Кровная месть – как это происходит?
Покинув селение, родственники убийцы ждали гласного объявления кровной мести
Необходимо остановиться на вопросе о том, каковы суть, смысл и высшее предназначение принципа общинной ответственности, почему так важно, чтобы возмездие за преступление, присущее любой общественной формации, осуществлялось именно в такой форме. Исходя из того, что сегодня чеченцы являются единственным народом, который сохранил этот принцип в социальной действительности, целесообразно будет проанализировать закон общинной ответственности именно на чеченском примере, привлекая, в случае необходимости, примеры из адатов других народов, которые в прошлом так же придерживались этого закона.
В случае, если происходило убийство человека и отмщение не было совершено сразу же на месте преступления, убийца скрывался, предупредив своих родственников о случившемся. Если семьи убитого и убийцы проживали в пределах одного селения, то родственники убийцы немедленно покидали это село, так как по адату не имели права попадаться на глаза представителям пострадавшей стороны – это считалось тяжким оскорблением родственников убитого. Покинув селение, родственники убийцы ждали гласного объявления кровной мести, чтобы со своей стороны предпринять действия, направленные к поиску примирения. Родственники убитого собирались на совет, выясняли по возможности все обстоятельства трагедии и, приняв решение о мести, назначали молодых людей (чаще всего родных, двоюродных и троюродных братьев убитого) для совершения возмездия.
После этого выбирались нейтральные представители, которым поручалось довести до сведения родственников убийцы, что им объявлена кровная месть и называлось имя человека, которому предстояло заплатить своей кровью за совершенное убийство. В подавляющем большинстве случаев это был сам убийца, как говорят чеченцы «обладатель виновной руки», но не всегда. Месть могла быть объявлена и другому лицу из кровнородственной общины убийцы, если последнего, по каким-то признакам, считали недостойным человеком. Однако оглашение имени человека, которому предстояло расплатиться за убийство, не означало, что другие представители кровнородственной общины убийцы могли считать себя свободными от ответственности и посещать людные места. Иногда бывало так, что мстители, столкнувшись с кем-то из противной стороны, убивали его, если тот вел себя вызывающе, не уступал им дорогу, находился в увеселительных местах и т.д. – в этом случае месть считалась завершенной.
Иногда случалось так, что убийца или лицо, названное ответчиком, умирали своей смертью. В этом случае к родственникам убийцы посылалась новая делегация, которая называла имя человека, подлежащего возмездию. Тот скрывался, соблюдая осторожность, зная, что его ищут день и ночь, что везде его может подстерегать засада. Однако глубоким позором для мстителей являлось убийство безоружного, или больного, или получившего ранение в другой стычке, кровника.
Если родственники убитого подавали надежду на то, что кровная вражда может завершиться примирением, то в назначенный день огромные массы людей со всех концов Чечении и даже Ингушетии собирались на окраине селения, где жили родственники убитого. Принять участие в процедуре примирения кровников считалось в высшей степени богоугодным делом. Собравшись, люди, запрудив все улицы селения, двигались к дому, где жила семья убитого. Впереди шли старейшины, священнослужители, наиболее известные в народе люди. На погребальных носилках, завернутым в саван как «живого мертвеца», несли убийцу, обросшего волосами, так как, ухаживая за своей внешностью, и показывая этим, что привязан к жизни, виновник нанес бы тяжелое оскорбление своим кровникам. Если родственники убитого отказывались от примирения, то пришедшие люди долгие часы выстаивали на улицах, вновь и вновь посылая уважаемых людей с просьбой о примирении. Иногда все становились на колени – только в молитве Богу, и прося за жизнь чужого ему человека, творения Бога, чеченец мог стать на колени. Если бы он сделал это, прося пощадить себя или своего родственника, это было бы несмываемым позором.
Любой закон должен оцениваться с нравственных позиций, а источником нравственных канонов является только религия. И раз религия признает только два решения: или наказать по принципу «око за око», если нет смягчающих обстоятельств, или простить виновного во имя Всевышнего, если есть смягчающие обстоятельства, то никаких «промежуточных» видов наказания для религиозных людей не должно существовать. Их и не существует в традиционных обществах.
Знакомый автора рассказывал случай, который произошел с ним еще при советском режиме. Этот человек пришел к своему близкому другу с просьбой простить – ради Аллаха – кровника, чьи родственники обратились к нему с этой просьбой. На это друг ответил, что не может простить, что он и его родственники приняли твердое решение покарать убийцу. И добавил:
- Я знаю, что собираются люди, которые придут к моему дому с просьбой простить убийцу. Прошу тебя как друга – не приходи вместе с ними, так как отказать тебе, моему лучшему другу, мне будет труднее всего.
