«Путинский имам»: Рамзан Кадыров и «симфония властей»
С заявления Рамзана Кадырова о том, что он не хочет быть президентом, а хочет быть имамом, и призыва к остальным главам Северо-Кавказских республик так же отказаться от президентского статуса, началась новая эпоха развития Северного Кавказа
В понедельник, 1 ноября, Александр Хлопонин поздравил Рамзана Кадырова с официальным началом «президентской деятельности», вручив ему удостоверение главы Чеченской Республики. Прежнее же удостоверение президента Чеченской Республики на имя Кадырова тут же было передано на хранение в республиканский музей. С этого момента пост «Президента Чечни» официально перестаёт существовать, а должность руководителя теперь звучит как «Глава республики», за что не так давно проголосовал чеченский парламент.
«С Кадыровым договорились в Кремле, возможно заплатили»С самого начала инициатива Рамзана Кадырова вызвала шквал комментариев, начиная от политологического сообщества, сдержанного в выражениях, и заканчивая блогосферой, где оценки порой выходили за грань корректности и варьировались от сдержанно-нейтральных до чуть ли не обвинений в назревающем новом сепаратизме Чечни. Большое распространение получило и мнением о «покупке» Кремлём отказа некоторых руководителей республик от президентства.
Сам же Кадыров даже предложил в качестве альтернативы «Президенту» название «имам», что так же вызвало массу комментариев: «По поводу смешной новости про то, что Кадыров станет имамом – смеяться тут нечего – написал у себя в блоге пользователь живого журнала lorrainekp, – совершенно очевидно, лидерам национальных республик было заплачено. Ибо никакого иного способа укрепления Вертикали и Единства кроме выплаты Дани Кремлем продемонстрировано не было. Если уж у Рахимова выкупали должность Башнефтью... И Бог с ним, если некоторым мелким, типа Адыгеи, было заплачено деньгами. Но Чечне будет заплачено сполна». Пользователь живого журнала
В целом, следует отметить, что настроения российской блогосферы были явно не на стороне кадыровской инициативы, скорее выражались опасения и подозрения, что «что-то тут не то», хотя что именно – тут спектр объяснений рознился с максимальной амплитудой. Однако, в целом очевидно, что в российском обществе, не смотря на все позитивные изменения, произошедшие в Чечне за последние годы, как-то, возможно, по инерции, всё ещё сохраняется явное недоверие, в первую очередь, к «национальным» элитам. Особенно часто ставится под сомнение подлинность их лояльности федеральному центру. Основная логика недоверия такова – они лояльны, пока им дают деньги, в противном случае, от лояльности не останется и следа. При этом следует отметить и особенность российской блогосферы, которая заключается в том, что негативной оценке подвергается практически любая инициатива власти, вне зависимости от того, откуда она исходит и какой реальный эффект для страны влечёт за собой.
Реформа нынешнего федерального устройства давно назрела – так считают те, кто положительно отнёсся к инициативе чеченского лидера. При этом очевидно, что простые люди, обычные граждане страны, в том числе и в «национальных республиках» – просто даже не заметят отмены множества «президентов». «По-моему, жителям не так важно, как называется должность главы субъекта. Им важно, кто её занимает и насколько эффективно работает»,Диссонанс между светской и традиционной моделями: «начальник Чечни»
Главным аргументом, выдвинутым против инициативы Кадырова, стало то, что появление имама в Чечне якобы подорвёт светскость государства, основы федеративного устройства: «По сути, в стране происходит двоевластие: с одной стороны власть светского государства, с другой – власть консервативного исламского духовенства. До определённого момента светская власть будет идти на значительные уступки, но в конце концов подобный дуумвират может закончиться бурей. Во всём виноват плюгавый мужик в кепке, памятники которому стоят до сих пор в каждом городе России –
Сторонники «плюгавого мужика в кепке», однако, также не поддержали инициативу Кадырова с преобразованием в имама: "При принятии решения о том, как должны именоваться главы национальных республик, бесспорно, надо учитывать их национально-культурные традиции, но помнить при этом, что у нас светское государство" – заявил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Ему вторят и идейные противники КПРФ: "Имам – лицо духовное у мусульман, но у нас светское государство. При всём уважении к представителям различных религиозных конфессий нельзя допустить, чтобы главы регионов Российской Федерации именовались как духовные лица", заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству Владимир Груздев, представляющий «Единую Россию». Но и противники самой «Единой России» на сей раз проявили солидарность с оппонентами. Так лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин считает, что "Такие рекомендации были бы грубейшим нарушением принципа устройства современной России как светского государства".
