19 августа 1991: старт чеченского политического сепаратизма
Национальный аспект предпосылок чеченского конфликта на фоне этнической политизации
История взаимоотношений чеченцев и русских, уходящая в глубь веков, знала как периоды сближения и взаимопонимания, так и периоды конфронтации и войн. С поразительным постоянством кавказские войны часто разворачивались вокруг территорий, занимаемых ныне Чеченской Республикой. Не стали исключением и события новейшей истории. Не случайно и в девяностые годы прошлого века кавказский конфликт разгорелся в том же регионе. Возникает настоятельная необходимость анализа причин этого явления. Откуда берётся взаимная нетерпимость и нежелание искать компромиссы? Почему негативные процессы в наших отношениях имеют тенденцию, возникнув на бытовом уровне, смещаться во все сферы жизни и заслонять собой то позитивное, что накапливается по крупице за долгие годы?
Анализируя ситуацию и сравнивая события, на первый взгляд кажется, что главным аспектом, влияющим на характер межнациональных отношений, является разный менталитет, традиции и обычаи, религиозные взгляды. Врагом взаимной толерантности, безусловно, является национальная кичливость, желание наделить свой этнос некими особыми качествами, ей не всегда присущими. В свою очередь подобные взгляды как бы заведомо исключают дискуссию, как форму поиска истины. По мнению некоторых аналитиков, корни этого явления кроются в некомпетентности и самонадеянности власть предержащих. Как стали возможны полноценные боевые действия в Чеченской Республике, во время которых погибли десятки тысяч мирных жителей, причём преимущественно русскоговорящих? С лица земли был стерт один из самых крупных и красивых городов Северного Кавказа. И наверняка, все возможные негативные последствия этой войны и сегодня не могут быть полностью учтены. Что же происходило в Чечено-Ингушской республике накануне войны?
Ситуация начала ухудшаться с изменением событий в Советском Союзе. С приходом к власти Михаила Горбачева, политика КПСС - единственной партии власти СССР, изменилась в сторону демократизации и децентрализации. В обществе стало можно то, чего нельзя было делать буквально год назад. По всей стране начались митинги, направленные на оздоровление экологической ситуации, стали выдвигаться и политические требования. Примерно по этому же сценарию разворачивались события и в Чечено-Ингушской АССР. Но в Чечено-Ингушской республике к общесоюзным политическим нововведениям добавился местный колорит. На волне борьбы против строительства биохимического комбината в городе Гудермесе проходили многочисленные митинги, которые с окраин постепенно переместились в центр столицы республики города Грозного, к зданию Обкома КПСС. Следует заметить, что по данным переписи населения на тот период чеченцы составляли не более 30 % от общего числа жителей города.
Наряду с требованиями о сохранении экологии, стали звучать политические требования отставки правительства, независимости от России. В то время по всей стране всерьёз обсуждался вопрос конфедеративного устройства государства. Митингующие требовали немедленного выделения жилья чеченцам, пострадавшим в национальных и бытовых конфликтах, вернувшихся из других республик. Для этого требовалась свободная жилая площадь. Тогда же появились первые националистические лозунги типа: «Татары - в Казань, русские - в Рязань, ингуши - в Назрань». Очень часто эти митинги были несанкционированными, во главе их был один и тот же персонаж - инженер объединения "Вторчермет" Хож-Ахмед Бисултанов.
Летом 1989 года группу чеченцев изгнали из Казахстана, из Нового Узеня, в связи с бытовыми конфликтами, имеющими зачастую национальную подоплеку. Аналогичные события произошли и в Узбекистане. Более 200 семей с детьми и стариками приехали в Чечено-Ингушскую республику на правах беженцев и стали требовать места для проживания. Учитывая, что во второй половине 80-х годов практически прекратилось жилищное строительство в Грозном, а у беженцев не было средств к существованию, правительство было вынуждено полностью передать для их проживания центральную грозненскую гостиницу «Чайка», но и это не решило всех проблем, так как люди настойчиво требовали благоустроенного жилья. Такой возможности у республики не было. Этот конфликт подлил масла в огонь националистических проявлений. Начались бессрочные митинги, на которые людей организованно из сел доставляли автобусами. Усилились притеснения по национальному признаку, особенно в адрес русского населения.