Но родственники убийцы вновь упросили его пойти вместе с ними к дому мстителей, так как рассчитывали, что его присутствие среди собравшихся смягчит гнев преследователей. И он, поддавшись на уговоры, пошел вместе с ними и другими людьми к дому своего друга. Тот, не сдержавшись, крикнул:
- Я же просил тебя не приходить! – и публично плюнул ему в лицо. Мой знакомый вытер с лица плевок и произнес:
- Что ж, твое право плеваться, мое право – утереться.
Глубоко пристыженный своим поступком, друг моего знакомого воскликнул, что прощает кровника, и все его родственники последовали его примеру.
Если родственники убитого соглашались принять у себя во дворе кровников, то это был знак, что они вняли просьбам народа и готовы простить убийцу. После этого мулла зачитывает аяты из Корана, в которых Всевышний призывает Свои человеческие творения проявлять друг к другу милосердие, и старший родственник убитого, подойдя к убийце, остригает ему клок волос, что означает акт прощения. И все собравшиеся благодарили Аллаха, а затем провозглашали хвалу мужеству и благородству родственников убитого за проявленное ими терпение и великодушие. Отныне кровная вражда не только прекращалась, но и переходила в родственные отношения: прощенный убийца как бы замещал свою жертву и входил в семью убитого. Иногда такое замещение происходило и без предварительных церемоний.
Да, Всемогущий Аллах возложил на нас обязательство отвечать равноценным возмездием на убийство нашего ближнего, но, наряду с этим обязательством, в Священном Коране содержится ясный призыв – прощать своих обидчиков, то есть проявлять нравственный подвиг милосердия, в ответ на который Создатель проявит Свое Милосердие и по отношению к нам, прощая наши прегрешения. Не хотелось бы перегружать эту работу литературными или фольклорными примерами, но без них читатель вряд ли сможет оценить, насколько тяжкие последствия – моральные, психологические и физические – влекло за собой совершение в чеченском традиционном обществе убийства. И именно поэтому, несмотря на распространенный сегодня в европейской литературе стереотип, убийство среди чеченцев было исключительно редким явлением. Принцип общинной ответственности с неизбежной расплатой, которая настигала если даже не убийцу, то его ближайших родственников, создавал в обществе тот мораторий на убийства, на преступления, который обеспечивал безопасность людей несравненно более эффективным способом, чем в государственных системах с их громоздкими карательными институтами. При этом следует учитывать, что в чеченском обществе почти всегда месть падала на прямого виновника. А те исключительные случаи, когда возмездие настигало не убийцу, а его родственника, становились возможными только тогда, когда ближайшие родственники нарочито игнорировали свою обязанность перед Аллахом – следить за поведением и образом жизни своих ближних, воспитывать их в богобоязни, в строгих рамках этических и правовых норм, судя их, в случае проступков, в соответствии с заповедями Творца. Иначе ближайшие родственники не только не могут считаться «невиновными», но даже – верующими: «А всякий, кто судит не по тому, что Аллах явил, те – неверующие» (Коран, 5:44). Ведь в правовом отношении «судить не по тому, что явил Аллах» равнозначно тому, чтобы «не судить по тому, что явил Аллах». Поэтому следование верующих принципам общинной (кровнородственной) ответственности и есть то, что сохраняет общинные начала жизни и родоплеменной строй с его чётко действующим справедливым порядком. Таким образом, этот справедливый порядок обусловлен традиционным, общинно-родовым укладом жизни, а сохранение общинно-родового уклада жизни обусловлено его правовым стержнем – законом равноценного возмездия по принципу «око за око», субъектом которого является не индивид, а кровнородственная община.
Социальный порядок, структурируемый естественным законом, важное, но далеко не самое главное преимущество, которым обладает родоплеменной строй перед государством. Речь идет не только о «физической безопасности» людей, но и о том мощном нравственном поле, которое создавалось в обществе законом общинной ответственности. С точки зрения абсолютных ценностей гораздо важнее сохранность души, нежели тела. И хотя, как уже говорилось, неприкосновенность личности соблюдалась очень строго, родовой строй сохранял от деградации, от порчи и душу человека. И именно в этом проявляется весь великий смысл коранического утверждения: «Для вас в возмездии – основы жизни, о обладатели разума! Быть может, вы станете богобоязненными».
В самом деле, при тех крепчайших семейных и кровнородственных узах, которыми объединены между собой люди с родоплеменным сознанием, кто из них – без чрезвычайных обстоятельств – решится убить, ранить или оскорбить другого человека, сознавая, что тем самым подставит под ответный удар своих родных, свою «кровь», своих «ближних»?
Мы обязаны соизмерять все свои ценностные устремления, слова и дела с единственным источником Божественной истины – Священным Кораном, который не искажен ни мифами истории, ни ложью политики и в котором образцом многократно обозначен и признан родоплеменной уклад, но, тем не менее, даже искренне верующие не видят и поэтому не соблюдают ту часть коранических заповедей, которые регулируют их общественную жизнь.