Наибольшую лояльность к инициативе чеченского руководителя проявил, как ни странно, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, давший самый корректный комментарий относительно данной инициативы: «…чеченские власти могут неформально назвать главу республики имамом, однако по Конституции это всё-таки должен быть глава республики. Равно как в Дагестане, например, неформально руководитель республики может называться эмиром, что по-русски означает начальник».
Наибольшее раздражение инициатива Кадырова вызвала, естественно, у крайних либералов-западников и правозащитников. Так лидер "Правого дела" Леонид Гозман заявил, что "Все эти имамы, эмиры и ханы – это из другого столетия. У нас сейчас XXI век, и Россия – светское государство", а глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева высказала сомнение в том, что российские власти согласятся с изменением названия должности главы Чеченской республики с "президента" на "имама". «Чтобы у нас, в светском государстве, была республика, возглавляемая духовным лидером, имамом? Это противоречит Конституции» – заявила Алексеева. Таким образом, представители основных политических партий, в том числе и оппонентов, а так же примкнувшие к ним правозащитники как один выступили против появления в России ещё одного имама, хотя и во главе одной из республик. При этом, против отказа от названия «Президент» в принципе, никто особо не против.
Имперская модель устройства«В Империи существовала, на мой взгляд, правильная система отношений между народами – продолжает пользователь ev_chuprunov. – Национальная элита выделяющаяся своими способностями, органично вписывалась в число собственно русской элиты. А основная масса народа жила согласно своим морально-религиозным представлением под контролем чиновников центральной администрации. После "реформ", устроенных плюгавым, начался стремительный рост "нацыонального самосознания", т.е. оголтелый антирусский национализм на местах, в итоге и погубивший СССР. Титульный народ превратился в навоз, который удобрил "самостийность" других народов бывшей Российской Империи».
Из этого следует, что советский период разрушил гармонию в отношениях между центральной – имперской – властью и традиционными этносами на местах. Но, собственно, то самое «двоевластие», на которое пеняет ev_chuprunov
То, что этносами будут править имамы – куда как лучше, нежели когда ими правит этническое чиновничество, достаточно светское, чтобы забыть традиционные для них религиозные нормы морали, но не достаточно интегрированное в имперскую элиту, чтобы уже начать мыслить стратегически, а не местечково. Показателем здесь является отношение к воровству: ворует – значит оторвавшийся от традиционной морали этнический чиновник, не ворует – значит стратегически мыслящий представитель элиты, способный интегрироваться в элиту федеральную.
Интересно, что против инициативы Кадырова выступили некоторые организации, представляющие народы Северного Кавказа, например, адыгское движение «Адыгэ Хасэ», осудившее «президентскую» реформу Кадырова, и распространившее заявление, в котором в частности говорится: «В последние два десятилетия для нас стал привычным вброс из Чеченской республики абсурдных политических проектов, до основания сотрясающих нашу страну. Вначале это были сепаратистские идеи, неизбежно трансформировавшиеся в откровенный политический и религиозный экстремизм. В наши дни, на наш взгляд, мы являемся свидетелями политического проекта, покушающегося на сами основы федеративного устройства Российской Федерации, государственности народов Российской Федерации. Удивляет, с какой увлеченностью в Чеченской республике готовы выписывать всей стране рецепты на тему «как нам обустроить Россию» – беспокоится за судьбу России общественная организация, много сделавшая для формирования так называемой «адыгской государственности».
«Особое удивление и обеспокоенность вызывает поспешная и непродуманная поддержка этой инициативы президентом республики Адыгея Тхакушиновым – сокрушается движение «Адыгэ Хасэ». – Хотелось бы в этой связи напомнить президенту республики Адыгея, что избранный народом республики парламент Адыгеи, выдвинув его кандидатуру на должность президента республики Адыгея, а позднее утвердив его в этой должности от имени всего многонационального народа Адыгеи, оказал ему тем самым великую честь» – говориться в заявлении движения.