Поскольку абсолютное большинство участников митингов были вайнахами (чеченцами и ингушами), и правоохранительные органы по большей части так же состояли из вайнахов, то учитывая традиции взаимоотношений чеченцев и ингушей между собой, многие представители власти не вполне добросовестно выполняли функции по недопущению несанкционированных митингов. Стали звучать выступления беженцев с требованием о выселении из республики людей «не чеченской национальности». Таким образом, витавший в воздухе дух укрепления «национального самосознания» получил дополнительный стимул.
С ведома Москвы в тот же период в республике стали происходить изменения в сторону передачи власти в государственных и партийных органах этническим чеченцам. В частности, первым секретарем Чечено-Ингушского Обкома КПСС был выбран Доку Завгаев, который пытался проводить умеренную национальную политику, что вызвало противодействие со стороны агрессивно настроенных националистов. Митингующими выдвигались требования замены всех руководителей на этнических чеченцев, разделяющих их взгляды. Митинги стали разрастаться, люди организовывались в колонны, маршировали по городу с лозунгами и транспарантами, наводя страх на русское население. Такая политическая ситуация, вместе с притеснениями на бытовом уровне и ростом грабежей, подстегнула миграцию за пределы Чечено-Ингушской Республики в 1989 году. Поднималась волна насилия.
Пик нагнетания нетерпимой обстановки в национальных отношениях пришёлся на 1991 год. Именно в этом году в политической жизни Чеченской Республики появилась новая политическая фигура – советский генерал авиации Джохар Дудаев. По мнению сепаратистов именно он соответствовал всем качествам, которые должны быть характерны для лидера чеченцев. Дудаев приехал в республику, активно вошёл в политическую жизнь и занял в ней лидирующее положение. Организованный им Общенациональный Конгресс Чеченского Народа (ОКЧН) вступил в конфликт с существовавшей на тот момент властью. Он открыто провозгласил национальное доминирование чеченцев в республике, потребовал самороспуска Верховного Совета и ареста Доку Завгаева.
Очень часто митинги, организуемые ОКЧН, отличались несдержанностью и присутствием националистических лозунгов. Организатор предыдущих митингов Бисултанов был осмеян ими за мягкотелость. Была провозглашена новая цель - Чеченская Республика для чеченцев. Для достижения этой цели использовались разные методы, некоторые из них были далеки от правовых. Убийство председателя Городского Совета, одновременно занимавшего должность первого секретаря грозненского горкома КПСС Виталия Куценко стало одним из звеньев этой цепи.
События, начавшиеся 19 августа 1991 года в Москве, связанные с временным отстранением Горбачева от власти и созданием ГКЧП, были умело использованы Джохаром Дудаевым. Он обвинил действующий Верховный Совет в пособничестве ГКЧП. Приехавший после ареста ГКЧП в Грозный бывший спикер Российского Парламента, на тот момент и.о. председателя Верховного Совета РСФСР Руслан Хазбулатов, на городском активе заявил о необходимости ареста первых руководителей Чечено-Ингушской Республики как пособников ГКЧП, что было на руку Джохару Дудаеву. Дудаев рвался к власти, но ему нужна была видимость легитимности. Поскольку он правильно понимал, что в этот острый момент чистоте выборов никто не будет уделять внимания, он дал команду поставить на центральной площади города Грозного несколько урн, и напечатать бюллетени. Те, кто хотел, мог бросать в эти урны любое количество бюллетеней без предъявления каких-либо документов. После этого были опубликованы данные о том, что большая часть избирателей проголосовала за Дудаева. Он стал Президентом Чеченской Республики, назвав ее Чеченская Республика Ичкерия, а город Грозный переименовал в город Солж-Гала.
Началась новая эра, русскоязычное население более активно подталкивалось к выезду из Республики. Местное телевидение перестало вещать на русском языке, руководящие органы, набранные новым Президентом, проводили совещание на чеченском языке. Стали появляться известия о похищениях и убийствах видных деятелей из числа русского населения, например похищение и убийство ректора Чечено-Ингушского университета профессора Кан-Калика в 1991 году.
