Чеченцы пошли на прорыв: цель – 26 миллиардов рублей
Десятки и сотни тысяч чеченских парней и девушек, выпускников университета, нефтяного института и индустриальных училищ, наконец-то смогут надеть на себя форму
Интересную информацию опубликовали на днях российские СМИ. Оказывается, в последние месяцы в Чеченской Республике в сравнении с соответствующим периодом прошлого года более чем на девять процентов произошел спад промышленного производства. Авторы не уточняют, в каком секторе экономики республики имело место столь заметное замедление ее развития, однако, подчеркивают, что в целом по стране это самый большой показатель.
На фоне различного рода «чеченских» негативов, сообщения о которых с завидной регулярностью появляются на всем медиа-пространстве, последний тезис для их постоянного потребителя может выглядеть даже просто сенсационно. Как, у них, оказывается, еще и промышленность там есть? - Зададутся они скептическим вопросом, но быстро успокоятся собственным же ответом – ну, пусть, она там и была, да вновь, вот видите, сплыла.
В поисках чеченской индустрииРешил покопаться на страницах Интернета и поискать там упоминания о чеченской индустрии – вдруг удастся найти, пусть не оценки, но просто позитивные новости о промышленном производстве в этом послевоенном регионе. И вот какая картина выявилась: на официальных ресурсах – в газетах, в теле- и радиоэфире, на единичных сайтах такая информация присутствует. Её не так много, как хотелось бы тем, кто производством в Чечне таки занимается. Но она есть! Зато на всем остальном информационном поле, упоминаний о республике в свете её промышленного развития в ряду других регионов страны найти оказалось почти невозможным.
Однако проблема существует. Регион, в течение десятков лет поставлявший свои трудовые ресурсы в Сибирь, Казахстан, Киргизию, Ростовскую, Оренбургскую, Астраханскую область, в Калмыкию и даже на крайний Север, сегодня страдает от нехватки рабочих мест для собственного населения. До двухсот тысяч отходников из бывшей Чечено-Ингушетии выполняли сезонные, по большей части – строительные и сельскохозяйственные работы- на пространстве в миллионы квадратных километров. Но с приходом перестройки и началом всеобщего размежевания советских республик, после идиотских войн 90-х, вся эта огромная масса людей в худшем случае пополнила ряды безработных, и в лучшем – отряды гастарбайтеров в ставших суверенными странах ближнего зарубежья.
В недавнем послании президента Медведева созданию рабочих мест в стране было уделено серьёзное место. Прозвучали даже цифры, свидетельствующие о снижении количества безработных на два миллиона человек. Боюсь, чеченцев в этой массе людей, получивших работу, совсем небольшое количество.
Сегодня стало общим местом утверждение о взаимосвязи между падением нравственности и ростом преступности в обществе и обеспеченностью его членов рабочими местами. Что, скажите, делать молодым, здоровым и сильным людям в условиях их тотальной незадействованности общественно-полезным трудом, коим в первую очередь является их участие в создании продуктов производства? Как начинающим взрослую жизнь людям заключать браки, растить детей, на какие деньги содержать семьи, за счёт чего питаться, одеваться и просто радоваться жизни? Это далеко не праздные и отнюдь не абстрактные вопросы. Ведь не надо быть оракулом для того, чтобы понимать, что поиск ответов на них, отложенный обществом на «потом», принесёт ему новые, более сложные проблемы, которые станут катализатором грядущих общественных потрясений.