«Инициатива Рамзана Кадырова по отмене должности «президент» на всем Кавказе и замене в отдельно взятой Чечне должности президента на имама, говоря языком реальной политики, означает отмену светского принципа организации государства. В Чечне стараниями Рамзана и его отца фактически создано исламское теократическое государство на основе суфийского ордена Кадырийя, наследственным шейхом которого был покойный Ахмад Кадыров. Вот эту, фактически уже созданную исламскую Чечню Рамзан и хочет легализовать теперь уже де-юре» – приводит пользователь abradabra_ru слова израильского диссидента Аврома Шмулевича.
Вообще, беспокойство за светскую модель устройства государства – явление вполне себе европейское. Но здесь следует учитывать, что Европа состоит из субъектов, которые в политологии носят название государство-нация. Суть его в том, что образование это сугубо политическое, состоит из атомизированных граждан, вне зависимости от их этнического или культурно-религиозного происхождения живущих по усреднённой стандартной программе. Однако, в последние годы всё заметнее, что гражданская унификация в Европе не очень то и удаётся – арабы не ассимилируются, мусульмане не скрывают своих религиозных предпочтений, как того требуют европейские стандарты национального государства, и не очень то отказываются от своих обрядов, подходов и миропонимания. И это Европа, которая уже пожертвовала многим для утверждения собственной унификационной модели.
Что уж говорить о России, которая всегда была, есть и будет империей, т.е. стратегическим единством всего многообразия, народов, этносов, культур и традиций. Чем точно никогда не была Россия, так это государством-нацией. А чтобы сделать её таковой, нужно перемешать в плавильном котле унификации всё множество, культур, традиций и этносов, которое ни в какое сравнение не идёт с Европой, где на это безуспешно ушло несколько столетий. Так стоит ли начинать? Ни православие, даже в его самых ортодоксальных проявлениях, ни ислам, ни другие религиозные конфессии никогда небыли проблемой для российской имперской государственности, но с ними всегда безуспешно боролась государственность светская, неизменно заканчивая все подобные усилия крахом самой светской государственности.
Что же касается движения «Адыгэ Хасэ» и примкнувшего к ним Аврома Шмулевича, то эти явно волнуются из-за того, что заявление Кадырова противоречит их планам продвижения проекта «Великой Черкессии», с последующим выделением из России в качестве суверенного государства черкесов.
"Кадыров – стратегически мыслящий политик федерального масштаба"Не смотря на панику в рядах кавказских националистов, призывающих своих лидеров не поддаваться на «кадыровский призыв», инициатива чеченского лидера была подхвачена и в других регионах России, за пределами Северного Кавказа. Так Президент Бурятии Вячеслав Наговицын присоединился к главам субъектов России, решившим больше не быть президентами. Об этом сообщили в пресс-службе президента Бурятии. По мнению Наговицына, его должность может называться «глава Республики Бурятия».
Позитивную реакцию выразили не только руководители республик, которым положено, но и обычные граждане: «Путинские имамы? Рамзан Кадыров на самом деле сделал сильнейший политический ход, выдвинув идею отказа от президентского статуса в Чеченской республике и замены его на статус «имама». Это ход одновременно аппаратный, но и безусловно выходящий за пределы аппаратной игры» –
Профессиональное экспертное сообщество так же оказалось в основном на стороне Кадырова, т.к. ясно ощущает все стратегические выгоды переформатирования внутриполитического устройства России, спровоцированного предложением «истинно русского здравомыслящего человека». Как считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, «Кадыров сделал очень важный политический шаг. Полагаю, не один президент национальной республики сейчас рвёт на себе волосы, сокрушаясь, что не додумался до этого первым. Теперь у Кремля есть аргумент: если уж глава республики, где довольно долго шли военные действия и контртеррористические операции, добровольно предлагает отказаться от такого названия своей должности, то более спокойным регионам, таким, как Татарстан или Башкирия, сам Бог велел».