Дудаев смог добиться того, что в его распоряжение, без всякого сопротивления, были переданы армейские склады с военной техникой и боеприпасами. Безусловно, без одобрения московского начальства такое произойти не могло. Стоит ли говорить о том, что на следующий день всё это свободно продавались на Грозненских рынках, а бандиты получили в своё распоряжение боевое оружие и боеприпасы. Волевым порядком были отстранены от должности многие руководители среднего и высшего управленческого звена. Должности Дудаев раздавал своим помощникам как награду за активное участие в захвате власти.
Даже краткий анализ этих событий 20-летней давности указывает на то, что происходящее в Чеченской республике на тот момент, развивалось адекватно событиям в Советском Союзе, но с поправкой на северокавказский менталитет. Последовательность событий была такая - ослабление центральной власти вызвало ослабление власти в республике. Наступил паралич в работе правоохранительных органов. Объявленная Горбачевым политика социализма с человеческим лицом явно не работала, а эффект пара, вырвавшегося из чайника с запаянным носиком был на лицо. То, что годами преподносилось как мудрая национальная политика, на самом деле приводило к накапливанию критической массы недовольства в чеченском обществе, и сигнал, поступивший из центра, о демократизации и о взятии неограниченного суверенитета в неограниченном объеме, был истолкован некоторыми представителями чеченского общества как открывающаяся вседозволенность.
Таким образом, националистическая подоплека уже тогда дала метастазы в политическую плоскость и, в конечном счете, привела к катастрофе.Иван Иванычу.
Хорошая мысль. Разбавили нас русскими и что в итоге. ФСБ,МВД,Прокуратура на сегодня ,самое слабое звено в Кабардино-Балкарии.
Вам надо пристальней и без штампов вглядется в Кавказ.Впрочем умные люди свой выбор сделали и не очнь об этом жалеют,поскольку мы сохранили то,что некоторые давно потеряли.Вера,дом,семья,земля,отечество,свобода,справедливость.Держитесь за это и бог даст,вы не пропадете.
Наверное вы полагаете, что на Кавказе национализм махровее, чем в той же Москве? И поэтому предлагаете прислать нам самую 'толерантную' часть русских - ментов? Да будет вам известно, что так 'обсасываемые' на этом сайте факты недавно начавшихся нападений на русское население в Прохладненском и Майском районах КБР начались после того, как до этого в республику почти ежемесячно стали привозить тела убитых скинхедами в МСК адыгов. Ранее всё было тихо и мирно, русских и сейчас в других районах никто не обижает.
Наверное вы полагаете, что на Кавказе национализм махровее, чем в той же Москве? И поэтому предлагаете прислать нам самую 'толерантную' часть русских - ментов? Да будет вам известно, что так 'обсасываемые' на этом сайте факты недавно начавшихся нападений на русское население в Прохладненском и Майском районах КБР начались после того, как до этого в республику почти ежемесячно стали привозить тела убитых скинхедами в МСК адыгов. Ранее всё было тихо и мирно, русских и сейчас в других районах никто не обижает.
На Кавказе и по сей день очень мало законности и порядка. Уголовный кодекс применяется очень избирательно, а "уважаемого человека" посадить вообще невозможно. Куча преступлений остается нерасследованными хотя все знают, кто их совершил. Эта гнилая система порождает недоверие к власти и желание у самых горячих голов смести эту всю властную помойку. Главное условие нормализации ситуации на Кавказе, чтобы везде работал закон и не было неприкасаемых, которым можно все и насиловать и убивать и воровать. Люди хотят справедливости, а если ее нет, то начинается бандитское подполье. И во всех республиках нужно во все властные и правоохранительные структуры 50/50 назначать русских и татар, которые бы разбавляли весь этот местный национализм.
