помощь таким организациям, что не оправдывает Ислам и что, скорее всего, было заимствованно у криминала.
Таким образом, можно отметить, что слияние двух полярных групп – криминала и Ислама, - по определению, не является хаотичным, а есть один из пунктов разработанной программы для Северо-Кавказского региона «доброжелателями» России. В священном Коране Всевышний говорит, что он предпочел для мусульманской уммы середину, но не крайности как неверие или радикальный фанатизм.
Т.е. существует связь между нынешним радикальным исламизмом, ваххабизмом и криминальными сообществами? Существует ли преемственность людей, имевших отношение к криминалу 90-х, их структур, и нынешних радикальных исламистов?
Утверждать что-либо я не могу, я аналитикой не занимаюсь, но были случаи слияния представителей тех годов с радикальным движением и эти случаи имели место и у нас.
У вас в Кабардино-Балкарии, да?
Да. Кто ранее занимался криминалом, может, они попали под идеологическое влияние, последовали этому, но такие факты имели место.
А вы не могли бы привести какие-то примеры?
Если приводить конкретные примеры – это значит озвучивать какие-то имена, но я не думаю, что смогу это сделать. Лица, которые ранее занимались другими делами и считались авторитетами с 2005-го и в последующие годы, входили в разные джамааты и уже под предлогом ислама той же деятельностью у нас и занимались. Но озвучивать сегодня имена – это не так просто. Вы меня понимаете.
То есть, они, уже приняв ваххабизм, не просто ушли в экстремистское подполье, но и обычным криминалом тоже продолжили заниматься?
Да, именно сегодня это имело место, в некоторых районах приводили примеры, что у нас по республике распространялись листовки с угрозами коммерсантам, бизнесменам.
Я не сторонник того, чтобы вешать ярлыки. Но я бы назвал этих людей невежественными радикалами. Когда говорим «ваххабит», многих это очень раздражает. Многие не понимают толкования этого слова. Кто такой ваххабит и как его определять? А когда мы ему начинаем придавать характерные черты, то это получается «крайне радикально настроенный человек». Поэтому лучше дать ему такое направление – «радикал». Они – люди, чьими руками пользуются геополитически заинтересованные стороны в нашем регионе. Их руками здесь проводят свою политику, а эти люди, которые сегодня зависимы от своего социального положения, и в силу этих причин они скорее всего выполняют заказы и их невежество этому способствует. К этому имеет отношение прошлое – 1990-е, 2000-е годы, из бывших криминалитетов кто-то счел нужным для себя исповедовать определенную религию, но почему-то они не настолько искренни, потому что их дела показывают следы прошлого. Сегодня идут отголоски той практики, которая имела место быть в 1990-х: выкручивание рук бизнесменам, поборы – это все те же методы, только под другим покрывалом.