Стратегическое, общегосударственное мышление как раз и отличает политика федерального масштаба от местечкового чиновника. Вообще, с точки зрения этносоциологии, отличие этноса от народа заключается в масштабах мышления. Этнос мыслит локально, замкнут на себе, погружён в свои житейские проблемы, занимается собой, домом, родными, видит себя и свои интересы в первую очередь. Это нормальное состояние для этноса. Представитель этноса выделяет частности, не замечает общего, и это так и должно быть. Народ – следующая категория, образующаяся путём «размыкания» и слияния нескольких этносов – мыслит стратегически, более масштабно, обращает внимание на целое, на главное, опуская детали, не обращая внимания на мелочи. Народ ставит интересы общего выше интересов частного. К примеру, – русские – большой стратегический народ, ассимилировавший в себя множество этносов. Если представитель этноса начинает мыслить как представитель народа, то для этноса это девиация, отклонение от нормы. Но это норма для представителя народа. Отстаивая интересы русского государства Кадыров ведёт себя как русский, как представитель большого народа. Он не мыслит как этнос, он мыслит как народ – масштабно, крупно, а это признаки формирования федерального политика общероссийского масштаба.
Угроза имама?Сегодня в России уже достаточно действующих имамов, и вряд ли вхождение в их ряды имама Кадырова вдруг как-то резко подорвёт существующую светскую модель. Одно не противоречит другому при соблюдении принципа «симфонии властей», когда вопросами религии и духовного развития общества занимаются духовные авторитеты, а вопросами политического и административного устройства – политики и чиновники.
«Наиболее простодушные предположили, что чеченский лидер фактически выступил за «губернскую» модель устройства России. Но последующие сообщения о том, что Рамзан Кадыров может стать имамом или мехк-да Чечни, внесли сумятицу в умы. И действительно – смена наименования с «президента» на «имама» в глазах мусульман будет означать не «понижение», а «повышение» авторитета» – считает обозреватель «Росбалта» Дмитрий Ремизов.
В глазах мусульман приобретение Кадыровым статуса имама – это действительно, повышение авторитета, а в глазах не мусульман – возможно, понижение, но скорее всего всем тем, кто не имеет отношения к исламу, это просто безразлично.
«Вчера я уже запарилась объяснять в комментах доморощенным умникам и умницам, что Кадыров не может назваться имамом. Вы, друзья, разницу между Президентом и Патриархом понимаете? Так вот, тут то же самое» – волнуется комсомолка Дарья Митина, скрывающаяся под ником kolobok1973. И здесь она права. Имам – это, действительно, духовный лидер, отвечающий за формирование религиозной среды, за нравственное состояние тех, кто его окружает, он привязан к людям, к последователям, к «пастве». Имам погружён в мир традиции, он-то как раз и находится в гармонии с этносом. Но может ли он при этом оставаться политиком?
Рамзан Кадыров уже как-то высказывался на эту тему: «Сам я хитрить так и не научился... Иначе я стану политиком, а не Рамзаном Кадыровым. А хитрить – у нас есть тысячи таких политиков. Я не хочу». А в интервью журналу «Профиль» он пояснил: «Если мне удастся убедить людей, которые стоят за мной, людей, которые зависят от меня, в том, что я не нужен, я с радостью уйду из политики». Действительно, следует понимать, что политик – это холодный, отстранённый от страстей и эмоций человек, оторванный от корней, жёсткий и где-то беспринципный, для которого цель оправдывает средство, ибо, как говориться, «политика – это искусство возможного». Подобный образ совершенно не вяжется с образом имама, естественного лидера своего этноса, с образом мехк-да – отца народа, опекающего и окормляющего его духовно, любящего своих близких, семью, детей, болеющих душой за каждого.
«По шариату Рамзан Кадыров имеет право на статус имама. «Имам» по-арабски — первый, тот, кто впереди. Рамзан Кадыров — имам среди своего народа. Если такое название должности первого лица республики не противоречит Конституции РФ и ЧР, я за этот вариант названия должности руководителя субъекта. Если такое название должности главы ЧР вызовет разногласия в обществе, то название «мехк-да» примирит всех. Это чеченское понятие означает «отец народа», «глава края». То есть так называют человека, отвечающего за республику. Мне кажется, оба эти названия – и «имам», и «мехк-да» — хороши. И по смыслу схожи. Хотя, если честно, мне из этих двух названий больше нравится «имам» – заявил председателя Духовного управления мусульман Чеченской Республики Султан Мирзаев.