Уважаемый Май, расскажу Вам другую историю. В самом начале 90-х поехали спортшколой в Архыз. Нас поселили 6 детей в коттедже из дерева. Как-то очень захотелось в туалет (а в домике не было: не достроили). Ну, мы - дети: залезли под домик (на сваях) чтоб "выдавить пасту", что называется. А там уже "сидел" Андрей - мл. тренер. Буквально через день нас распекал старший тренер (абазин Хапсироков), что если мы - люди, то должны перестать вести себя по-свински. Тут же стоял Андрей (на которого даже не подумали и которого, соответственно, никто и не сдал) с искренне негодудящим лицом. Так я к тому, что под домиком ср...л т.н. интернационал, а отчитывал абаза. Но ведь это не значит, что русские, черкесы и украинцы говнюки, а абаза - красавчики. Так же и в вашей истории, думаю, не все чечнские подростки определённого возраста "успели" погадить в шкаф: только те, кто "не вытерпел". Да и удивляться не стоит: если бы был туалет в их комнате, то и ходили бы они в туалет, а не в шкаф. В любом случае, я помню, как в РФ с бытовыми условиями: десять домиков в лагере и один-два туалета на всех. Думаю, намёк чеченски
Не знаю как себя вели чеченцы в Казахстане, из Новом Узене? Наверное очень хорошо, за что их и изгнали. Но в Нальчике их поведение просто вызывающее. Не заю может ли быть наглость национальной чертой - но для чеченов может. Посмотрите как вели их дети в наших саноториях и домах отдыха.У меня был почти комический случай: я сопровождал детей в альплагерь Безенги. В составе моей группы был мальчик балкарец по национальности, который очень хвалил чеченов за то, что они ненавидят русских, убивают их, обращают в рабство и т.д.Поскольку ему было лет 14, я старался в корректной форме говорить ему о вреде национализма и т.д.Перед нашим заездом в Безеги "отдыхали" чеченские "дети"- лет по18-20.По повидению Господнему ему и группе таких же русофобов досталась комната, где жили чеченские "дети". Через день- два он пришел с жалобой о плохом запахе и комнате и невозможности пользоваться платяным шкафом т.к. чеченцы устроили из шкафа туалет и он фактичеки был заполнен калом. Да простит меня Господь, но измученный этими юными русофобоми, я дня два- три решал этот вопрос, тянул и ходил туда- сюда к
Знаете почему в России всегда будут 'сепаратисты'? Потому, что у русских отсутствует стратегическое мышление. Плюс врождённое стремление к тоталитаризму. Причём для вас всегда является новостью, что другие народы пребывание в составе РФ напрягать. Например, русские власти отменили графу 'национальность', запретили перевод алфавитов других наций на латиницу, запретили фото в хиджабе, отменили выборы президентов субъектов, сейчас отменяют саму эту должность. За последние 10 лет от полномочий местных властей постепенно остался мизер. В нац.республиках упразняют управления ФНС, почты и др.учреждений перенося их в соседние области и края. Я уже не говорю про уменьшения национального компонента в образовании и телевещании. Всё это стало возможным благодаря системе управления республиками ч/з корумпированных (читай - подконтрольных) глав.
Это всё мы видим. Видим как теряем те вещи, которые нас убедили в 1990-х добровольно остаться в составе РФ. И запоминаем, что русским верить нельзя, все их 'уступки' временны. Но вы этого не видите и будете сильно удивлены 'неожиданному&
А,может, попытаться - всё-таки мы все люди? Представляете: нет больше военных баз на Кавказе, нет больше террактов в России, все ездят в гости друг к другу и кушают мамалыгу. Хьабырщыбырочень хорошо сказано.Честно. Но нужно не только Русским но и вам нужно стремиться к этому а не отталкивать народ.Если идти то идти против власти и вместе. И не обращать внимание на провокаторов. Понимаешь о чем я?
Очень странно, потому что я склонен считать, что это Россия не выживет без Чечни, КЧР, КБР, Ингушетии, Осетии, Дагестана, Татарстана, Ханты-Мансиского региона, Ямало-Ненецкого региона, Тюменьской области, Дальнего Востока. Собственно, и России то нет как таковой без этих регионов - Московия только. В общем, всё взаимосвязано, Глеб. Можно жить в соседстве и дружбе, а можно и во лжи и конфронтации. Только вот между друзьями должно быть полное доверие - то, чего нет между народом и властью в РФ. И на этом фоне отличные от русского народы начинают искать хоть какой-то, но свой, отличный от существующего неприемлимого. И тут появляются люди вроде Вас и говорят:"Не, не выжить вам без нас". А откуда Вам знать, Глеб? Уже 150 лет не пытались жить без России. А,может, попытаться - всё-таки мы все люди? Представляете: нет больше военных баз на Кавказе, нет больше террактов в России, все ездят в гости друг к другу и кушают мамалыгу.
Без России Чечне не выжить.