Подвижники восстановленияЕсли назвать то, что происходило на территории Чеченской Республики в лихие 90-е и задолго до них неким экспериментом, то его результаты ощутимы и очень легко поддаются соответствующему анализу. Одним из главных, если не вовсе единственным, результатом которого может стать понимание невозможности оставлять все так, как было прежде. В республике без всяких преувеличений сделано очень многое для выправления ситуации, к которой она к началу ХХI века пришла в силу объективных и субъективных причин. Сегодня большое количество рабочих рук задействовано в гигантских масштабах жилищного и дорожного строительства. Регион возрождается на глазах, темпы восстановления разрушенного войной народного хозяйства просто поражают воображение. Но ведь обязательно придёт день, когда большинство возводимых объектов будут сданы в эксплуатацию, а потребность трудоспособного населения в новых рабочих местах возрастет ещё больше. Как государство намерено готовиться к такому повороту событий? Удастся ли ему в пылу занятости решением других, более глобальных политических, идеологических и экономических проблем, учитывать фактор роста напряженности в обществе по конкретной причине отсутствия в нём достаточного рынка рабочих мест? Или благополучное положение стольного града Москвы и ещё двух-трех российских мегаполисов позволяет этому самому государству с оптимизмом смотреть вперед? Мол, пусть и другие учатся. Интересно выразился по этому поводу один мой знакомый: -Да мы бы все дружно подождали, если бы были бессмертны…
Недавно мне выпала возможность близко познакомиться с двумя интереснейшими людьми. Это Айнади Кузумов, генеральный директор аргунского ОАО «Чеченавто», и Султан Рахмаев, заместитель министра промышленности и энергетики Чеченской Республики. Первый всю свою взрослую жизнь посвятил реализации идеи создания чеченской автоиндустрии. А второй, сочетая в себе те же качества, годы отдал восстановлению чеченской промышленности во всем её комплексе, где главным пунктом у него значится создание в республике собственной мощной электроэнергетики, без которой подлинная индустриализация региона весьма проблематична. Именно благодаря усилиям этого человека и его единомышленников республика сегодня имеет концепцию восстановления и перспективного развития отраслей промышленности Чеченской Республики. Не поленитесь, и внимательно вчитайтесь в некоторые из положений этого документа. Факторами, позволяющими решить упомянутые в его названии задачи, авторы определяют следующие:
Наличие в республике предприятий машиностроения, приборостроения, металлообработки, легкой и мебельно-деревобрабатывающей промышленности, а так же других предприятий, подлежащих восстановлению, реконструкции и диверсификации на инновационной основе; промышленно-производственного персонала и научных кадров; большого контингента незанятых лиц трудоспособного возраста и значительный естественный прирост населения; сырьевой базы для развития отдельных отраслей промышленности; высших и среднетехнических учебных заведений по подготовке специалистов; возможности привлечения, при определенных условиях, капиталов диаспоры для восстановления и строительства промышленных предприятий; возможность восстановления промышленности на инновационной основе, на высоком техническом и технологическом уровне.
Не слабóСоздание развитой промышленности авторы концепции считают важнейшим условием для развития экономики и социальной сферы республики. Каждый из приведенных выше факторов они считают возможным задействовать в рамках среднесрочной и долгосрочной программ восстановления и развития промышленного комплекса Чеченской Республики. Приоритетными направлениями развития экономики Чеченской Республики концепцией определяются системообразующие отрасли - автомобильная промышленность и электроэнергетика. Бюджетообразующими - нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение, металлообработка, лесная отрасль, стройиндустрия, пищевая и легкая промышленность, а так же малый и средний бизнес.
Айнади Кузумов, при огромной поддержке руководства Минпромэнерго ЧР, почти на руинах выстроил новый завод по сборке автомобилей. Сколько труда и энергии потрачено на переговоры с тольяттинским «Автовазом», чтобы убедить его руководство начать сотрудничество с зарождающимся чеченским автопромом, только он и знает. Желающих заполучить в своём регионе сборочное производство с перспективой создания на его основе полного цикла производства автомобилей было немало. Каждый максимально высокопоставленный начальник лоббировал интересы своего региона, которые входили в противоречие с чеченскими амбициями, пытался перетянуть одеяло на себя. Но убедить тольяттинцев обратить свои взоры именно на Аргун удалось именно чеченскому руководству. Личные контакты Рамзана Кадырова с губернатором Самарской области поставили точку в этой жесткой конкуренции.
Уже второй год подряд молодежь Аргуна и других близлежащих населенных пунктов организованно направляется для учебы и прохождения необходимой практики на тольяттинский «АвтоВАЗ». Домой возвращаются целеустремленные парни, ставшими крепкими автослесарями и сборщиками автомобилей. Их уже почти полторы сотни, и это хороший кадровый задел для молодого чеченского автопрома. В прошлом году рабочие под руководством старших специалистов собрали более тысячи «семерок». Сейчас их готовят к работе на сборочном конвейере, откуда в торговую сеть страны начнут поступать уже «приоры» и другие современные автомобили тольяттинского производства. А пока цеха предприятия расширяются, модернизируются по последнему слову техники и технологии. К концу декабря подготовительные работы для начала сборки автомобилей нового поколения должны уже завершиться. При нормальном раскладе обстоятельств уже в течение следующего года с аргунского автоконвейера спустят до двадцати тысяч новеньких российских «лад».
В случае достижения устойчивых темпов экономического роста и обеспечения намеченного объема промышленного производства предприятия Минпромэнерго ЧР уже к 2012 году могут произвести продукцию почти на 26 миллиардов рублей. Слабо? Но именно этот рубеж намечен в упомянутой концепции. Качественное улучшение экономической ситуации в республике требует создания системообразующих отраслей, способных, во-первых, дать большое количество рабочих мест и выпускать конкурентоспособную продукцию. Во-вторых, дать толчок к развитию других отраслей. Для достижения этой цели, исходя из основных факторов, обеспечивающих устойчивый промышленный рост, ключевым направлением выбрана стратегия создания и развития автомобильной промышленности Чеченской Республики.