Кадыров оказался перед дилеммой – остаться политиком или стать духовным лидером своего народа. Этот вопрос не раз возникал в истории человечества, и каждый раз традиция давала решение.
Симфония властей: традиция – наше решениеВизантийский принцип симфонии, или разделения властей, лежал в основе двух могущественных империй, собственно византийской и русской православной империи, Москвы – Третьего Рима. В современном мире функции духовной и светской власти разведены, например, в Иране. Аятолла – духовный лидер – является высшим религиозным авторитетом для всего народа, в том числе и для президента, верующего, нравственного человека, но обладающего при этом полнотой власти политической.
В традиционном обществе принцип «симфонии властей», хотя в данном случае это понятие используется не буквально, а скорее, как метафора, некоторая формула –заключается в том, что духовная и политическая ветви власти разведены. Здесь следует учесть и то, что чеченской традиции вообще не свойственен принцип единоличного правления. К нему пришлось прибегнуть, как к своего рода пожарной мере, в ситуации, когда было необходимо жёстко и быстро стабилизировать ситуацию в республике.
«Нет, не будет Кадыров имамом Чечни. Не будет в России чувашского патши, башкирского бая или калмыцкого хана в качестве руководителя субъекта единой и неделимой Российской Федерации. В этом вопросе наш многострадальный народ ждет полнейшая стандартизация. В республике, крае, области, автономном округе и даже в Москве с Санкт-Петербургом первые лица будут называться одинаково. Депутаты Госдумы от партии «Единая Россия» поддержат изменения в законодательство для унификации названий глав регионов» – об этом сообщил секретарь президиума Генсовета партии, вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин, сообщает юзер bes_palov.
Унификация, безусловно, должна пройти, и это главный итог предложения Кадырова, из которого уже следует переструктурирование внутреннего политического устройства. Это очередной шаг к унификации общероссийского законодательства, приведения всех местных законов к общефедеральным конституционным нормам. Но за этим должен последовать ещё один шаг – и для Чувашии, и для Башкирии и Калмыкии – вполне естественно и даже необходимы следование своим духовным традициям. И наличие жёсткой, унифицированной, стандартизированной политической власти совершенно не противоречит наличию власти духовной, не менее авторитетной и признаваемой нашими традиционными этносами.
Что же касается Чечни, то разведение политических и религиозных функций для неё естественно как ни для какого другого субъекта. Ведь именно в Чечне традиция сохранилась в наиболее первозданном виде. И именно за свою традицию, за право жить по законам своих предков, в соответствии со своим адатом, было пролито столько чеченской крови и положено столько жизней. Традиция – это единственное, что придаёт смысл существования этого этноса, оберегает его от окончательного размывания, растворения в плавильном котле большого народа, от стирания его традиционной идентичности. Без традиции чеченцы, или как правильнее было бы сказать – нохчи – перестанут существовать, ибо традиция – это единственная панацея от этноцида.
Исследования на тему разведения традиционного и светского путей развития и их совместного, параллельного сосуществования, уже проводились, в том числе и чеченскими учёными. Так довольно известный чеченский мыслитель Хож-Ахмед Нухаев как-то сказал в интервью газете «Газета»: «Я убеждён, что в Чечне необходимо разделение подходов. С одной стороны Чечня южная, где необходимо, хотя бы формально, обозначить основы традиционной иерархии, которая существовала в Чечне испокон веков, и которая способна выдвинуть харизматического лидера – Мехк Да – снизу вверх, с другой стороны – более светский север, где для удержания порядка и стабильности сегодня нужна жёсткая, авторитарная власть с руководителем, назначенным сверху, опирающимся на поддержку Кремля». Пока что Кадырову приходиться заниматься и тем и другим. Но свои приоритеты он уже обозначил, и не раз. Наведение порядка в хозяйстве, экономике и политике – задача сиюминутная и решаемая в обозримом будущем. Наведение порядка в душах людей, сохранение чеченской традиции и передача её будущим поколениям – задача, уходящая в вечность…