Чеченский Word против американского Ford`a
Интересную новинку придумали автосборщики Аргунского «Пищемаша». Это совсем небольшой грузовичок, меньше «Газели», с кабиной от нее же, но с рамой от «Нивы». На ней крепится небольшой кузов собственного производства. Сейчас этот миниатюрный пикап собран и стоит в одном из цехов завода в ожидании начала серийного выпуска. Если это действительно произойдет, то уже в ближайшее время по дорогам республики и за ее пределами начнут курсировать юркие полуторатонки, не имеющие пока аналога во всей России.
Просторней станет на дорогах, рынках и небольших стройплощадках, потому что самодельные грузовички-мотороллеры и явно громоздкие для перевозки мелких грузов «Газели» в краткосрочной конкуренции обязательно уступят им свое место. Как рассказал заместитель министра промышленности и энергетики Чеченской республики Султан Рахманов, новая машина – плод коллективного творчества молодых рабочих и инженеров завода. Уже второй год подряд парни из Аргуна и других близлежащих населенных пунктов организованно направляются для учебы и практики на Тольяттинский «Автоваз-Лада», откуда возвращаются крепкими автослесарями и сборщиками автомобилей. Их уже почти полторы сотни, и это хороший кадровый задел для впервые создающегося чеченского автопрома.
В прошлом году ребята под руководством старших специалистов собрали более тысячи «семерок», и сейчас их готовят к работе на сборочном конвейере, откуда в торговую сеть страны начнут поступать уже «приоры» и другие современные автомобили тольяттинского производства. Если всё пойдёт нормально, то уже в течение следующего года с аргунского автоконвейера спустят до двадцати тысяч новеньких российских «лад». Эксклюзивный грузовичок местного производства должен оказаться в этом же числе. Заводчане долго спорили по поводу его названия. И тут кто-то предложил дать ему имя «Ворд». В переводе с чеченского это «телега», что точно соответствует функциональному назначению пикапа. А в написании латинским шрифтом и вовсе звучит романтично и современно – почти как «Ford». Так и решили. Остается приступить к серийному производству.
В том, что на аргунский «Word» будет спрос, здесь не сомневаются и абсолютно уверены – их собственная машина не ударит лицом в грязь. Как когда-то и на все времена это удалось сделать американским производителям всемирно известной марки «Ford».
У них должно быть такое правоМировой исторический опыт показывает, что одной из наиболее эффективных системообразующих отраслей является именно автомобильная промышленность, способная стать локомотивом индустриального и инновационного развития региона. В результате реализации Проекта по организации производства автомобилей и автомобильных компонентов в Чеченской Республике будет создан ряд крупных современных высокотехнологичных предприятий, выпускающих востребованную и конкурентоспособную продукцию, способствующих динамичному развитию других отраслей экономики и увеличению научно-технического потенциала республики. Только вдумайтесь: это позволит создать в течение 2-3 лет более шести тысяч рабочих мест, а к 2012 году - до 7 500 на основном производстве и, помимо этого, около двух тысяч рабочих мест - в сопряженных отраслях и структурах. С учетом заложенной в проект средней заработной платы в размере 15 000 рублей это обеспечит десять тысяч семей – до 50 тысяч человек, возможностью существенно улучшить свое материальное положение. И как это отразится на росте общего благосостояния в регионе?
Наверно, очень трудно не понять, что создание современного производства автомобилей и компонентов к ним может стать заметным фактором, способным резко повысить инвестиционную привлекательность Чеченской Республики. Зачем богатым людям вкладывать деньги в регион, если там нет мощной промышленной инфраструктуры? В нашем случае для скепсиса по поводу вложения средств в чеченский автопром и получения в результате этого заинтересованными сторонами соответствующих дивидендов места просто не остается… Остается совсем немного – выстроить в республике стройную систему приоритетов, когда именно промышленное производство, как ему это и положено, превращается в становой хребет экономики.
Десятки и сотни тысяч чеченских парней и девушек, выпускников университета, нефтяного института и индустриальных училищ, наконец-то смогут надеть на себя форму инженеров, техников и высококвалифицированных рабочих и с гордостью нести высоко поднятый флаг работников новой и мощной чеченской промышленности. На радость всему обществу, истосковавшемуся в ожидании полной и окончательной победы мира и созидания в своей многострадальной республике. У них должно быть такое право, они его заслужили.